Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Железнодорожный вокзал города Мурманска

vokzal90 лет назад, 27 марта 1923 года, в Мурманске состоялась торжественная церемония открытия нового, второго по счету, здания железнодорожного вокзала.

В Государственном Архиве Мурманской области хранится фотография железнодорожного вокзала, построенного  в 1923 году[1], личный фонд профессора, доктора исторических наук А.А. Киселева. В документах его фонда, связанных с историей Мурманска, имеются сведения и о Мурманском вокзале.

Первый городской вокзал был возведен в 1916 году во время строительства Мурманской железной дороги, обогревался он печами. 16 ноября 1922 года за два часа пожар уничтожил это здание, обшитое узкими досками.

Новый вокзал был построен из бревен за три месяца. В его правой части находилась служба движения. Над входом висела вывеска «Мурманск», над ней -  небольших размеров портрет В.И.Ленина, серп и молот со звездой и часы с круглым циферблатом.  Был на территории станции и колокол, и даже площадка со скамейками. Церемония открытия вокзала состоялась 27 марта 1923 года в 12.00. Мурманский вокзал стал не просто местом, где встречают и провожают поезда, но и центром общения городских жителей, где можно было узнать свежие новости, а заодно и массу другой интересной информации. Вокзал служил своеобразным клубом, живой газетой, источником сведений о жизни вне Кольского полуострова. А.А. Киселев писал: «Особенно много здесь собиралось народу, когда прибывал вагон-синематограф, где крутили американские фильмы. Приходил в Мурманск и специальный агропоезд, пропагандировавший огородничество и животноводство, раздающий семена для посевов и листовки на сельскохозяйственные темы».

Шло время. Постепенно увеличивался грузопоток, росло количество пассажирских перевозок на Мурманской, а с 1935 года - на Кировской железной дороге. С каждым годом становилось все очевидней, что Мурманску необходим новый вокзал, более вместительный, более современный, но мечты и планы не успели осуществиться. Началась Великая Отечественная война. Здание вокзала было уничтожено вражескими бомбами. После войны Мурманск быстро отстраивался, но мурманчанам довольно долго приходилось довольствоваться бараком с печным отоплением на месте вокзала.

Новое здание, каким мы знаем его сейчас, было построено сравнительно недавно, главный корпус его был открыт накануне 1 мая 1954 года, пятнадцатиметровый шпиль был установлен в 1959 году, а левое крыло с кассами и залом ожидания заработало только в 1961 году.



[1] ГАМО, ф. Р-1310, д.281

 
100let
godkino
baner