От стройконторы «Севгосрыбтреста» к «Мурманскжилстрою» - путь длиною в векСегодня исполняется 100 лет одной из старейших строительных организаций Мурманска - тресту «Мурманскжилстрой». Точкой отсчета его истории стало 1 марта 1924 года. Начало большого пути «Мурманскжилстроя» прошло под эгидой Северного государственного рыбопромышленного треста («Севгосрыбтрест») в качестве его строительной конторы. Одним из первых масштабных проектов, который реализовала стройконтора «Севгосрыбстреста» стало сооружение тралбазы. «Кроме текущей работы, - сообщала Полярная правда 25 июня 1925 года, - предположено в текущем году приступить к постройке траловой базы в Мурманске, на Варничном мысу. База должна быть рассчитана на одновременную разгрузку пяти траулеров и оборудована холодными складами на 200000 пудов. О целесообразности устройства такой базы именно на Мурмане, не в Архангельске, уже упоминалось в «Полярной правде». Теперь достаточно указать, что за невозможностью производить разгрузку в Мурманске в этот сезон траулерам приходилось делать пробеги в Архангельск, которых вполне можно было избежать. Постройка траловой базы на Мурмане не мало будет способствовать оживлению края, а потому все местные организации должны своим авторитетом поддержать ходатайство «Севгосрыбтреста» о кредитах».[1] Кроме того, строились жилые дома, угольная база, электростанция на территории порта, подъездные железнодорожные пути, новые деревянные пирсы, судоремонтный и бондарный заводы. В 1930 году был построен 31 дом для рабочих и служащих. Были начаты работы по сооружению Дома культуры, яслей, школы, мортехникума.[2] Масштабы строительства росли и требовали соответствующего обеспечения кадрами, стройматериалами, транспортом. Например, накануне 1931 года для запланированных работ не хватало 6 тысяч работников. Потребность в специалистах была закрыта только на 40 %. В остром дефиците были лесоматериалы, кирпичи, цемент, арматура.[3] Условия жизни рабочих также оставляли желать лучшего, что бурно обсуждалось ими на собраниях партячейки: «Отсутствуют двойные рамы, кипяток не приготавливается, вокруг бараков не убирается грязь и вода. Заготовка дров не делается, в силу чего плотники таскают хороший материал для отопления», «В жилых бараках отсутствуют плиты, теснота невыносимая, что отражается на здоровье рабочих».[4] Ленинградский областной отдел труда усиленно вербовал рабочих на мурманские стройки в разных регионах страны. Но многие завербованные тут же уезжали обратно из-за плохих условий жизни.[5] Другие же, как со временем обнаруживалось, имели темное прошлое - были дезертирами, ворами, прогульщиками. Их приходилось отправлять обратно.[6] И все работы опять ложились на плечи местных строителей и сезонных рабочих. Высшее руководство страны возлагало на Кольский полуостров большие надежды, как на богатый ресурсами регион. 27 января 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги». В постановлении назывались конкретные шаги по развитию Мурманского края. В том числе, был дан призыв к форсированию строительства. В Мурманск были направлены инженерно-технические работники, проектировщики, представители других строительных специальностей. Началось сооружение литейного, механического, котельного, кузнечного цехов и слипа для судоверфи. Застраивался район Жилстроя. Тогда же, в 1932 году, у строительной организации появилась своя многотиражная газета - «Ударник», освещающая все стороны жизни мурманских строителей, их свершения, победы и проблемы. В 1930-х годах строительная организация несколько раз претерпела структурные изменения. Так, например, в 1932 - 1934 годах она функционировала как контора «Мурснабстрой»[7], а в мае 1936 года на ее базе был образован государственный строительный трест «Мурманпищестрой».[8] Темпы стройки росли. В 1930-е годы вступила в эксплуатацию Мурманская ТЭЦ, началось строительство многоэтажных каменных домов, были сооружены Дом междурейсового отдыха моряков Тралового флота, сданы в эксплуатацию Дом культуры, городской водопровод, хлебозавод, здание морского техникума и тысячи квадратных метров жилой площади.[9] Строительство Дома междурейсового отдыха подробно освещалось в прессе: «Пришедший с моря или находящийся в резерве и не имеющий квартиры моряк Тралфлота сможет получить на время комнату, пожить в ней за время междурейсовой стоянки своего траулера и отдохнуть. . Здесь будут находиться комнаты отдыха, библиотека, читальня, спортзал, бильярдная, комнаты для кружковой работы и др. В «хвостовой» части расположены кухня и столовая. В этом доме будет находиться все то, что необходимо для уютного, хорошего, культурного отдыха стахановцев тралового флота. В специальном бассейне можно будет круглый год купаться».[10] К концу 1930-х годов возникла необходимость в расширении судоверфи. Начальником ее строительства Виктором Федоровичем Гировским и работниками производственно-технического отдела «Мурманпищестроя» был разработан генеральный план реконструкции. Виктор Федорович вспоминал впоследствии, как заместитель председателя Совета Министров СССР Анастас Иванович Микоян знакомился с его проектом: «Это был, пожалуй, один из самых волнующих моментов моей жизни. Дело происходило в ночь с 3 на 4 ноября 1937 года в кабинете временно работавшего наркомом пищевой промышленности СССР Гилинского. . Приехал и вошел в кабинет А.И. Микоян в своей черной гимнастерке и с неизменным синим карандашом в руке. . С волнением стал я расстилать по столу свою огромную кальку, лихорадочно думая о том, с чего начать свой рассказ. И я его начал с самого трудного для себя вопроса - с отданного мною распоряжения производить забивку свай по новому варианту генплана. А.И. Микоян очень внимательно и в начале несколько недоверчиво слушал меня. По его требованию принесли утвержденный генплан, и он начал его сопоставлять с предлагаемым нами вариантом. Прекрасно разбираясь в проектных материалах, А.И. Микоян, не взирая на отчаянное сопротивление работников «Пищепромпроекта», принял все наши предложения, своим синим карандашом перечеркнул свою утвердительную надпись на прежнем генеральном плане и утвердил новый проект генплана, основательно разругав при этом проектировщиков. Произведенные в Наркомате подсчеты подтвердили, что наши предложения, принятые А.И. Микояном, дали государству экономию в сумме 2,2 миллиона рублей».[11] В сентябре 1939 года трест сменил название и стал «Мурманрыбстроем».[12] Руководил им в ту пору Андрей Петрович Савелов. Через год его сменил Дмитрий Александрович Романов.[13] К началу 1940-х годов «Мурманрыбстрой» представлял собой крупную строительную организацию. Трест располагал собственными, хорошо оборудованными механической и столярной мастерскими, бетонным заводом, имел песчано-гравийный карьер, в котором работало три экскаватора. В автопарке предприятия насчитывалось 80 машин, из них 20 пятитонных самосвалов. В гужевом парке насчитывалось свыше ста лошадей. Улучшилось положение и с кадрами - около половины всех рабочих треста были хорошими специалистами, проработавшими на предприятии свыше двух лет. Стал постоянным и состав инженерно-технических работников.[14] В 1941 году большинство работников треста ушли воевать на фронт. Транспорт, оборудование, инструменты были переданы «Оборонстрою». «Мурманрыбстрой», точнее оставшаяся от него небольшая группа сотрудников, был переведен в Архангельск. Перед ним теперь стояли задачи по строительству жилья для эвакуированных в город на северной Двине, а также объектов для предприятий «Главсеврыбпрома», «Главрыбосудостроя» и «Главрыбтары». К началу 1943 года, в соответствии с приказом Народного комиссариата рыбной промышленности СССР, при тресте были организованы стройплощадки в Мурманске и Нарьян-Маре. Немного позднее появилась еще площадка в Шойне.[15] [16] С началом работ в Архангельске трест работал без всякой материально-технической базы - его работникам были выделены всего лишь 13 электродрелей и несколько электропил. Из-за отсутствия машин строительный материал доставлялся к местам строительства вручную. Гвозди изготавливали сами рабочие из проволоки либо вытаскивались из старых балок и досок. К августу 1943 года положение изменилось в лучшую сторону - были выделены лошади и автомобили. С этого же времени, по требованию Народного комиссариата рыбной промышленности (Наркомрыбпрома) СССР, строить приходилось, главным образом, жилые дома.[17] Хуже всего дело обстояло с кадрами. 70-90% (количество менялось в зависимости от площадки) рабочих составляли женщины. Остальные - мужчины, не пригодные по здоровью к отправке на фронт и подростки. В большинстве своем работники были не обучены и без опыта в строительстве. По возможности, руководство треста отправляло новичков на учебу в школу ФЗО.[18] Все эти проблемы, безусловно, сказывались на производительности труда. Чтобы компенсировать отставание от плана, с июня по октябрь 1943 года вводился 10-ти и 11-ти часовой рабочий день.[19] Постановлением Совета народных комиссаров СССР и приказом Наркомрыбпрома СССР от 18 мая 1944 года трест «Мурманрыбстрой» был переведен обратно в Мурманск. Перед ним стояли масштабные задачи - восстановление промышленных объектов, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, разрушенных в ходе немецких бомбежек, и строительство новых зданий. В кратчайшие сроки были обследованы территории, определен объем разрушений, разработаны планы и проекты по восстановлению Мурманска.[20] После чего работники «Мурманрыбстроя» взялись за дело. В 1944-1945 годы главные усилия строителей были направлены на восстановление разрушенных домов. В 1946 году началось массовое возведение деревянных домов, а 1947 год был ознаменован переходом на каменное строительство. В основном, хоть и не без сложностей, «Мурманрыбстрой» справлялся с поставленными задачами. В 1947 году в тресте насчитывалось 374 рабочих, которые за год выполнили по 20-25 месячных норм. В 1948 году коллектив трудился также успешно, что было отмечено А.И. Микояном: «Поздравляю коллектив треста «Мурманрыбстрой» с достойным выполнением годовой программы строительства предприятий рыбной промышленности Мурманска. . Желаю коллективу треста успехов в дальнейшей работе».[21] Постепенно восстановительный период закончился. Следующий, 1949 год стал периодом благоустройства Мурманска. Прокладка ливневой канализации, тепломагистралей, устройство булыжной мостовой на проспекте Ленина. Оставался план и на строительно-монтажные работы. В дальнейшем главной задачей работников треста стало возведение жилья. Что, со временем, нашло отражение и в новом названии организации. 30 октября 1961 года трест «Мурманрыбстрой» был переименован в строительно-монтажный трест «Мурманжилстрой»[22], а еще позже - 18 февраля 1964 года - в трест «Мурманскжилстрой».[23]
Документы треста «Мурманскжилстрой» и его предшественников за 1936 - 2011 годы хранятся в Государственном архиве Мурманской области в объеме 3507 дел. Среди них приказы по основной деятельности, протоколы коллегиальных органов, планы, отчеты и многое другое. Ознакомиться с архивными документами фонда Р-535 можно в читальном зале архива по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д. 35. Телефон для записи: 42-06-93. Изучить состав документов фонда, заказать дела для работы в читальном зале архива можно через нашу автоматизированную информационную систему по документам архивного фонда Мурманской области: https://aisdafmo.gov-murman.ru Ведущий архивист А.В. Алмазова
[1] Э.Ю. Работа Севгосрыбтреста // Полярная правда. - 1925. - 25 июня. - № 73. - С. 3. [2] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 24. [3] ГАМО. Ф. П-2. Оп 1. Д. 325. Л. 28. [4] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 31. [5] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 24. [6] ГАМО. Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 11. Л. 58, 58 об. [7] Белоусов В. С. Им памятником стали города: очерки истории строительной отрасли Мурманской области. Мурманск: изд-во «Опимах», 2019. С. 16. [8] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 1. Л. 128-133. [9] ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 15. Л. 7. [10] Прораб Ошерович. Дом междурейсового отдыха // Ударник. - 1936. - 17 августа. - № 39 (248). - С. 2 об. [11] ГАМО. Ф. Р-1554. Оп. 1. Д. 283. Л. 3-5. [12] ГАМО. Ф. Р-664. Оп. 3. Д. 76. Л. 28. [13] ГАМО. Ф. Р-904. Оп. 1. Д. 36. Л. 69. [14] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 22. Л. 89-90. [15] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 5-6, 17. [16] Шойна - село в Заполярном районе Ненецкого автономного округа России. [17] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 11-13,25. [18] ФЗО - школа фабрично-заводского обучения. [19] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 32. [20] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 22. [21] ГАМО. Ф. Р-904. Оп. 1. Д. 36. Л. 42. [22] ГАМО. Ф. Р-902. Оп. 1. Д. 214. Л. 190. [23] ГАМО. Ф. Р-1029. Оп. 1. Д. 53. Л. 132, 133. |
|
< Предыдущая | Следующая > |
---|