Судьба летчика - героя (к Дню Героев Отечества)

Судьба летчика - героя

(к Дню Героев Отечества)

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества, являющийся продолжением вековой традиции чествования людей, самоотверженно и бескорыстно служащих Родине. Эта памятная дата призвана отдать дань памяти как героям прошлого, так и нашим современникам - Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, кавалерам ордена Святого Георгия и ордена Славы.

В годы Великой Отечественной войны на Мурмане солдатами, военными летчиками и моряками, а также обычными советскими гражданами было совершено много подвигов и героических поступков. Одни из них широко известны, другие нет. Однако, каждый стал примером личного мужества, стойкости и готовности пожертвовать собой. Одним из воинов - героев является летчик, гвардии майор, Герой Советского Союза Василий Иванович Дончук.

Родился он 10 декабря 1910 г. в г. Киеве. Окончил Ейское авиационное училище. Как вспоминал председатель совета ветеранов 5-го отдельного авиаполка Гражданского воздушного флота Г.В. Личков: «До войны Василий Дончук был уже известным летчиком гражданской авиации. Он много летал на Камчатке, на Дальнем Востоке, обслуживал станции зимовщиков на Крайнем Севере, участвовал в Хасанских событиях 1938 г. Перед самой войной он работал в геологоразведывательной авиации Воркутинского аэропорта. Вот почему и в Коми АССР, и на Дальнем Востоке киевлянина Дончука считают своим земляком. С первых дней войны Дончук добровольно ушел на фронт в составе 5-го отдельного авиаполка Гражданского воздушного флота. Этот полк действовал на Карельском фронте»[1].

Во время войны В.И. Дончук служил в авиационных частях Карельского фронта  и летал на различных типах самолетов. С мая 1944 г. он командовал 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильей 7-й воздушной армии. За время его командования эскадрилья произвела 312 боевых вылетов. Было сфотографировано 80 тыс. кв. км территории противника.

Всего на личном счету В.И. Дончука - 270 успешных боевых вылетов, из них 89 боевых вылетов на дальнюю разведку, 47 боевых вылетов на ближнюю разведку, 64 боевых вылета на выброску десантов и боеприпасов в тыл противника, 5 боевых вылетов с посадкой в глубоком тылу противника, 65 боевых вылетов на бомбардировку промышленных объектов, аэродромов, железнодорожных станций  и баз противника. В общей сложности Василий Иванович провел в воздухе 5 тысяч часов[2].

За выполнение боевых заданий В.И. Дончук был награжден целым рядом орденов и медалей: орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалью «Партизану Отечественной войны I степени», 2 орденами Красного Знамени.

В наградном листе на присвоение ему звания Героя Советского Союза отмечалось: «Боевая работа тов. Дончука изобилует яркими фактами его личной отваги, находчивости, высокого искусства пилотирования самолетов в любых условиях. Так, 20.02.1942, получив задание высадить на территории противника наших агентов,  в сложных условиях полярной ночи, без штурмана, точно выполнил задание. На обратном пути точным попаданием снаряда в плоскость - самолет был поврежден. С перебитыми тросами и бензобаками, имея до 100 пробоин в самолете, тов. Дончук сумел вернуться на свой аэродром и благополучно произвел посадку»[3].

Своей самоотверженной боевой работой В.И. Дончук завоевал славу лучшего разведчика 7-й воздушной армии.

В сентябре 1944 г. был оформлен наградной лист для представления В.И. Дончука к званию Героя Советского Союза. Однако получить заслуженную награду он не смог. В ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции, 21 октября 1944 г., отважный летчик со своим экипажем отправился на выполнение разведывательного полета в район норвежского города Киркенес, из которого ему не суждено было вернуться.

Точное место гибели В.И. Дончука и членов его экипажа до сих пор не известно. По одной из версий, его самолет был сбит над коммуной Нессебю в Норвегии и упал в близлежащий фьорд.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 г. В.И. Дончуку было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

Главный архивист

отдела НИиПАД                                                                                        М.А. Ершов



[1] Полярная правда. - 1971. - 8 мая. - № 110 (13049). - С. 3.

[2] ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 406. Л. 31.

[3] ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 406. Л. 32.

1

Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза

 

1

Фотография В.И. Дончука.

ГАМО. Ф. Р-413. Оп. 1. Д. 162. Л. 18.

 

1

Наградной лист на присвоение В.И. Дончуку звания Героя Советского Союза. 22 сентября 1944 г.

ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 406. Л. 31-34.

1

Статья в газете «Полярная правда» «Я знал этого летчика». Полярная правда. – 1971. – 17 января. – № 14 (12953). – С. 3.

1

Статья Г.В. Личкова в газете «Полярная правда» «Это был выдающийся летчик». Полярная правда. – 1971. – 8 мая. – № 110 (13049). – С. 3.

 

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?