Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

К юбилею Мурманского морского пароходства

prikaz-MMP-1

Приказ об организации ММП, 22 сентября 1939г. (ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, л. 2)

22 сентября исполняется 75 лет со дня основания Мурманского морского пароходства (ММП). Приказ Народного Комиссара Морского флота СССР «Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства»  был издан на основании постановления Экономсовета при СНК СССР от 14 сентября 1939 года[1]. Также этим приказом на баланс Мурманского пароходства были переданы суда Балтийского и Северного пароходств: «Унжа», «Мета», «Шелонь», «А.Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон», «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец»[2]. Несмотря на то, что образование предприятия почти совпало по времени с началом Второй мировой войны, пароходство работало неплохо - за 1940 год был перевыполнен количественный план по пассажирским и грузовым перевозкам, об этом свидетельствует приказ Наркомфлота СССР от 1 февраля 1941 года. Впрочем, в этом же приказе уточняется то, что качественные показатели выполнены не были: «пассажирский флот работал не по расписанию, сроки отхода судов систематически нарушались, техническое состояние судов пароходства не улучшалось»[3]. Тем не менее, за перевыполнение годового плана по перевозкам сотрудники вновь созданной организации были награждены значками «Почетному работнику морского флота», похвальными грамотами Наркомфлота СССР, именными часами, полумесячными окладами и благодарностями[4]. Звучали, по итогам деятельности первого года ММП, слова признательности и в адрес сотрудников подчинявшегося пароходству судоремонтного завода[5].

С началом Великой Отечественной войны положение на северных морях потребовало особых знаний, серьезной выучки от каждого моряка. В связи с этим в 1941 году была выпущена подробная программа по боевой подготовке личного состава в условиях военных действий, по которой каждый «пароходец» должен был знать тактику военно-морских и военно-воздушных сил противника, способы их нападения, возможные пути обороны, виды химического оружия и методы защиты от него, средства противопожарной защиты. Каждый моряк сдавал зачет по боевой подготовке, внутри экипажей даже проводились соревнования по тактике боя[6]. Весь плавсостав должен был уметь оказывать первую помощь[7].

 

Моряки пароходства стали настоящими героями, участвовали в операциях Второй мировой войны в составе легендарных полярных конвоев, осуществляя перевозки в тяжелых условиях. Многие из них уходили на фронт добровольцами[8]. Работа экипажей ММП не раз получала высокую оценку Наркомфлота СССР. К примеру, в приказе по Мурманскому государственному морскому пароходству от 30 апреля 1943 года сообщалось: «...экипаж п/х «Пролетарий» при массированном налете вражеской авиации в неравном бою с ней проявил стойкость и мужество, <....> нанес врагу ощутильный ущерб, подбив два самолета»[9].

За время Великой Отечественной войны моряки пароходства вписали немало славных страниц в историю советского флота. «Правительство отметило лучших из них высокими правительственными наградами, семья моряков Наркомфлота обогатилась героями Советского Союза», - отмечено в приказе Народного комиссара Морского флота СССР «Об организации изучения опыта войны и учете потерь морского флота» за 30 октября 1942 года[10]. Были и потери. Сотни моряков так и не вернулись из плавания, подавляющее большинство из них погибли или пропали без вести при исполнении служебных обязанностей. 5 июня 1945 года командованием Северного флота был подписан приказ, переводивший корабли и части на положение боеготовности мирного времени. Этот приказ официально прекращал боевые действия, судам было разрешено плавать без сопровождения.

Победа досталась стране дорогой ценой. Большие убытки понесло и пароходство. Недостаток кадров, судов, угля, жилья для работников сказывался на деятельности предприятия[11]. ММП восстанавливалось долго и медленно, полностью оправившись от военного лихолетья только в 50-х годах минувшего века. 25 июля 1953 года Мурманское морское пароходство объединилось с Архангельским арктическим пароходством и Мурманским морским агентством Главсевморпути. Количество судов на балансе возросло вдвое, а именно -  с 25 до 50 плавсредств[12].

В ту пору пароходство активно участвовало в освоении Арктики, что открыло новую страницу в жизни предприятия. Начались арктические навигации, которые дали толчок к пополнению флота соответствующими судами и техникой, а, соответственно, к более глубокому изучению ледового пространства. Благодаря легендарным ледоколам «А. Сибиряков», «Капитан Белоусов», «С. Челюскин», «Ермак» и, конечно, первому в мире атомному ледоколу «Ленин», появилась возможность чаще организовывать экспедиции в Арктику и Антарктику и строить там полярные станции, развивать работу по Северному морскому пути. Появление в дальнейшем новых атомных ледоколов позволило компании расширять свои возможности. Так, например, ледокол «Арктика» стал первым из кораблей планеты, достигшим в 1977 году Северного полюса в свободном плавании. Он сопровождал грузовые и экспедиционные суда по полярным морям в самые труднодоступные места. Начиная с 1989 года, ММП стало организовывать высокоширотные туристические круизы с заходом на северную вершину мира. Ледокол «Ямал» специализируется  сейчас именно на этом направлении. Что касается атомного ледокола «Ленин», то после выведения из эксплуатации он стал музеем в порту Мурманск.  Всемирно известный ледокол и ныне остается одним из символов нашего края.

Сегодня открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» - крупная судоходная компания, которая занимает ведущие позиции по транспортировке нефти и грузов, обеспечивает перевозки в Арктику. Структура пароходства включает в себя флот двух компаний: Мурманского и Северного (г. Архангельск) пароходств.

В Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) хранится фонд Мурманского морского пароходства, фотографии судов, приписанных к его флоту. В научно-справочной библиотеке ГАМО имеются подшивки газет, по страницам которых можно также проследить судьбу судов и людей, оставивших след в истории предприятия.

 

Сотрудник архива Мурманской области                                                         А. В. Алмазова


[1] Здесь стоит отметить, что с сентября 1939 года в Мурманске параллельно действовали два пароходства: арктическое и сухогрузно-пассажирское. («Мурманское арктическое» http://murmanarchiv.ru/index.php/exhibitions-events/2009-06-08-10-18-49).

[2] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, л. 2.

[3] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, лл. 7, 7об.

[4] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, лл. 9 - 11.

[5] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, лл. 95, 131.

[6] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 3, л. 15.

[7] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 2, лл. 138 - 141.

[8] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 2, лл. 9, 36; ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, л. 26,

[9] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, л. 40.

[10] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 2, л. 58.

[11] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 9.

[12] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 30, л. 206.

 

vov_baner2
VFbaner
saam_baner
kolonist
s_baner
Logo