ИЗ-ПОД ПЕРА АРХИВИСТА
г. Мурманск. РТ-30 «Уссуриец». Первый в истории тралового флота РТ, в 1920 г. вышедший на траловый промысел в Баренцево море. Автор съемки не установлен. </br>ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10276.

ИЗ-ПОД ПЕРА АРХИВИСТА

В 2024 году Мурманский траловый флот отмечает свой 104-й день рождения!

19 марта 1920 года Архангельский губернский революционный комитет по губсовнархозу и губпродкому издал приказ о создании Беломорского управления рыбо-звериными промыслами. В соответствии с этим приказом все частные предприятия, занимавшиеся добычей рыбы и морского зверя, а также обработкой продуктов этих промыслов, были национализированы. Национализации подлежали не только капиталы и оборудование этих предприятий, но и те предприятия, которые имели вспомогательное значение для промыслового дела.

В ведение управления было передано 12 национализированных траулеров. Шесть из них до революции принадлежали царскому правительству, а в 1919 году были переданы в аренду рыбопромышленной фирме «Беззубиков». Шесть других траулеров принадлежали Центрсоюзу.

Ещё одна важная дата для тралового флота - 29 июня 1920 года. В этот день траулер РТ-30 впервые вышел в первый промысловый рейс под флагом РСФСР. Командовал судном капитан М. А. Викман.

В июне 1920 года в составе Беломорского управления было создано Мурманское областное управление рыбными и звериными промыслами.

В рамках рубрики «Из-под пера архивиста» мы хотим познакомить вас со статьёй специалиста Государственного архива Мурманской области Елены Фёдоровой. Статья называется «Родившийся в двадцатом...» и была опубликована в газете «Полярная правда» в 1990 году.

 

***

29 июня 1920 года считается днем рождения тралового флота Северного бассейна и начала тралового промысла рыбы в нашей стране. В этот день вышел в промысловый рейс первый советский тральщик РТ-30, позднее получивший название «Лучинский» под командованием капитана Михаила Андреевича Викмана, тралмейстером на судне был Яков Иванович Дементьев.

На следующий день, отправился на промысел РТ-39 «Зубатка», который вывел в море капитан Федор Михайлович Михов.

Тральщики вели промысел около двух недель, работая неподалеку от берегов Мурмана. Улов РТ-30 составил 2253 пуда рыбы, РТ-39 - 3000 пудов, не считая рыбьего жира. Ловились, в основном, треска, акула, зубатка, окунь.

Следом за первыми двумя вышли в районы промысла еще несколько судов. Вся траловая флотилия состояла из 12 старых тральщиков, национализированных в марте 1920 года и переданных Беломорско-Мурманскому управлению рыбозвериными промыслами.

Это РТ-25 «Сайда», РТ-26 «Треска», РТ-27 «Окунь», РТ-28 «Камбала», РТ-29 «Навага», РТ-32 «Кумжа», РТ-35 «Пикша», РТ-37 «Палтус», РТ-40 «Скат» и РТ-42 «Пинагор».

В первый год работы ими было выловлено около 945 тонн рыбы. Из-за недостатка угля и снаряжения траулеры работали не в полную силу и сделали в среднем от 3 до 5 рейсов.

Энтузиастами создания флота были поморы-капитаны Ф. М. Михов, С. Д. Копытов, С. П. Леонтьев, А. М. Овчинников, А. П. Новожилов, И. Н. Демидов, братья Петр и Осип Кононовы, Я. А. Богданов, Д. А. Бурков, П. Ф. Хохлин, тралмейстеры Ф. Е. Шамалуев, Я. И. Дементьев, Н. П. Амосов, А. Д. Махилев, механики И. В. Анкудинов, Н. П. Петров, М. Плотицын и многие другие специалисты рыбного промысла.

Основные районы тралового промысла в начале 20-х годов находились у полуострова Канин и на Кильдинской банке. Затем осваивалось Мурманское мелководье и Южно-Центральный район Баренцева моря. Промысел велся только в летний период, в зимние месяцы суда вынуждены были простаивать у архангельских причалов, запертые льдами Белого моря.

Мурман был вдвое ближе к районам промысла, имел незамерзающие гавани и давал возможность круглогодичного лова. И летом 1924 года был создан Северный государственный рыбопромышленный трест с конторами в Архангельске и в Мурманске.

Первый его управляющий Иван Александрович Мурашев стал страстным сторонником создания новой базы для траулеров на Мурмане. В зиму 1924-1925 годов в Мурманске для зимнего промысла было оставлено 6 траулеров. Несмотря на то, что в Мурманске еще не было базы для обслуживания флота, производственная программа «Севгосрыбтреста» на 1925 год была перевыполнена на 46 процентов. Себестоимость одного пуда рыбы снизилась с 3 рублей до 2 рублей 80 копеек.

Весной 1925 года делались первые попытки экспорта Мурманской рыбы. С грузом экспортной рыбы отправился в Англию РТ-31 «Налим», где продал 2200 пудов рыбы, получив 506 фунтов стерлингов выручки.

Рос спрос на тресковую продукцию и на внутреннем рынке.

В 1926-1927 годах велось форсированное строительство траловой базы в Мурманске - возводились первые причалы будущего порта, склады для рыбы, угля, соли, прокладывались железнодорожные подъездные пути. Строительные работы еще не были завершены, а тралбаза принимала уловы, все большее количество тральщиков базировалось в Мурманске.

В 1927 году 17 траулеров «Севгосрыбтреста» выловили 17531 тонну рыбы. Управляющий трестом И. А. Мурашов писал: «... Экономическая выгодность тралового промысла очевидна и доказана опытом. Стоимость рыбы, добытой траловым промыслом, значительно ниже кустарной, а средства, затраченные на траловое дело, являются возвратными...».

Своим превращением из захолустной окраины в крупнейший центр рыбной промышленности на Севере город Мурманск обязан траловому флоту. На месте траловой базы двадцатых годов появились современные причалы Мурманского рыбного порта, выросли цеха рыбокомбината. Траловому флоту обязана своим рождением Мурманская судоверфь и фабрика орудий лова. С тралового промысла на Севере началось все отечественное промышленное рыболовство.

В 1964 г. Мурманский обком КПСС и облисполком принял решение отмечать в Мурманске начало тралового промысла на Севере как День рыбака. В последующем году, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая, День рыбака стал всесоюзным праздником, отмечаемым ежегодно во второе воскресенье июля.

Статья Федоровой Е.В. «Родившийся в двадцатом...» // Полярная правда. - 1990. - 29 июня. - № 145 (18.234) - С. 3об.

 

Выгрузка рыбы с тральщика. г. Мурманск. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 3. Д. 3038.
Траловая база. Общий вид базы. г. Мурманск. 1935 г. Автор съемки не установлен.
ГАМО Ф. Р-1310. Оп. 6. Д. 6223.
Разгрузка рыбы на рыболовном траулере Мурманского тралового флота. г. Мурманск. 1944 г. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 6393.
г. Мурманск. РТ-30 «Уссуриец». Первый в истории тралового флота РТ, в 1920 г. вышедший на траловый промысел в Баренцево море. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10276.
Мурманский траловый флот. Борт РТ-306 «Магадан». За разделкой рыбы. Баренцево море. Июль 1970 г. Автор съемки – О. Андреев.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 7. Д. 6802.
С.Д. Копытов (1886-1970) – в 1920-1927 гг. капитан РТ-28 «Камбала», с 1927 г. капитан РТ-26 «Треска», в 1935-1937 гг. капитан РТ-82 «Димитров», с 1937 г. капитан поискового РТ-17 «Ким», в 1939-1943 гг. зам. начальника промысловой разведки, в 1943-1945 гг. начальник отдела флота Главсеврыбпрома, в 1945-1955 гг. зам. начальника промысловой разведки объединения «Мурманрыба».
ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.
Мурманский тралфлот. Копытов С.Д. - капитан флота (слева) и Михов Ф.М. во время беседы. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.
 
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
100-let-arch
Дорога памяти

Победа 1945-2023
gosuslugi-app-icon
100-let-arch
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: НАЧАЛО ПУТИ В ОБЪЕКТИВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ
prikaz-MMP-2
saam_baner
VFbaner
kolonist
Logo
Кино-Мурман
Гагарин и Мурман
«Мурманск и мурманчане 1970-х – 1980-х гг.