Мурманский морской рыбный порт - первые шаги

Мурманский морской рыбный порт - первые шаги

Создание Мурманского морского рыбного порта было одним из целого ряда  мероприятий, которые в первой половине 1930-х гг. предпринимало советское правительство с целью перестройки всей рыбной промышленности на Мурмане. Главной их целью было формирование таких организационных структур в управлении рыбной промышленностью в регионе, которые бы позволили укрепить ее материально-техническую базу, повысить качество работы и рентабельность предприятий, а также успешно решать проблемы текучести кадров, плохой организации труда и неудовлетворительного культурно-бытового обслуживания работников.

Одной из главных структурных проблем рыбной промышленности региона был разрыв между быстрым ростом тралового флота и недостаточным развитием обслуживающих его береговых предприятий, который сложился в начале 1930-х гг. Отраслевыми органами управления, такими как Народный комиссариат снабжения СССР,[1] предпринимались различные меры по преодолению этого разрыва.

В приказе от 2 апреля 1932 г. нарком снабжения СССР А.И. Микоян объявил о включении снабжения объектов берегового строительства Севтралтреста в число ударных строек.[2] Следующим шагом стал приказ Наркомснаба СССР от 26 декабря 1933 г., согласно которому с 1 января 1934 г. произошло объединение Северного государственного тралового треста («Севтралтрест») и Мурманского государственного рыбопромышленного треста («Мургосрыбтреста») в один государственный трест - Мурманский государственный рыбопромышленный трест «Мурманрыба».[3] Как отмечалось в отчете о хозяйственной деятельности треста «Мурманрыба» за 1934 г., «важнейшей причиной объединения двух рыбных трестов Мурмана явилась необходимость быстрейшего освоения мощных сельдяных ресурсов Баренцева моря, с которыми не мог справиться «Мургосрыбтрест» ввиду слабости его технической базы и кадров. Грандиозные перспективы превращения Мурмана в передовой район рыбной индустрии Союза, в частности, сельдяной индустрии, настойчиво требовали согласованного использования всех наличных технических и людских ресурсов государственной рыбной промышленности Мурмана...».[4]

Первый год существования треста можно охарактеризовать как организационный, в ходе которого происходили изменения в структуре треста и предприятий. В дополнение приказа заместителя Наркомснаба СССР К.В. Уханова[5] от 23 мая 1934 г. приказом управляющего треста «Мурманрыба» М.С. Светова[6] от 29 мая 1934 г. с 1 июня было организовано Управление рыбного порта.[7] В приказе от 3 июня 1934 г. по тресту «Мурманрыба» говорилось, что целью создания Управления было обеспечение лучшего обслуживания тралового и приемно-транспортного флота, ликвидация обезлички при руководстве предприятием, укрепление единоначалия в рыбном порту, а также жесткая борьба с правонарушениями в зоне порта и усиление охраны социалистической собственности. Этим же приказом было утверждено Положение о рыбном порте.[8]

В состав Управления, помимо самого рыбного порта, вошли и другие подразделения: топливно-энергетическая станция, угольная база, водопроводы на тралбазе и в Тюва-Губе, строительная контора «Мурманрыба», вооруженная пожарная охрана и комендатура. Состав организаций, подчинявшихся Управлению, в последующие годы неоднократно менялся. Первым начальником рыбного порта был назначен Николай Лукич Полозов.

За семь предвоенных лет работы Управления рыбного порта его возглавляли 7 руководителей:

  • Николай Лукич Полозов (июнь - октябрь 1934 г.);[9]
  • Н.В. Коваль[10] (ноябрь - декабрь 1934 г.);
  • Карл Андреевич Кальнин (декабрь 1934 г. - апрель 1936 г.);
  • Арнольд Августович Лаар (апрель 1936 - январь 1938 г.);
  • Михаил Иванович Маркелов (февраль 1938 г. - май 1939 г.);
  • Исидор Яковлевич Машенджинов (май 1939 г. - июнь 1940 г.);
  • Александр Тарасович Сидоренко (июнь 1940 г. - ноябрь 1942 г.).

Основными функциями Управления были:

  • портовый надзор и наблюдение за выполнением указаний Регистра, контроль судовых документов всех судов в акватории рыбного порта;
  • техническая эксплуатация портовых сооружений и руководство движения судов в порту;
  • обслуживание флота «Мурманрыба» буксирными и спасательными судами;
  • снабжение судов и предприятий треста углем, электроэнергией, паром, водой и производство электромонтажных работ;
  • производство ремонтно-строительных работ на территории порта;
  • осуществление пожарной и сторожевой охраны.[11]

Управление рыбного порта, как и другие предприятия созданного треста «Мурманрыба», планировалось перевести на полный хозрасчет[12] и прямое банковское кредитование уже с первых месяцев работы треста. Однако тяжелое финансовое положение «Мурманрыба», недостаток оборотных средств препятствовали выполнению этих планов. Лишь с 15 ноября 1934 г. все предприятия треста были переведены на хозрасчет.

Важным направлением в работе рыбного порта в довоенный период было его техническое  развитие с целью преодоления разрыва между уровнем развития промыслового флота и предприятиями рыбного порта, занимавшимися его обслуживанием. В записке Мурманской окружной плановой комиссии о состоянии и развитии рыбной промышленности Мурманского округа в 1935 г. дается описание технического отставания рыбного порта.

«Мурманский рыбный порт и рыбообрабатывающие предприятия мурманской базы, - отмечено в ней, - строившиеся с расчетом на обслуживание тралового флота, обработку продуктов тралового промысла: треска, пикша, окунь и прочее, в своих отдельных частях увязываются с мощностью тралового флота, но когда тральщики в большом количестве вместо тралового промысла стали использоваться как транспортные средства для перевозки сельди, и вместо 20-25 суток оборачиваемости тральщики стали иметь среднюю оборачиваемость 4-6 суток, и когда на базу стало поступать вместо 250 тонн продукции 1200 тонн и выше, причем преимущественно сельди, - то рыбный порт и обрабатывающие предприятия базы явно стали не справляться с последним.

Одним из наиболее узких мест на пути потока сельдяных и рыбных грузов является рыбный порт. Рыбный порт хотя и имеет в настоящее время 14 причалов, но техническая вооруженность причального фронта настолько слаба, что последняя ни в коей мере не соответствует возрастающему потоку рыбных грузов. Погрузочно-разгрузочные механизмы имеют недостаточную мощность. Производительность механизма, применяемого в основном на базе передвижных электролебедок, низка - 80-100 тонн в сутки. Однако стеллинги - стационарные механические перегружатели, дающие при экономии в рабочей силе на 20% производительность выше на 25%, а следовательно сокращающие простои каждого тральщика на 15 часов, применяются только на трех причалах. Да и кроме того  разгрузка судов происходит только на 5 причалах из имеющихся 14, так как против остальных отсутствуют рыборазборочные склады и обрабатывающие и подсобные предприятия. И, наконец, необходимо особо отметить, что как рыба, так и сельдь, так и соль и лед транспортируются по базе единственными средствами - вручную на тачках, нередко на расстояние в 300-400 метров».[13]

Первые годы работы рыбного порта были крайне напряженными и тяжелыми. В 1934 г. была значительно увеличена причальная линия порта. Количество причалов на тралбазе, принимавших рыболовецкие суда, выросло с 10 до 14, с 644 погонных метров до 837. Однако в период сельдяной путины у причалов стояло одновременно 30-35 судов, которые группировались у 5 и 6 причалов как наиболее удобных для выгрузки сельди. Это привело к тому, что у причалов вместо стоянки по правилам не более 2 судов стояло до 4 судов, остальные стояли на рейде. Во время путины  использовались только 6 электролебедок из 14, имевшихся в порту. Причалы, где стояли стеллинги[14] на обслуживание свежьевых траулеров,[15] мало использовались для выгрузки соленой рыбы, что приводило к неполной загрузке стеллингов. Недостаточным было и количество плавсредств, которые обслуживали суда в акватории порта. Портофлот состоял из 2 буксиров, ранее принадлежавших промысловому флоту, 1 спасательного судна и 5 плавсредств, принадлежавших порту. В 1934 г. вступили в эксплуатацию 1 портовый буксир и 2 спасательных судна. Был введен в эксплуатацию солеэлеватор на 20 тонн. Недостаточной была емкость топливной базы, из-за чего тормозилась работа по обслуживанию траулеров. Складская площадь составляла 26, 6 тыс. кв. м и  была рассчитана на хранение 27 500 тонн угля, но в летний период она использовалась для хранения 43 000 тонн. Это значительно затрудняло сортировку угля и приготовление различных угольных смесей для кораблей. Большие проблемы в рыбном порту возникали с водоснабжением и подачей пара.[16]

В первые годы после организации Управления шло активное развитие инфраструктуры рыбного порта. Выросла причальная линия: на 1 января 1940 г. она состояла уже из 17 причалов длиной в 1086 погонных метров.[17] Большая работа велась и по улучшению состояния причальной линии. К 1935 г. ее эксплуатация без предварительного ремонта была невозможна. Порт произвел ремонт верхнего настила причалов площадью 2400 кв. м, кроме того уложил брусья и причальные рамы длиною 650 погонных метров. Было установлено 5 новых стеллингов, однако до 13 сентября 1937 г. вся механизация порта находилась в ведении Управления тралового флота. Прием судов с большой осадкой, которые из-за малых глубин у причалов были вынуждены разгружаться на рейде, требовал привлечения излишней рабочей силы и приводил к удорожанию стоимости рыбы. Чтобы исправить ситуацию были произведены дноуглубительные работы между 4 и 14 причалами.[18] Дноуглубительные работы в порту проводились и в последующие годы.

По сравнению с 1934 г. увеличилось количество судов, составлявших портофлот. Если на начало 1935 г. флот состоял из 11 судов, то на  1 января 1939 г. он состоял уже из 55 единиц и включал 7 самоходных судов, 7 несамоходно-транспортных барж, 3 буксира, 1 учебное судно и другие вспомогательные суда.[19]

Руководство Управления рыбного порта предпринимало активные шаги по созданию из предприятий, составлявших рыбный порт, единого хозяйственного организма. Важным элементом в работе порта было энергохозяйство. Мощности портовой электростанции было недостаточно для снабжения всего предприятия. Поэтому в 1936 г. было произведено переоборудование электросети порта для приема электротока с Туломской ГЭС. Провели электроснабжение и к вводимым в эксплуатацию новым предприятиям рыбокомбината - коптильному и рыборазборному заводам.[20]

С начала 1938 г. электростанция, котельная № 1, паро- и водопровод были объединены в единое хозяйство, ведавшее всей энергетической частью порта. В 1939 г. была введена в эксплуатацию котельная № 2. Однако в пиковые периоды продолжала ощущаться острая нехватка электроэнергии, приводившая к серьезным сбоям в работе. В акте от 15 ноября 1937 г., составленном межведомственной комиссией, описываются меры, которые приходилось предпринимать руководству порта, чтобы избежать аварий в пиковые периоды потребления электроэнергии: «Начиная с октября месяца стала сильно увеличиваться нагрузка на трансформатор, установленный на подстанции № 2 рыбного порта, за счет постройки мелких предприятий, новых причалов причальной линии, рыбозавода № 1, поэтому, чтобы избежать аварий с трансформатором из-за сильного перегрева обмоток, обслуживающий персонал электростанции вынужден был часть нагрузки снять с этого трансформатора.

Начиная с 15 октября 1937 г., совсем выключено наружное освещение территории рыбного порта, питающегося от подстанции № 2 и в момент пиков нагрузки днем и вечером выключается или освещение рыбозавода № 1 и все сварочные аппараты или улица Тралбаза, такелажная мастерская, кузница промфлота, амбулатория, пожарная команда, гараж и поселок Восстания[21]».[22]

Ежегодно увеличивалась протяженность паро- и водопроводной сети. В 1936 г. длина водопроводной магистрали составляла 6537 погонных метров, а паропроводной - 2437 погонных метров.[23] На 1 января 1940 г. длина водопроводной сети составляла 7917 погонных метров, а паропроводной - 3472 метра.[24] Помимо увеличения длины сетей, происходила также замена труб на трубы большего диаметра. Несмотря на эти изменения, в отчетах Управления подчеркивалось, что техническое состояние паро- и водопроводной магистрали оставляло желать лучшего, а сами магистрали не обеспечивали нужд рыбного порта и других предприятий треста «Мурманрыба» в паре и воде.

Расширялись мощности угольной базы. Увеличилось количество причалов базы с 4 до 6, что обеспечивало одновременную погрузку 6 траулеров. В довоенный период планировалось построить еще 2 причала.  Площадь угольной базы увеличилась с 26600 кв. м в 1934 г.[25] до 31556 кв. м к 1940 г.[26] Увеличение площади базы позволяло хранить одновременно 75 тыс. тонн угля. В Мурманский рыбный порт поступал уголь различных сортов из Донбасса и с архипелага Шпицберген.

Несмотря на то, что материально-техническая база рыбного порта улучшалась, в работе портовиков по-прежнему имелись большие недостатки. Вопреки всем предпринимаемым руководством порта усилиям, уровень механизации работ в порту оставался низким, в особенности на угольной базе. В порту случались многочисленные аварии, приводившие к убыткам. В 1939 г. по рыбному порту размер этих убытков превысил 15 тыс. рублей.[27]

Важным днем в довоенной истории Мурманского рыбного порта стало 7 июня 1937 г., когда отраслевыми органами управления было издано два приказа, существенно изменившие его статус. Наркомом водного транспорта СССР Н.И. Пахомовым и наркомом пищевой промышленности СССР А.И. Микояном был подписан совместный приказ  № 305/854 о предоставлении Управлению Мурманского рыбного порта права по осуществлению портового надзора в пределах границ порта, а также в рыбных гаванях Порт-Владимира и Териберки. В развитие этого приказа А.И. Микоян подписал приказ № 853 по Народному комиссариату пищевой промышленности СССР о присвоении Мурманскому рыбному порту прав порта 1-го разряда.[28] Начальнику рыбного порта А.А. Лаару надлежало организовать портовый надзор  также в Порчнихе,[29] Харловке и Тюва-Губе.[30]

Рост хозяйства рыбного порта происходил и в последующие годы. С января 1938 г. в его состав были переданы морской транспортный флот, составлявший свыше 60 судов, с 635 рабочими и автогужевая транспортная контора с количеством рабочих 775 человек. Оба этих хозяйства были убыточными. Транспортный флот, подчиненный в прошлом тресту «Мурманрыба», имел убыток за 1937 г. около 9 млн. рублей. Руководство порта предприняло энергичные меры по исправлению ситуации. Начался ремонт основных плавсредств флота, которые до этого работали на износ. За первое полугодие 1938 г. удалось увеличить автопарк транспортной конторы с 28 машин, которые были на 1 января 1938 г., до 60. Лошадей вместе с молодняком было 170 голов. Однако ситуация менялась медленно. План за первое полугодие 1938 г. по автотранспорту был выполнен на 41%, по гужтранспорту - на 66%, а перевозок транспортным флотом - на 24,2%.[31]

Впрочем, выполнение плана не всегда зависело от порта. Так, в 1938 г. транспортный флот выполнил план по грузоперевозкам на 91,9%. Невыполнение объяснялось непредоставлением материалов для перевозок  согласно заявкам. Плановые заявки были выполнены лишь на 45%, вследствие чего отдел эксплуатации флота был вынужден искать заказы на стороне.[32]

13 мая 1940 г. транспортная контора, учитывая возросшие объемы работы, была выведена из состава рыбного порта и снова подчинена Управлению треста как самостоятельное хозрасчетное предприятие.[33]

Одной из главных проблем не только рыбного порта и треста «Мурманрыба», но и многих предприятий Мурмана 1930-х гг. была нехватка кадров и их большая текучесть. В 1938 г. в рыбном порту было принято на работу 1370 человек, уволено 1052 человека.[34] На 1 января 1939 г. общее количество, работающих в порту составляло 2913 человек. За год было принято на работу 1889 рабочих, убыло 2669 человек. На 1 января 1940 г. в порту работало 2133 человека.[35] Среди основных причин текучести, согласно отчетам Управления рыбного порта, было отсутствие жилплощади и низкий уровень трудовой дисциплины. В письме партийного комитета рыбного порта наркому пищевой промышленности А.И. Микояну от 13 сентября 1935 г. сообщалось: «После создания этой самостоятельной хозединицы Рыбпорта нам ничего не выделено в жилищном и бытовом отношении... нам как подсобному предприятию по этим вопросам уделяется второстепенное внимание...

У нас есть плавсостав  с/б[36] «Буревестник», б/п[37] «Тралбаза», капитаны, старшие механики и сам начальник Рыбпорта по несколько лет без жилплощади, которые не могут оставаться в рыбном порту дальше. В таких бытовых условиях, живя в гостинице, приходится нести большие расходы.  И несмотря на ваш приказ  о выделении квартиры в доме плавсостава начальнику Рыбпорта Кальнину, все же заместитель начальника Тралфлота Минеев сообщил Кальнину, что этой квартиры Кальнин не получит».[38] Проблема нехватки жилплощади решалась медленно, так как в г. Мурманске наблюдалось значительное отставание культурно-бытового строительства от промышленного.

Несмотря на текучесть кадров и бытовые проблемы, портовики продолжали самоотверженно трудится. Значительное развитие на предприятиях порта получило стахановское движение. В 1938 г. наибольшее количество стахановцев и ударников было в конторе берегового обслуживания - 52,8%, автогужбазе - 44,6% и цехе обслуживания территории - 46,1%. Наибольшего количества стахановцев и ударников к общему количеству рабочих порт достиг во II квартале 1938 г., когда оно составило 34%. Всего соцсоревнованием по порту было охвачено 1135 человек или 40,1 % от числа работающих.[39] В 1939 г. число стахановцев и ударников к числу работников составляло 31,9%.[40]

В предвоенные годы в рыбном порту планировались большие изменения, которые должны были существенно улучшить его работу. Согласно постановлению бюро Мурманского обкома ВКП(б) от 8 июня 1940 г. руководство треста «Мурманрыба» должно было до конца года разработать генеральный план развития рыбного порта.[41] В докладной записке Мурманского обкома ВКП(б) от 1 февраля 1941 г. сообщалось, что генеральный план развития порта находится на стадии разработки и уточнения. Были проведены работы по топографической съемке территории порта, детализированы данные по подземной части его водопроводного хозяйства. Задержка в составлении плана была вызвана отсутствием информации от Народного комиссариата рыбной промышленности о предприятиях, которые должны строиться на территории порта в будущем. Также разрабатывался проект большой механизации угольной базы.[42]

31 мая 1941 г. заместителем наркома рыбной промышленности Н.Е. Скорняковым был утвержден новый Устав Мурманского морского рыбного порта. В нем определялись границы акватории порта, перечень приписных пунктов, основные задачи порта и его хозяйств. В своей деятельности рыбный порт стал подчиняться начальнику Главного Северного управления Наркорыбпрома СССР.[43]

Осуществление всех этих начинаний прервала Великая Отечественная война. В военное время рыбный порт ни на один день не прекращал своей деятельности. Рабочие порта проявляли трудовой героизм при перевалке рыбопродукции, участвовали в погрузочно-разгрузочных работах на судах арктических конвоев и из года в год перевыполняли производственный план. Более 240 работников порта были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы портовики самоотверженно трудились для восстановления рыбного порта, увеличения его пропускной способности. Их усилиями было создано передовое предприятие, способное выполнять большие задачи, стоявшие перед советской рыбной промышленностью. За высокую производительность труда, внедрение механизации погрузочно-разгрузочных работ и за досрочное выполнение семилетнего плана Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1966 г. Мурманский морской рыбный порт был награжден высшей наградой Советского Союза - орденом Ленина.

Несмотря на все сложности, которое пережило предприятие в 1990-х - начале 2000-х гг., Мурманский морской рыбный порт по сей день продолжает оставаться одним из градообразующих предприятий и символов заполярной столицы. Государственный архив Мурманской области поздравляет коллектив рыбного порта с 90-летним юбилеем, желает порту развития и процветания и предлагает вам ознакомиться с подборкой документов, рассказывающих о первых годах его деятельности.

 

 

Главный архивист

отдела НИиПАД                   М.А. Ершов



[1] Народный комиссариат снабжения СССР (Наркомснаб) - центральный орган государственного отраслевого управления, образованный 22 ноября 1930 г. В его ведении находились вопросы внутренней торговли, заготовки сельхозпродуктов для населения и промышленности, организации снабжения продуктами населения, столовых, пищевых предприятий. 29 июля 1934 года Наркомат снабжения был разделён на Наркоматы внутренней торговли и пищевой промышленности.

[2] ГАМО. Ф. П-44. Оп. 1. Д. 15. Л. 5.

[3] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 14. Д. 1. Л. 1.

[4] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 4. Л. 1.

[5] К.В. Уханов (1891-1937)  - советский государственный и партийный деятель. С 1932 г. - заместитель наркома снабжения СССР. С 1934г. - нарком местной промышленности РСФСР.

[6] М.С. Светов (1897-1938)  - советский хозяйственный руководитель, возглавлял «Севтралтрест» , с 1 января 1934 г. управляющий треста «Мурманрыба», член Совета при Народном комиссариате пищевой промышленности.

[7] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 5. Л. 42, 43.

[8] Там же. Л. 39-41.

[9] В скобках указан период нахождения на должности начальника Управления рыбного порта.

[10] Имя и отчество не установлены.

[11] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 4. Л. 5.

[12] Хозрасчет - метод ведения хозяйства и управления, при котором каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы собственными денежными доходами и обеспечивает рентабельность производства.

[13] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 690. Л. 6, 7.

[14] Стеллинг - приспособление для выгрузки рыбы с судов инженера-изобретателя Я.С. Томаса.

[15] Свежьевой траулер - судно со стальным корпусом, предназначенное для ловли рыбы тралом и доставки ее в порт в свежеохлажденном виде в ящиках со льдом.

[16] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 4. Л. 16, 17.

[17] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 164. Л. 4.

[18] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 38. Л. 26, 27.

[19] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 153. Л. 2.

[20] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 8. Л. 43.

[21] Поселок Восстания - один из жилых районов Мурманска того времени.

[22] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 52. Л. 2.

[23] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 8. Л. 42 об.

[24] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 164. Л. 6 б.

[25] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 8. Д. 4. Л. 17.

[26] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 153. Л. 3.

[27] ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 1. Д. 13. Л. 195.

[28] В 1930-х гг. в СССР прошла реорганизация управления торговыми портами. В результате реорганизации порты были разделены на 3 разряда, высшим считался 1 разряд. Различия между портами заключались в структуре управления, функциях и правах.

[29] Порчниха, Харловка и Тюва-Губа - населенные пункты Мурманской области на побережье Баренцева моря, в которых располагалась инфраструктура для приема и обслуживания рыболовецких траулеров.

[30] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 36, 38.

[31] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 77. Л. 7, 11-13.

[32] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 153. Л. 10.

[33] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 79. Л. 135.

[34] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 153. Л. 16.

[35] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 164. Л. 12.

[36] Спасательно-буксирное судно.

[37] Буксирный пароход.

[38] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 26. Л. 30.

[39] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 153. Л. 18.

[40] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 164. Л. 15.

[41] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 248. Л. 156, 157.

[42] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 477. Л. 4,5.

[43] ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.

 

 

Приказ по Народному комиссариату снабжения СССР № 2225 о создании Мурманского государственного рыбопромышленного треста «Мурманрыба». 26 декабря 1933 г. ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 14. Д. 1. Л. 1-3.
Приказ по Народному комиссариату снабжения СССР № 2225 о создании Мурманского государственного рыбопромышленного треста «Мурманрыба». 26 декабря 1933 г. ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 14. Д. 1. Л. 1-3.
Приказ по Народному комиссариату снабжения СССР № 2225 о создании Мурманского государственного рыбопромышленного треста «Мурманрыба». 26 декабря 1933 г. ГАМО. Ф. Р-534. Оп. 14. Д. 1. Л. 1-3.
Приказ по Государственному рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» № 82 об организации Управления рыбного порта и утверждении новой структуры Управления Тралфлота. 29 мая 1934 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 5. Л. 42, 43.
Приказ по Государственному рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» № 82 об организации Управления рыбного порта и утверждении новой структуры Управления Тралфлота. 29 мая 1934 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 5. Л. 42, 43.
Приказ по Государственному рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» № 82 об организации Управления рыбного порта и утверждении новой структуры Управления Тралфлота. 29 мая 1934 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 5. Л. 42, 43.
Приказ по Государственному рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» № 87 о полномочиях начальника порта и передаче имущества. 3 июня 1934 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 5, 5об.
Приказ по Государственному рыбопромышленному тресту «Мурманрыба» № 87 о полномочиях начальника порта и передаче имущества. 3 июня 1934 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 5, 5об.
Выгрузка угля с парохода в Мурманском рыбном порту. 1934 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6412.
Положение о Мурманском рыбном порте. 11 августа 1935 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-4.
Положение о Мурманском рыбном порте. 11 августа 1935 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-4.
Положение о Мурманском рыбном порте. 11 августа 1935 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-4.
Положение о Мурманском рыбном порте. 11 августа 1935 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-4.
Рыболовные траулеры у причалов Мурманского рыбного порта. 1935 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6486.
Выгрузка рыбы в Мурманском рыбном порту. 1935 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6480.
Приказ по Народному комиссариату водного транспорта и Народному комиссариату пищевой промышленности СССР № 305/854 о предоставлении Управлению Мурманского рыбного порта права портового надзора. 7 июня 1937 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 36.
Приказ по Народному комиссариату пищевой промышленности СССР № 853 о присвоении Мурманскому рыбному порту прав порта 1-го разряда. 7 июня 1937 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 38.
Распоряжение по Главному управлению рыбной промышленности «Главрыба» № 381 о передаче всей механизации причалов рыбного порта из ведения Управления тралового флота в введение Управления рыбного порта. 13 сентября 1937 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 4. Л. 73.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Акт приема-передачи хозяйства Мурманского рыбного порта от бывшего начальника порта А.А. Лаара к новому начальнику М.И. Маркелову. 3 февраля 1938 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 51. Л. 1-8.
Капитан Мурманского рыбного порта И.А. Евтихов. 1939 г. Автор и место съемки не установлены. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 1.
Автобиография капитана Мурманского рыбного порта И.А. Евтихова. 2 декабря 1939 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 3-5.
Автобиография капитана Мурманского рыбного порта И.А. Евтихова. 2 декабря 1939 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 3-5.
Автобиография капитана Мурманского рыбного порта И.А. Евтихова. 2 декабря 1939 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 3-5.
Автобиография капитана Мурманского рыбного порта И.А. Евтихова. 2 декабря 1939 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 3-5.
Автобиография капитана Мурманского рыбного порта И.А. Евтихова. 2 декабря 1939 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 1823. Л. 3-5.
Монтажные работы по сооружению кранов в Мурманском рыбном порту. 1940 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6382.
Начальник Мурманского рыбного порта в 1939-1940 гг. И.Я. Машенджинов. 1941 г. Автор и место съемки не установлены. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 3830. Л. 2.
Грузчики бригады Кузякина, одни из лучших в Мурманском рыбном порту. 1941 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6362
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Устав Мурманского морского рыбного порта. 31 мая 1941 г. ГАМО. Ф. Р-555. Оп. 1. Д. 95. Л. 4-9.
Начальник Мурманского рыбного порта в 1940-1942 гг. А.Т. Сидоренко. [Не ранее 1946 г.], г. Мурманск. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 231.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1966 г. «О награждении Мурманского морского рыбного порта Министерства рыбного хозяйства СССР орденом Ленина» // Полярная правда. – 1966. – 8 июля. - № 159 (11570). – С. 1.
 
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
100-let-arch
Дорога памяти