Дарит свет и тепло
(к 90-летию Мурманской ТЭЦ)
С началом постройки Мурманской железной дороги и работ по сооружению Мурманского порта остро встал вопрос об обеспечении этих стратегически важных объектов электроэнергией. Работы по организации электростанции взяло на себя правление Мурманской железной дороги. Проектировщиком, а в дальнейшем заведующим электрическими установками был назначен инженер-электрик Николай Константинович Случевский. Было выбрано и место будущей стройки - территория порта. Вместе со станцией спроектировали сеть проводов для наружного освещения путей, складов, пристаней, проездов и жилой зоны Кольской морской базы. Для плотничьих работ, которые планировалось завершить к 25 марта 1917 года, был нанят подрядчик Иван Николаевич Ремезов.[1]
Началась стройка. Оборудования для электростанции постоянно не хватало, его приходилось искать по разным городам и даже по разным странам. Несвоевременные поставки материалов железной дорогой так же затягивали окончание стройки. Тем не менее 9 апреля 1917 года комиссия приняла станцию в эксплуатацию, а 17 апреля в Мурманске был дан первый ток. К этому моменту станция была отстроена на 70%.[2] В мае 1917 года Случевский отчитывался: «Полностью построен 1 жилой дом, кладовая, временные мастерская и водокачка, установлен нефтяной двигатель и электрическая машина, построены площадки под паровые машины, проведено около 7,5 км воздушной линии, дано наружное освещение на длину около 5 км, дано освещение в дома, бараки и склады на общее число лампочек около 1400 штук».[3] Позже станция была оборудована двумя дизельными двигателями от «Коломенского завода» и фирмы «Нобель» мощностью в 200 и в 120 л.с.[4]
Первое время мощности электростанции хватало для обеспечения нужд совсем еще небольшого поселения. Однако Мурманск рос: если во время Всероссийской переписи 1920 года в нем проживало 2487 человек, то в 1926 году насчитывалось уже 8777. Вместе с ростом населения росла и потребность в электроэнергии, поэтому в 1926 году на станции были установлены два дополнительных дизельных двигателя в 72 л.с. «Коломенского завода» и фирмы «Крослей». Но этих мощностей должно было хватить совсем ненадолго.
Руководство региона забило тревогу: «Электроэнергия отпускается исключительно почти только для освещения, так как принять моторную нагрузку станция не в состоянии, благодаря техническим недостаткам дизелей фирмы «Коломенский завод», хотя они и более мощные, чем другие, но работать на параллельном ходу не могут в виду технического не оборудования самого здания станции, которое не выдержит одновременной работы, так как само здание дощатое двухэтажное, уже имеет большой осадок и перекосы, а если дать большее сотрясение, то имеется угроза, что здание может обрушиться. Кроме того и эта мера не даст выхода в отношении полного удовлетворения электроэнергией».[5]
В итоге было выдвинуто предложение о сооружении новой, более мощной электрической станции «мощностью на 1,500 киловатт, типа турбогенераторной, с двумя машинами, которые позволят обслуживать город в течение 15-20 лет без всякого нарушения, а также дадут возможность произвести работы по подготовке к использованию имеющихся водоемов для перехода на более дешевое водяное топливо». Стоимость устройства новой станции вместе с установкой турбо-генераторов, трансформаторных подстанций и переоборудованием воздушной электросети в кабельную оценивалась в 907 тысяч рублей.[6]
Новую станцию обязались построить НКПС СССР[7] и Мурманская железная дорога в трехлетний срок,[8] а до ее расширения старая станция должна была продолжать функционировать.[9] Между тем начало работ затягивалось и откладывалось до тех пор, пока 27 января 1932 года не появилось постановление Совнаркома СССР[10], одним из пунктов которого стало решение о постройке в Мурманске электростанции на 6000 кВт.[11] В дальнейшем из-за недостаточного финансирования строительство электростанции было перенесено на 1933 год.[12]
В феврале 1933 года был утвержден технический проект тепловой электростанции, строительство которой было включено в план ГОЭЛРО.[13] [14] Начальником работ был назначен Кириллов. Тогда же, в феврале 1933 года, началась закладка фундамента нового предприятия. Из-за холода пришлось устанавливать тепляки[15], которые обогревались печками-времянками. Для бетонных работ были устроены баки с горячей водой и печи для подогрева песка и гравия. Работы велись в две смены.[16]
8 августа 1933 года, в разгар стройки, Совнаркомом СССР было вынесено постановление об изменении мощности станции - с 6000 кВт до 3000 кВт. В связи с этим было уменьшено и количество оборудования - пришлось устанавливать только одну турбину из двух запланированных и два паровых котла вместо трех.[17]
К весне 1934 года все строительные работы были закончены. 24 марта в 12 часов дня электростанция дала первый ток.[18] 26 марта того же года актом Правительственной комиссии она была принята в эксплуатацию.[19]
Поначалу новая городская электростанция из-за ряда недоработок и неподготовленности сетей не могла работать на полную мощность, поэтому Мурманск частично освещался с помощью ведомственной электростанции треста «Мурманрыба». Но с падением осветительной нагрузки в июне 1934 года нужда в дополнительной электроэнергии отпала и станция «Мурманрыбы» перешла в резерв, работая только во время аварий на новом предприятии.[20]
Позднее мощности станции были увеличены. В 1939 году в Мурманске были проложены первые 1150 м тепловых сетей, а на электростанции было установлено теплофикационное оборудование. В сентябре того же года 6 самых крупных зданий города получили централизованное теплоснабжение. В последующие годы зона теплофикации расширялась, а городская электростанция стала городской тепловой электроцентралью.[21]
С тех пор и по сей день Мурманская ТЭЦ дарит горожанам свет и тепло. Поздравляем ее сотрудников с юбилеем предприятия и предлагаем вашему вниманию небольшую подборку архивных документов и фотографий по истории первых мурманских электростанций.
Ведущий архивист отдела НИиПАД А.В. Алмазова
[1] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
[2] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.
[3] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 3. Л. 32-32об.
[4] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 52.
[5] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 52.
[6] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 53.
[7] НКПС - Народный комиссариат путей сообщения СССР.
[8] ГАМО. Ф.Р-162. Оп. 1. Д. 135. Л. 11.
[9] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 11.
[10] Совнарком СССР - Совет народных комиссаров СССР.
[11] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.
[12]ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.
[13] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 499. Л. 32 об.
[14] ГОЭЛРО - государственный план развития электроэнергетической отрасли в Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина.
[15] Тепляк - временное строительное сооружение для производства сварочных и бетонных работ, устройству гидроизоляции в зимний период.
[16] Кирьянов И. Мурманская ТЭЦ // Карело-Мурманский край. - 1993. - № 9/10. - С. 36-37.
[17] ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1 . Д. 798. Л. 10.
[18] ГАМО. Ф. Р-7. Оп 1. Д. 118. Л.12.
[19] ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 8. Д. 2325. Л.161.
[20] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 716. Л. 38.
[21] ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 8. Д. 2325. Л.161.
< Предыдущая | Следующая > |
---|