К юбилею Мурманского морского пароходства

К юбилею Мурманского морского пароходства

prikaz-MMP-1

Приказ об организации ММП, 22 сентября 1939г. (ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, л. 2)
К юбилею Мурманского морского пароходства

22 сентября исполняется 75 лет со дня основания Мурманского морского пароходства (ММП). Приказ Народного Комиссара Морского флота СССР «Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства»  был издан на основании постановления Экономсовета при СНК СССР от 14 сентября 1939 года[1]. Также этим приказом на баланс Мурманского пароходства были переданы суда Балтийского и Северного пароходств: «Унжа», «Мета», «Шелонь», «А.Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон», «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец»[2]. Несмотря на то, что образование предприятия почти совпало по времени с началом Второй мировой войны, пароходство работало неплохо - за 1940 год был перевыполнен количественный план по пассажирским и грузовым перевозкам, об этом свидетельствует приказ Наркомфлота СССР от 1 февраля 1941 года. Впрочем, в этом же приказе уточняется то, что качественные показатели выполнены не были: «пассажирский флот работал не по расписанию, сроки отхода судов систематически нарушались, техническое состояние судов пароходства не улучшалось»[3]. Тем не менее, за перевыполнение годового плана по перевозкам сотрудники вновь созданной организации были награждены значками «Почетному работнику морского флота», похвальными грамотами Наркомфлота СССР, именными часами, полумесячными окладами и благодарностями[4]. Звучали, по итогам деятельности первого года ММП, слова признательности и в адрес сотрудников подчинявшегося пароходству судоремонтного завода[5].

С началом Великой Отечественной войны положение на северных морях потребовало особых знаний, серьезной выучки от каждого моряка. В связи с этим в 1941 году была выпущена подробная программа по боевой подготовке личного состава в условиях военных действий, по которой каждый «пароходец» должен был знать тактику военно-морских и военно-воздушных сил противника, способы их нападения, возможные пути обороны, виды химического оружия и методы защиты от него, средства противопожарной защиты. Каждый моряк сдавал зачет по боевой подготовке, внутри экипажей даже проводились соревнования по тактике боя[6]. Весь плавсостав должен был уметь оказывать первую помощь[7].

 

Моряки пароходства стали настоящими героями, участвовали в операциях Второй мировой войны в составе легендарных полярных конвоев, осуществляя перевозки в тяжелых условиях. Многие из них уходили на фронт добровольцами[8]. Работа экипажей ММП не раз получала высокую оценку Наркомфлота СССР. К примеру, в приказе по Мурманскому государственному морскому пароходству от 30 апреля 1943 года сообщалось: «...экипаж п/х «Пролетарий» при массированном налете вражеской авиации в неравном бою с ней проявил стойкость и мужество, <....> нанес врагу ощутильный ущерб, подбив два самолета»[9].

За время Великой Отечественной войны моряки пароходства вписали немало славных страниц в историю советского флота. «Правительство отметило лучших из них высокими правительственными наградами, семья моряков Наркомфлота обогатилась героями Советского Союза», - отмечено в приказе Народного комиссара Морского флота СССР «Об организации изучения опыта войны и учете потерь морского флота» за 30 октября 1942 года[10]. Были и потери. Сотни моряков так и не вернулись из плавания, подавляющее большинство из них погибли или пропали без вести при исполнении служебных обязанностей. 5 июня 1945 года командованием Северного флота был подписан приказ, переводивший корабли и части на положение боеготовности мирного времени. Этот приказ официально прекращал боевые действия, судам было разрешено плавать без сопровождения.

Победа досталась стране дорогой ценой. Большие убытки понесло и пароходство. Недостаток кадров, судов, угля, жилья для работников сказывался на деятельности предприятия[11]. ММП восстанавливалось долго и медленно, полностью оправившись от военного лихолетья только в 50-х годах минувшего века. 25 июля 1953 года Мурманское морское пароходство объединилось с Архангельским арктическим пароходством и Мурманским морским агентством Главсевморпути. Количество судов на балансе возросло вдвое, а именно -  с 25 до 50 плавсредств[12].

В ту пору пароходство активно участвовало в освоении Арктики, что открыло новую страницу в жизни предприятия. Начались арктические навигации, которые дали толчок к пополнению флота соответствующими судами и техникой, а, соответственно, к более глубокому изучению ледового пространства. Благодаря легендарным ледоколам «А. Сибиряков», «Капитан Белоусов», «С. Челюскин», «Ермак» и, конечно, первому в мире атомному ледоколу «Ленин», появилась возможность чаще организовывать экспедиции в Арктику и Антарктику и строить там полярные станции, развивать работу по Северному морскому пути. Появление в дальнейшем новых атомных ледоколов позволило компании расширять свои возможности. Так, например, ледокол «Арктика» стал первым из кораблей планеты, достигшим в 1977 году Северного полюса в свободном плавании. Он сопровождал грузовые и экспедиционные суда по полярным морям в самые труднодоступные места. Начиная с 1989 года, ММП стало организовывать высокоширотные туристические круизы с заходом на северную вершину мира. Ледокол «Ямал» специализируется  сейчас именно на этом направлении. Что касается атомного ледокола «Ленин», то после выведения из эксплуатации он стал музеем в порту Мурманск.  Всемирно известный ледокол и ныне остается одним из символов нашего края.

Сегодня открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» - крупная судоходная компания, которая занимает ведущие позиции по транспортировке нефти и грузов, обеспечивает перевозки в Арктику. Структура пароходства включает в себя флот двух компаний: Мурманского и Северного (г. Архангельск) пароходств.

В Государственном архиве Мурманской области (ГАМО) хранится фонд Мурманского морского пароходства, фотографии судов, приписанных к его флоту. В научно-справочной библиотеке ГАМО имеются подшивки газет, по страницам которых можно также проследить судьбу судов и людей, оставивших след в истории предприятия.

 

Сотрудник архива Мурманской области                                                         А. В. Алмазова


[1] Здесь стоит отметить, что с сентября 1939 года в Мурманске параллельно действовали два пароходства: арктическое и сухогрузно-пассажирское. («Мурманское арктическое» http://murmanarchiv.ru/index.php/exhibitions-events/2009-06-08-10-18-49).

[2] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, л. 2.

[3] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, лл. 7, 7об.

[4] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 1, лл. 9 - 11.

[5] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, лл. 95, 131.

[6] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 3, л. 15.

[7] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 2, лл. 138 - 141.

[8] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 2, лл. 9, 36; ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, л. 26,

[9] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 2, д. 3, л. 40.

[10] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 2, л. 58.

[11] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 9.

[12] ГАМО, ф. Р - 753, оп. 1, д. 30, л. 206.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx