Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мурманское арктическое

pol_pravda0809193881
Полярная правда, 08.09.1938г., л.81об

5 сентября 2013 года исполняется 75 лет  организации Мурманского государственного морского арктического пароходства Севморпути.

Освоение Арктики всегда имело большое значение как для научного мира, так и для государства, а Кольский полуостров в советское время стал арктическими воротами России и центром изучения Севера.

В декабре 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). В Мурманске появилось отделение этой организации. К 1937 году в Арктике уже находилось 160 судов, которые доставляли грузы в отдаленные северные районы.

Совнарком поставил перед ГУСМП задачу - преобразовать Северный морской путь в постоянную, рабочую транспортную магистраль. Одним из средств достижения этой цели стало образование арктического пароходства. 5 сентября 1938 года было ликвидировано Мурманское территориальное управление Главного управления Северного морского пути[1] и организовано Мурманское государственное арктическое пароходство[2]. Планировалось, что оно будет заниматься сугубо «северными» делами: перевозками, научными исследованиями, завозом различных грузов в труднодоступные точки Заполярья. В его состав вошли ледоколы «Ермак», «Ленин», ледорез «Ф. Литке», ледокольные пароходы «Г. Седов», «В. Русанов», «А. Сибиряков», «Садко», «Малыгин», «Таймыр», «Мурман», а также несколько зверобойных ботов, сухогруз, танкер и гидрографическое судно «Циркуль».

В этом списке, что ни название, то легенда, что ни корабль, то эпоха освоения Арктики. Но даже на этом фоне выделяется ледокольный пароход «Георгий Седов», экипаж которого выстоял в тяжелый период 812-дневного дрейфа. В 1937 году «Седов» после научной экспедиции помогал выбраться кораблям, застрявшим во льдах юго-западной части моря Лаптевых. При этом сам ледокол повредил руль и увяз в «ледовых объятиях», не имея возможности идти своим ходом. Было принято решение превратить судно во временную плавающую полярную станцию[3].

 

pol_pravdasmoll
Полярная правда, 11.01.1940г., л. 11.

К моменту организации Мурманского арктического пароходства закончилась постройка первого советского линейного ледокола «И. Сталин», вошедшего в его состав. В свой первый рейс корабль отправился в район дрейфа «Георгия Седова», чтобы попытаться вызволить его из «ледового плена». К сожалению, в тот раз спасательная миссия «Сталина» не увенчалась успехом. 22 сентября, не дойдя до «Седова», ледоколу пришлось повернуть обратно из-за плотных, непробиваемых полей льда. 26 сентября 1938 года сжатие льдов было настолько сильным, что «Г. Седов» не выдержал напора, накренился на правый бок под углом в 30 градусов, и в машинное отделение хлынула вода. Весь экипаж был брошен на устранение аварии, а судно продолжило дрейф. «Сталин» же отправился в Ленинград[4], так как во время первого рейса были выявлены значительные недостатки судна: нехватка мощности, проблемы с вентиляцией, малое количество пара в котельной, неважная проходимость во льдах - проблемы, которые  необходимо было срочно исправлять[5].

Дрейф «Седова» принес немало пользы науке. Экипаж ледокола проводил научные исследования, вел наблюдения. Газета «Ленинградская правда» 30 ноября 1939 года сообщала, что «...некоторые из наблюдений «седовцев» за дрейфом льдов и силой ветра уже сейчас учитываются при ледовых прогнозах <...>. Измерения глубин, произведенные «седовцами», уже использованы для составления точных карт Северного Ледовитого океана»[6]. Газета «Большевистский колхоз» в статье «Корабль героев» писала о том, что «...советский пароход во время своего дрейфа два раз пересек район к северу о Новосибирских островов, разрушая тем самым теорию о существовании «Земли Санникова»»[7].

pol_pravda1401194015smoll
Полярная правда, 14.01.1940г., л.15.

Конец героического дрейфа пришелся на начало последнего предвоенного года. 13 января 1940 года в 12 часов дня ледокол «И. Сталин» все-таки смог подобраться к «Георгию Седову» и вывести его из "ледового плена". Оба корабля встречали в мурманском порту салютом и почетным караулом.  Экипажу из пятнадцати мужественных «седовцев», а также капитану ледокола «И. Сталин» были присвоены звания Героев Советского Союза.

С началом Великой Отечественной Войны приказом по ГУСМП от 13 сентября 1941 года весь флот Мурманского государственного арктического пароходства Севморпути был передан Архангельскому морскому арктическому пароходству, а само Пароходство постановлением Экономсовета при СНК СССР ликвидировано[8].

Созданное в сентябре 1939 г. Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство (с 1967 г. - Мурманское морское пароходство, с 1993 г. - ОАО «Мурманское морское пароходство») и в настоящее время осуществляет арктические морские перевозки.

В Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) хранится фонд Мурманского государственного арктического пароходства, фотографии судов, приписанных к его флоту. В научно-справочной библиотеке ГАМО имеются подшивки газеты того времени. На их страницах можно прочесть материалы, повествующие о деятельности пароходства, о его судах, о его людях, совершивших немало славных дел.

[1] Государственный архив Мурманской области (ГАМО), ф.Р - 431, оп. 1, д. 45, л. 2.

[2] Здесь стоит отметить, что с сентября 1939 года в Мурманске параллельно действовали два пароходства: арктическое и сухогрузно-пассажирское. (ГАМО, ф. Р - 753,  оп.2, д.1, л. 2).

[3] ГАМО, ф.Р - 431, оп. 1, д. 89, л. 10.

[4] ГАМО, ф.Р - 431, оп. 1, д. 46, л. 47.

[5] ГАМО, ф.Р - 431, оп. 1, д. 46, л. 61.

[6] ГАМО, ф.Р - 431, оп. 1, д. 89, л. 13.

[7] ГАМО, ф.Р - 431, оп. 1, д. 89, л. 10-11.

[8] ГАМО, ф.Р - 927, оп. 1, д. 1, л. 10.

 
100let
godkino
baner