Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей экономики Мурманской области, играющей важную роль в социально-экономической специализации региона. Свидетельства этому мы находим в многочисленных документах Северной хозяйственной ассоциации рыбопромышленных предприятий, управлений «Главмурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот», Мурманского тралового флота и других учреждений, фонды которых находятся на хранении в Государственном архиве Мурманской области. Не менее ценным источником являются документы личного архива Георгия Михайловича Бородулина - ветерана рыбной промышленности, прошедшего путь от механика тралового флота до начальника «Севрыбхолодфлота», Почетного гражданина города Мурманска. Бородулин Георгий Михайлович родился 8 декабря 1911 г. в г. Санкт-Петербурге[1] в семье служащего. В 1927 г. окончил школу № 146 г. Ленинграда, затем работал разнорабочим на различных стройках, инструментальщиком в мастерских, мотористом на катерах. С 1931 г. по 1932 г. Георгий Михайлович учился на курсах механиков-дизелистов Ленинградского учебно-курсового комбината «Севсоюзрыба», после чего был направлен в Мурманский траловый флот. До 1938 г. работал на рыболовных траулерах РТ-56 «Белуга», РТ-51 «Лещ» и РТ-55 «Кета» третьим, вторым и старшим механиком. В конце 1938 г. был переведен старшим механиком на яхту «Жемчужина Севера» Мурманского тралового флота. В начале Великой Отечественной войны яхта «Жемчужина Севера» со всем своим личным составом была мобилизована в состав Северного флота и использовалась как посыльное судно «ПС-1» штаба Северного флота. Г.М. Бородулин служил командиром БЧ-5[2]. В декабре 1945 г. был демобилизован и вернулся на Мурманскую базу военизированного тралового флота старшим механиком яхты «Жемчужина Севера». За боевые заслуги Г.М. Бородулин удостоен государственных наград: орденов Отечественной войны 2-й степени (1945 г., 1985 г.), медалей «За оборону Советского Заполярья» (1945 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.). В декабре 1946 г. Георгия Михайловича назначили главным инженером приемо-транспортной конторы Кольского госрыбтреста. Особенно проявились организаторские способности Георгия Михайловича, когда Кольскому госрыбтресту поручили готовить суда для опытных сельдяных экспедиций к Исландии и Шпицбергену. Самое непосредственное участие принимал он в создании сельдяного флота. С 1 января 1950 г. Г.М. Бородулин переведен в управление «Мурмансельдь» главным инженером, а с 1957 г. становится начальником этого же управления. В 1965 г. Георгий Михайлович назначен начальником вновь организованного управления рефрижераторного и приемо-транспортного флота «Севрыбхолодфлот». Бородулин Г.М. участвовал в организации освоения круглогодичного лова атлантической сельди. За многолетнюю и безупречную работу в рыбной промышленности Г.М. Бородулин неоднократно награждался: орденом Трудового Красного Знамени - в 1950, 1954 и 1974 гг., орденом Ленина - в 1954 и 1963 гг., орденом Октябрьской революции - в 1971 г. и т.д. В 1974 г. Георгию Михайловичу Бородулину было присвоено звание «Почетный гражданин города Мурманска» и назначена персональная пенсия республиканского значения. В июле 1974 г. Георгий Михайлович ушел на заслуженный отдых, но и будучи на пенсии трудился - консультировал, писал книги. В 1987 и в 1994 гг. были опубликованы его книги «Неизменным курсом» и «Ничего, кроме правды»[3] - о создании и развитии одного из ведущих предприятий Северного рыбопромыслового бассейна - производственного объединения «Мурманрыбпром». 14 марта 1991 г. Г.М. Бородулин ушел из жизни. Похоронен в г. Ленинграде. В 2002 г. в Государственном архиве Мурманской области был создан личный фонд Г.М. Бородулина (Р-1308). Характерным атрибутом этого фонда является наличие в нем большого количества подлинных редких фотографий 1930-х - 1980-х гг., отражающих как служебную деятельность самого фондообразователя, так и историю становления рыбопромыслового флота Северного бассейна. На самых ранних фотоснимках в фонде, сделанных в 1934 г., изображен рыболовный траулер «Белуга» - типичное промысловое судно того периода. На нескольких фотоснимках 1948 г. запечатлен экипаж плавбазы «Тунгус» во главе с капитаном-директором С.И. Кавалеровым - участники первой исландской сельдяной экспедиции - знаковой кампании, успешная реализация которой доказала техническую возможность советского рыболовного флота вести экспедиционный промысел сельди в водах Северной Атлантики. Снимки 1950-х гг., на которых в основном изображены средние рыболовные траулеры, наглядно иллюстрируют рост флота и освоение отдаленных районов Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Имеется фотография сейнер-траулера «Сортавала» - нового типа судна, получившего распространение во 2-й половине 1970-х гг. Все эти фотоснимки позволяют нам судить об эволюции мурманского рыбопромыслового флота за длительный период времени. Часть фотоснимков иллюстрирует случавшиеся с судами аварийные ситуации. Сохранились фотографии взорванного котла СРТ[4]-155 «Амгунь» 1953 г., транспортного рефрижератора «Иван Айвазовский» после столкновения с транспортным рефрижератором «Виктор Лягин» 1969 г., подъема учебного судна «Компас», затонувшего у берега Мурманского торгового порта в 1973 г. и др. В фонде имеются фотографии, запечатлевшие трудовые будни промысловиков, сопровождающие рейсы сложности, например, обледенение корпуса судна в связи с погодными условиями, отсутствие квалифицированной медицинской помощи на борту. Большой интерес представляют снимки Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина во время их визита в г. Мурманск в 1967 г. Принимая во внимание всю важность развития рыбной промышленности для Мурманской области в частности и для страны в целом, высокопоставленные лица посетили плавбазу «Северодвинск» управления «Севрыбхолодфлот», на борту которой и были сделаны фотографии. Большая часть текстовых документов фонда также посвящена развитию рыбной промышленности региона. Важное место в фонде занимают воспоминания Георгия Михайловича Бородулина об истории создания и становления рефрижераторного и приемо-транспортного флота «Севрыбхолодфлот». Этот комплекс документов затрагивает многие вопросы: первые шаги нового флота, строительство транспортных рефрижераторов, их освоение и использование, первые опыты по механизации передачи улова с промысловых судов на плавбазы, создание и внедрение автоматизированной системы управления производством, перспективы дальнейшего развития флота и т.д. Многие документы посвящены проблеме аварийности на флоте, в частности проведению спасательной операции по подъему учебно-производственного судна «Компас», затонувшего 1 января 1972 г. во время шторма в Кольском заливе. Среди них - личная и служебная переписка Г.М. Бородулина с организациями г. Мурманска, акты обследования аварийного судна, техническая документация для проведения подъемных работ и другие документы, подтверждающие всю сложность работы Георгия Михайловича, на которого была возложена организация мероприятий по подъему судна. Сохранились в фонде документы об изобретательской и рационализаторской деятельности Г.М. Бородулина, говорящие о богатом практическом опыте механика на морских судах. Это авторские свидетельства Г.М. Бородулина на несколько изобретений, предназначенных для предотвращения столкновения швартующихся судов в открытом море на волнении - швартовный и пневматический кранцы. Также имеются расчеты экономической эффективности от внедрения его изобретений и рацпредложений. Познакомиться с текстовыми документами фонда можно в читальном зале ГОКУ ГАМО, просмотр всех фотодокументов фонда доступен в системе АИС ДАФ МО.
[1] г. Санкт-Петербу́рг с 18 (31) августа 1914 г. до 26 января 1924 г. именовался г. Петрогра́д, с 26 января 1924 г. до 6 сентября 1991 г. переименован в г. Ленингра́д [2] Согласно корабельного устава - электромеханическая боевая часть [3] «Ничего, кроме правды» - уже после смерти автора [4] СРТ - средний рыболовный траулер
|
1. Бородулин Георгий Михайлович 2. Г.М. Бородулин (в центре слева) на первомайской демонстрации. г. Мурманск. 1958 г. 3. Команда РТ-56 «Белуга» во время лова. Баренцево море. 1934 г. 4. Первая исландская сельдяная экспедиция. Плавбаза «Тунгус» на промысле. 1948 г. 5. Сейнер-траулер «Сортавала» 6. Паровой котел СРТ-155 «Амгунь» после взрыва. 1953 г. 7. Санитарный вертолет канадской береговой службы, прибывший для эвакуации с плавбазы управления «Севрыбхолодфлот» тяжело больного моряка. 1964 г. 8. Обледенение транспортного рефрижератора «Алексей Веницанов» управления «Севрыбхолодфлот». Гренландское море. 1985 г. 9. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и председатель Совета Министров А.Н. Косыгин на борту плавбазы «Северодвинск» управления «Севрыбхолодфлот». г. Мурманск. 1967 г. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|