К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ МУРМАНСКОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

К 115-летию со дня открытия Мурманской биологической станции

Биологические станции - научно-исследовательские или учебно-научные учреждения, предназначенные для всестороннего стационарного изучения растений и животных в естественных условиях, проведения экспериментальных исследований, учебных и научно-просветительных мероприятий. Такое сухое определение можно встретить в любой энциклопедии. Этими скупыми словами нельзя описать насыщенную и непростую жизнь научного учреждения, что называется, «в поле».

Долгое время единственным постоянным научным учреждением в Кольском Заполярье была Мурманская биологическая станция, перенесенная в 1899 году с Соловецких островов на Мурман. Станция была создана усилиями и на средства Петербургского общества естествоиспытателей, занимавшегося систематическими исследованиями Белого моря.[1] На станцию в летнее время приезжали на практику студенты и преподаватели Петербургского университета. Одной из причин переезда станции на Мурман было незамерзающее море и большие возможности заниматься исследованием морской фауны.

Для сооружения собственного здания станции было выбрано место на западном берегу Екатерининской гавани близ г. Александровска (ныне г. Полярный). Строительство и оборудование нового научного учреждения вызывало большие затруднения из-за недостатка средств. Тем не менее, 29 июня 1904 года, состоялось официальное открытие станции. В 1908 году в распоряжение станции было предоставлено судно-шхуна «Александр Ковалевский», благодаря чему ученые смогли вести научную работу в открытом море.

На протяжении четверти века, с 1908 по 1933 год, биологическую станцию возглавлял Герман Августович Клюге. Это был известный ученый, зоолог, доктор биологических наук, исследователь флоры и фауны Баренцева моря, руководитель научно-промысловых исследований Мурмана. Под его началом станция расширила связи с иностранными научными учреждениями, усовершенствовала методику исследований, несмотря на имевшую порой место, острую нехватку средств даже на самые необходимые материалы.[2]

Во время революции и интервенции связь со станцией была прервана и вновь восстановлена только весной 1920 года, когда 16 апреля заведующий станцией прибыл в Петроград и принял участие в заседании Мурманской комиссии Петроградского общества естествоиспытателей. Несмотря на бушевавшую на севере России гражданскую войну, оторванность от центра во время иностранной интервенции станция сохранила всё свое оборудование.[3]

В 1920 году были созданы две новые лаборатории для гидрохимических и гидрологических исследований, открылось научно-промысловое отделение и филиал станции на озере Имандра, предназначенный для изучения озёр Кольского полуострова. Мурманская биологическая станция по праву входила в число лучших биостанций мира, сотрудничала с зарубежными университетами и научными сообществами. Она состояла из трех больших деревянных зданий, занятых лабораториям; в распоряжении учёных имелись два аквариума, пристань с судами, библиотека из 3000 томов[4].

Вместе с Северной научно-промысловой экспедицией станция выполняла исследовательские рейсы по Кольскому меридиану, искала пути более рационального использования морепродуктов: производства рыбьего жира, посола трески по голландскому способу.[5]

В разное время всего её существования на Мурманской биологической станции трудились многие известные ученые, например, Константин Михайлович Дерюгин, зоолог, гидробиолог, океанолог; Гавриил Дмитриевич Рихтер, геолог, географ, геоморфолог, доктор географических наук; Евгений Михайлович Крепс, физиолог, биохимик, биолог-эволюционист; Герман Михайлович Крепс, ученый-агроном, ботаник, организатор первой сельскохозяйственной опытной станции за Полярным кругом, основатель и первый директор Лапландского заповедника.

Для того, чтобы узнать о работе и достижениях научного учреждения из первоисточника, обратимся к архивному документу. В объяснительной записке к смете госбюджету Мурманской биологической станции на 1923-1926 гг. о её деятельности рассказывается так: «Мурманская биологическая станция является учено-учебным учреждением Союза, имеет целью теоретическое изучение вопросов естествознания, главным образом связанных с жизнью моря. Практическое применение результатов этого изучения к общенародному хозяйству (рациональное развитие рыбных промыслов), практическую подготовку студентов ВУЗов при изучении зоологии, гидрологии, физиологии и ботаники, культурно-просветительской деятельности. Являясь одним из немногих учреждений такого типа, она по богатству изучаемой фауны и по своему оборудованию может считаться единственной в Республике. Летом на Станцию съезжаются научные работники и студенты из многих российских университетов. По характеру своей деятельности она имеет тесную связь с рыбными промыслами Мурмана, которая в связи с предполагаемым открытием на станции ресурсов по подготовке мастеров по обработке рыбных продуктов должна ещё более окрепнуть. Деятельность Станции началась ещё в 1881 году, когда она возникла в виде скромного учреждения, приютившегося в стенах Соловецкого монастыря. В 1899 г. Станция перенесена на Мурман, с этих неуклонно расширяется и в настоящее время широко обслуживает ВУЗы Республики, как в отношении предоставления места для (практических) летних занятий студентов, так и доставки материала для практических занятий по зоологии».[6] Как видно из документа, биостанция в 1923 году стала передовым научным учреждением, туда для проведения исследований стремились попасть видные деятели науки. Сфера деятельности станции заметно расширилась, по сравнению с моментом основания над решением многих научных вопросов работники станции трудились независимо.

В разные годы станцию посещали полярники Владимир Русанов и Георгий Седов, гидрограф Андрей Вилькицкий, геолог Рудольф Самойлович.[7]

Постановлением Малого Совнаркома от 21 марта 1925 года Мурманская биологическая станция, ранее являвшаяся отделением Петроградского общества естествоиспытателей,  преобразована в  самостоятельное учреждение. В 1926 году в Норвегии по проекту, разработанному профессором Г.А. Клюге, при консультации Ф. Нансена, для нужд станции было построено океанографическое судно «Н. Книпович».

В 1929 году Мурманская биологическая станция и Плавморнин (Плавучий морской научный институт) были объединены в Государственный океанографический институт (ГОИН). В 1930 станция стала Полярным отделением ГОИНа.[8]

В 1933 году под надуманным предлогом срыва плана промысла Рыбтрестом биостанция была закрыта, а часть сотрудников арестована. По инициативе академика Л. А. Орбели СНК СССР 10 марта 1935 года принял постановление об открытии Мурманской биологической станции в губе Дальнезеленецкая. После Великой Отечественной войны станция вошла в состав Отделения биологических наук АН СССР. В 1958 году Постановлением Президиума АН СССР Мурманская биологическая станция была реорганизована в Мурманский морской биологический институт.[9]

Н.А. Дмитрук

[1] ГАМО Ф. Р-20. Оп. 1. Д. 18. Л 47

[2] ГАМО Историческая справка  к фонду Р-57, л.1

[3] ГАМО Ф. Р-20. Оп. 1. Д. 17. Л 3

[4] Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист.-краевед.слов. - Мурманск: Кн. Изд-во, 2001. - 336 с.

[5]Киселёв  А. Ученый, биолог, организатор науки.// Мурманский вестник. - 2001. - 15.05. - № 88. - С.3

[6] ГАМО Ф. Р-20. Оп. 1. Д. 17. Л 4

[7].Киселёв  А. Ученый, биолог, организатор науки.// Мурманский вестник. - 2001. - 15.05. - № 88. - С.3

[8] ГАМО Историческая справка  к фонду Р-20, л.2

[9] Мурманская биологическая станция - Лексикон КС//

URL:http://lexicon.dobrohot.org/index.php/ (дата обращения: 21.06.2019)

Мурманская биологическая станция ночью.

ГАМО. Ф. Р - 1310. Оп. 2. Д. 1847. г. Александровск. Копировал Л.Павлихин, 1929 г.

Г. Мурманск. Район Семеновского озера. Биологическая станция общества естествоиспытателей.

ГАМО. Ф. Р – 996. Оп. 3. Д. 95. г. Мурманск, 1942 г.

Портрет Германа Августовича Клюге, с 1989 г. - заведующего Мурманской биологической станцией, сотрудник ГОИНа, в 50-х годах он работал в зоологическом институте в Ленинграде.

ГАМО. Ф. Р - 1310. Оп. 2. Д. 2729.

Русанов Владимир Александрович (1875-1913 гг.) - русский полярный исследователь, возглавлял ряд экспедиций (1907-1911 гг.) на Новую Землю. В 1912 г. экспедиция на судне "Геркулес" обследовала угольные месторождения на Шпицбергене, направляясь на Новую Землю, пропала без вести (фотокопия).

ГАМО. Ф. Р-1355. Оп.3. Д.125. Фотокопия, пересъемка И.Ф. Ушакова, 1965 – 1975 г.г.

100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film