Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

КОПЫТОВ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ

26 ноября исполняется 130 лет со дня рождения (1886 - 1971 гг.) прославленного капитана Мурманского тралового флота Степана Дмитриевича Копытова. Его имя навечно вписано в золотой фонд флота. Он - один из организаторов тралового промысла на Мурмане, первооткрыватель нескольких новых промысловых районов, капитан рыболовных траулеров «Камбала», «Треска», «Димитров», поискового РТ-17 «Ким», с 1939 года - заместитель начальника промысловой разведки объединения «Мурманрыба» - живой свидетель истории развития тралфлота.

В книге «Всего одна жизнь» Ефима Вайнбира читаем о Копытове: «Да, это был капитан-разведчик большого таланта. Именно таланта... Опыт опытом, мастерство мастерством, трудолюбие трудолюбием - всего этого было ему не занимать, но он был еще одарен удивительной способностью понимать жизнь моря. Он очень остро чувствовал то, что ученые именуют «экологическими связями». Нужно было видеть, как внимательно читал он утром, в самом начале рабочего дня, сводки и радиограммы; как вникал в смысл каждой фразы, каждой цифры рейсового отчета; как дотошно расспрашивал обо всем возвратившихся с моря капитанов-разведчиков. Ничто не могло ускользнуть от его внимания. Все для него было наполнено глубоким смыслом, все для него было важно. Он пропускал ежедневно через свой мозг огромный поток информации. Его обзорные выступления о промысловой обстановке были всегда исчерпывающе аргументированы, а предложения конкретны. Он мог предсказать, какими путями будет мигрировать рыба, когда и где будет накапливаться, долго ли там продержится, какие следует ожидать уловы. Ошибался редко, многими это воспринималось как некий дар предвидения». А вот как скромно отзывался о своей работе сам Степан Дмитриевич. Всего в трех предложениях рассказывает он об открытии под его руководством нового промыслового района (Северный склон Центрального района) в книге «Беседы старых капитанов»: «В июне 1924 года уловы в прибрежных районах Мурманского побережья очень упали. Надо было искать рыбу в других, более отдаленных районах. Вопрос обнаружения хороших косяков нужно было решать самостоятельно, и мы отправились искать «счастья». В результате кропотливой работы и знания своего дела был открыт новый промысловый район, отличающийся весьма благоприятными для траления условиями». Всего три предложения! А сколько труда, упорства и смекалки вложено в эту работу. Ведь в те годы траловый флот делал свои первые шаги: не было опытных специалистов лова, не существовало еще промысловой разведки, суда, осуществлявшие лов, не имели необходимого оборудования.

Передача опыта, наставничество в биографии Копытова были постоянно. Он всегда охотно делился с молодыми моряками багажом своих знаний. Был в его биографии и опыт написания учебных пособий. В соответствии с приказом начальника Управления тралового флота № 176 от 17 октября 1936 года опытных специалистов управления тралового флота привлекали к составлению и изданию стахановской библиотеки для рыбной промышленности. Опытные промысловики - капитаны, тралмейстеры, старшие механики, технологи и инженеры - сели за составление учебников. Степан Дмитриевич писал главу на тему: «Трал и техника работы с тралом».

А летом 1936 года Копытов снова доказывает, что звание одного из лучших капитанов закрепилось за ним не случайно. 27 июня газета «Полярная правда» публикует письмо команд передовых судов тралового флота наркому пищевой промышленности А.И. Микояну о стахановском движении на флоте: «Дорогой Анастас Иванович! Мы первыми досрочно, за пять с половиной месяцев, выполнили годовые государственные планы по добыче рыбы...» А в документах фонда управления тралфлота (Р-542), хранящегося в областном архиве, мы видим список 18 стахановских траулеров с отчетом по улову за 1936 год. Лучшим стал траулер РТ-82 «Димитров» под руководством капитана Копытова Степана Дмитриевича, показатель выполнения плана - 210 %. В ответ на траулер «Димитров» пришла телеграмма, адресованная капитану Копытову и помполиту Платонову: «Поздравляю с досрочным выполнением плана добычи рыбы. Приказываю выдать из директорского фонда премии каждому члену команды. Желаю вам быть первыми в борьбе за максимальное перевыполнение годового плана. Микоян». Как отмечено в личном деле Копытова, 30 августа 1936 года  за перевыполнение плана рыбодобычи и стахановскую работу  Степан Дмитриевич был награжден орденом «Знак Почета».

В апреле 1949 года был издан приказ по Министерству рыбной промышленности СССР

«Об утверждении Совета старейших капитанов при Управлении тралового флота». Как указывалось в Положении о Совете, создавался он  для обобщения и передачи опыта, а также для анализа работы рыболовных траулеров. Совет старейших капитанов при Управлении тралового флота объединения «Мурманрыба» состоял из 6 наиболее заслуженных капитанов, проплававших в траловом флоте не менее 15 лет. В их число входил и Копытов Степан Дмитриевич.

Одно из самых значимых открытий в трудовой биографии Степана Дмитриевича - новый промысловый район, названный в последствие  «Копытовской банкой». Обратимся снова к книге «Всего одна жизнь», где очень подробно описан этот эпизод из жизни капитана: «...Еще до войны крепко задумывался Копытов, рассматривал на карте один весьма обширный участок моря. Это было самое что ни на есть «белое пятно». Промысловые суда - ни наши, ни иностранные - никогда сюда не заглядывали. Одним словом - целина. Прикидывал и так и этак - по всем статьям, должна там быть рыба и, скорее всего, морской окунь. «Эх, сходить бы туда, сделать бы хоть одно траление», - мечтал Копытов, но не пришлось ему там побывать - лежал этот район где-то в стороне от главных рыбацких дорог, а потом началась война.

Прошло немало лет, кончилась война, а «белое пятно» на карте не давало покоя капитану. На всех промсоветах упорно предлагал послать туда поисковый траулер, но энтузиазма его предложение ни у кого не вызывало. Не хочется рассказывать, как «хитрил» Степан Дмитриевич, давая задания капитанам поисковых судов (был он тогда заместителем начальника Промразведки) «отклониться» от намеченного маршрута, чтобы «заглянуть» в район, который его интересовал. И весною 1952 года нашли, наконец, рыбу. Да еще какую! Это были мощные концентрации морского окуня. Нашли именно там, куда настойчиво звал Копытов. Весной 1952 года на одном из промысловых советов начальник Главмурманрыбпрома (Платон Васильевич Сапанадзе) сказал: «Мы открыли новый промысловый район. Главк предлагает назвать его районом Копытова в честь старейшего капитана тралового флота, проявившего большую инициативу и настойчивость в поиске и разработке этой промысловой банки». Возражений не последовало».

За свой труд Степан Дмитриевич в разные годы был награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд во время ВОВ», за 20-летнюю работу в траловом флоте - значком «Отличник рыбной промышленности». А 11 декабря 1950 года Родина отметила его вклад в работе тралового флота орденом Ленина.

До последних дней жизни, уже будучи на пенсии, старый капитан был вместе с флотом, душой болел за его успехи и неудачи. В книге «Беседы старых капитанов» Копытов пишет главу «Дорожите честью моряка», напутствуя молодых моряков призывом всегда быть дисциплинированным, исполнительным, являть пример отличного поведения!

Именем Степана Дмитриевича Копытова в 1972 году названа улица нашего города.

Публикацию подготовила Мазина С.А.

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи.

1. «Всего одна жизнь» Вайнбир Е.А., Мурманское книжное издательство, 1976

2. «Беседы старых капитанов» Копытов С.Д. («Так рождался флот»),  Мурманское книжное издательство, 1961

3. «История Мурманского тралового флота» А.А. Киселев, А.И. Краснобаев, Мурманское книжное издательство, 1973

4. «Развитие рыбной промышленности Мурманской области» Сборник ГАМО, Мурманское книжное издательство, 1986

5. «Полярная правда» от 27.06.1936, статья «Свое слово - сдержим!»

6. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 2941. - личное дело Копытова С.Д.

7. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 13. Л. 76.

8. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 92. Л. 59-72.

9. Ф. Р-534. Оп. 3. Д. 3. Л. 409.

10. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 280. Л. 72.

11. Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58. - скан документа.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.

ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.

ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

 

 

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».

Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

 

 

 

 
100-let-arch
100let
baner
godkino