Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

НА ПУТИ В АРКТИКУ

В сентябре 1939 года было организовано Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство Наркомата морского флота СССР. На момент создания Мурманское пароходство имело в своем подчинении всего 12 судов. Новому пароходству были переданы суда из Балтийского и Северного государственного морского пароходства, и к 1940 году Мурманское пароходство насчитывало уже 37 судов.

В годы Великой Отечественной войны Мурманск являлся одним из главных путей, по которому доставлялось военное снаряжение и продовольствие от союзников по антигитлеровской коалиции. В числе судов, вошедших в состав первых караванов в январе 1942 года, были и суда Мурманского пароходства. Многие суда и члены их экипажей погибли, выполняя свою работу. По окончании войны на плаву остались только 3 судна пароходства: «Спартак», «Сосновец» и «Мурманск». Но уже к концу 40-х годов флот пароходства был почти восстановлен до уровня довоенного времени.

25 июня 1953 года произошла реорганизация Мурманского пароходства, которая ставила своей целью оптимизацию деятельности на северных морских коммуникациях, создание единого арктического пароходства с центром в г. Мурманске.

Из приказа Министра морского и речного флота - «Об объединении морских и речных пароходств, портов, предприятий и организаций Министерства морского и речного флота»[1]

25 июня 1953 г.

 

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1953 г. № 1567 в целях улучшения руководства эксплуатационной и хозяйственной деятельностью морских и речных пароходств, портов, предприятий и организаций и укрепления линейных подразделений морских и речных пароходств

п р и к а з ы в а ю:

1. Начальникам Главсевзапфлота тов. Чеботареву, Главюжфлота тов. Данченко, Главвостокфлота тов. Харитонову и Главсевморпути тов. Бурханову объединить следующие морские и речные пароходства:

[...][2]

д) Мурманское государственное морское пароходство, Архангельское морское арктическое пароходство и Мурманскую морскую контору Главморсевпути в Мурманское государственное морское арктическое пароходство с местонахождением Управления пароходства в г. Мурманске.

 

Заместитель Министра

морского и речного флота                                                                             П. Черевко

 

«После образования Мурманского арктического пароходства на базе объединения двух пароходств, флот возрос вдвое. Если до объединения в Мурманском пароходстве было только 25 судов, то после объединения оно имеет 50 судов.

Весь пассажирский, грузовой и ледокольный флот базируется в Мурманском морском порту». [3]

Об одном из подразделений, вошедшем в новую организацию - Мурманской морской конторе Главморсевпути - нужно сказать особо, так как именно с ней, в первую очередь, была связана реорганизация. Документы, сохранившиеся в фонде Мурманского морского пароходства (Р-753) Государственного архива Мурманской области, дают представление о немалых трудностях, которые преодолевала в своей работе Мурманская морская контора. Например, отсутствие собственных складских помещений стало причиной следующего приказа по конторе: «В целях пресечения расхищения в период разгрузки ценнейших грузов, прибывших из Германии на п/х «Ярославль» в адрес ГСМП, капитанам ледоколов «Сталин», «Красин», «Каганович» совместно с помполитами из числа своих экипажей ежедневно выделять по 6 человек проверенных, честных товарищей в распоряжение Мурманской морской конторы для несения вахты по охране разгружаемых грузов на территории Мурманского порта».[4] Прибывающие грузы приходилось «пристраивать» в сторонние городские организации. В этом же архивном деле можно прочитать и доклад исполняющего обязанности начальника административно-хозяйственного отдела Черткова, который сетовал на отсутствие в конторе фондов технических материалов, в связи с чем постоянно приходится обращаться за помощью в разные организации и «занимать» эти материалы там.

Несмотря на все сложности, Мурманская морская контора исправно работала: занималась агентскими функциями, готовила суда к зверобойному промыслу, осуществляла техническое наблюдение за ремонтом судов Архангельского арктического пароходства, производившимся в Мурманске. Однако масштабы освоения арктических пространств требовали большей концентрации всех имеющихся средств.

Для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения круглогодичного судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива в декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути. Уже в первой половине 1940-х гг. власти региона настаивали на необходимости  «...создать базу для развития арктического мореходства, призванного превратить великий Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль».[5]

Кроме того, на Мурманскую морскую контору Главсевморпути возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике.

Реорганизация арктического пароходства, проведенная в 1953 г., способствовала достижению этой стратегически значимой цели. Итогом ее стала передача в подчинение пароходства порта Мурманск и порта Дикси, с января 1954 г. на баланс передаются механические мастерские и плавсредства Архангельского отделения арктикснаба (приказ Министра морского и речного флота № 657 от 15.12.1953), передан ряд ледоколов, в том числе «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке», ледокольные пароходы «Г. Седов», «Дежнев», «С. Леваневский», «В. Русанов», а также танкер «Ненец». Флот арктического пароходства стал активно пополняться судами нового типа, имеющими корпус усиленного ледового класса для арктического плавания и мощную дизель-электрическую силовую установку: первым вошел в состав дизель-электроход «Лена», чуть позже «Обь» и «Енисей». В первых же рейсах «Лена» установила рекорд, совершив первый в истории Северного морского пути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов, а «Ф. Литке» достиг самой северной точки, к которой когда-либо приближалось морское судно в свободном плавании.

Перед вновь созданным Мурманским государственным морским арктическим пароходством также ставилась задача обеспечения транспортных нужд портов и полярных пунктов всего западного сектора Арктики.

В результате Мурманское государственное морское арктическое пароходство, под руководством опытных специалистов: начальника МГМАП - И.В. Фомина, главного инженера - М.И. Чухманенко, начальника морской инспекции - А.И. Дубинина, стало представлять собой довольно крупное предприятие, с 1955 года осуществляющее регулярные рейсы в Арктику, в три раза увеличившее проводку судов ледоколами. Кроме того, было освоено снабжение островных полярных станций транспортными судами, открылись экспериментальные линии на Диксон, Тикси, Певек.

Реорганизация 1953 года, так много сделавшая для открытия пути в Арктику, ознаменовалась торжественным событием мирового значения: в г. Ленинграде был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин», который в 1960 году прибыл в порт приписки Мурманск, что стало началом новой эпохи в покорении арктических широт и оказало значительное влияние на дальнейшее освоение Арктики.



[1] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 2. Д. 25. Л. 7-11. - приказы Министра Морского флота, касающиеся работы Мурманского пароходства.

[2] Опущены сведения о реорганизации других флотов и пароходств СССР.

[3] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 1. Д. 30. Л. 206. - из докладной записки начальника Мурманского государственного морского арктического пароходства Фомина начальнику Главсевморпути Министерства морского и речного флота Карамзину. 3 декабря 1953 г.

[4] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 1. Д. 2. - приказ начальника Мурманской морской конторы Знаменского С.Н.

[5] ГАМО. Ф. Р-543. Оп. 1. Д. 102. Л. 3. - докладная записка первого секретаря обкома ВКП (б) Старостина М.И. председателю Чрезвычайной Государственной комиссии о разрушениях, произведенных немецко-фашистскими захватчиками в Мурманской области.

1.	Один из первых арктических судов пароходства – ледорез «Ф. Литке» во время экспедиции-перехода к острову Врангеля в 1929 г.
ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 239.

1. Один из первых арктических судов пароходства – ледорез «Ф. Литке» во время экспедиции-перехода к острову Врангеля в 1929 г.

ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 239.

 

2.	Ледокол «Красин». Арктическая навигация.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2134.
Фото – Ф. Косинец.

2. Ледокол «Красин». Арктическая навигация.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2134.

Фото – Ф. Косинец.

 

3.	Караван судов Мурманского пароходства в море Лаптевых в арктической навигации.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2133.
Фото – Ф. Косинец.

3. Караван судов Мурманского пароходства в море Лаптевых в арктической навигации.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2133.

Фото – Ф. Косинец.

 

4.	Дизель-электроход «Обь» после зимней навигации в порту.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4696.
Фото – Репин.

4. Дизель-электроход «Обь» после зимней навигации в порту.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4696.

Фото – Репин.

 

5.	Атомный ледокол «Ленин» Мурманского государственного морского арктического пароходства. (В новости)
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 495.
г. Мурманск. 1960 г.

5. Атомный ледокол «Ленин» Мурманского государственного морского арктического пароходства.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 495.

г. Мурманск. 1960 г.

 

6.	Иван Владимирович Фомин – в 1953 г. назначен начальником Мурманского государственного морского арктического пароходства.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4154.
г. Мурманск. 1972 г.

6. Иван Владимирович Фомин – в 1953 г. назначен начальником Мурманского государственного морского арктического пароходства.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4154.

г. Мурманск. 1972 г.

 

 

 

 
100-let-arch
logo80
100let
logodobro
baner
godkino