В начале сентября 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобовом стекле «Путь к причалу».
- В Мурманске я побывал ещё в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурманским журналистам режиссёр-постановщик картины Георгий Данелия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съёмки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Всё это пригодилось при теперешних съёмках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезём для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.
Сценарий написал молодой, но уже известный литератор Виктор Конецкий, служивший, в своё время, на Северном флоте и прекрасно знавший реалии северной морской жизни. Главный герой фильма - старый, одинокий боцман Росомаха. Спасательный буксир тащит отслуживший своё корабль «Полоцк» в Мурманск, на слом. Шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того, чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от «Полоцка». На «Полоцке» четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. «Полоцк» налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. В картине присутствовало не только море, но и берег, порт. Съёмки продолжались в течение двух лет. Некоторые из происходивших в процессе работы над фильмом историй Данелия припомнил в опубликованной в 2003 году книге «Безбилетный пассажир».
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
«В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я попросил администратора Федорца, чтобы завтра на съёмку пригнали автобус - закрыть забор от камеры... Утром на следующий день приехали на съёмку - автобуса нет.
- Не дали, - объяснил Федорец...
Я попросил... позвонить Залбштейну. Директором фильма «Путь к причалу» был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом...
- Не снимайте! - завопил Залбштейн. - будет автобус.
Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы, один за другим. Всё прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять... а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна.
После звонка... Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул её и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома...
- Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!..
Пауза.
- В чём дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.
Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.
Все облегчённо вздохнули и заулыбались.
И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий военным округом на всякий случай прислал два бронетранспортёра, на одном из которых и приехал на съёмочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн».
Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценой проводов в море спасательного судна «Кола» и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мурманчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участвовавшие в некоторых эпизодах. Съёмки продолжились в Баренцевом море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транспортно-буксирного флота Мурманского рыбного порта «Стерегущий» и «Смелый». И вновь - вместе с профессиональными актёрами играли мурманские моряки - члены экипажа «Смелого»: боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чужмаров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
«Между прочим. Как мы ни старались держаться подальше от государственных секретов, всё равно никак не могли их избежать.
В тот день, когда Никита Сергеевич выступил с официальным заявлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул:
- Режиссёр! Я вернулся, когда сниматься будем?
Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька.
- Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить!
- Раньше не мог. Мы на Кубу ракеты возили!
А строжайшую государственную тайну - об испытании на острове Новая Земля атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва...
Когда в центральных газетах появились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска, на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: «Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятельствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну будущего года».
Главную роль, боцмана Зосиму Семёновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору актёров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Фёдоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена - боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола, ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублёра. Андреев запротестовал: «Никаких дублёров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин и актёр, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру, в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие замечательные мастера экрана - Георгий Вицин, Любовь Соколова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метёлкин, уже имевший, несмотря на молодость, солидный актёрский стаж - участвовавший в фильмах «Анна на шее» и «Военная тайна». Роль матроса Чапина досталась Валентину Никулину. Он же исполнил и звучавшую в картине песню, о которой у Данелии - рассказ особый.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
«На фильм «Путь к причалу» музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина... порекомендовала пригласить молодого ленинградского композитора Андрея Петрова.
Он приехал - молодой, застенчивый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни...
Музыка была утверждена.
Написать слова я попросил поэта Григория Поженяна. Он написал: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна...» И т.д. В слове е-сли две ноты, а в мелодии три. Поженян потребовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Я сообщил об этом Петрову...
Телеграмма: «Москва. «Мосфильм». Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово!»
Поженян - задира, боксёр, бывший десантник, - узнав, что его назвали Жеженяном, пришёл в ярость и рвался в Ленинград, чтобы набить Петрову морду.
Конфликт уладили так: сказали Поженяну, что фамилию перепутало телеграфное агентство, а переделывать ничего не надо - ни слова, ни музыку. Споём безграмотно: «е-е-сли» - тремя нотами. Так и поёт её в фильме актёр Валентин Никулин.
Песню записали, она нам нравилась, но мелодию никто не мог запомнить - ни члены съёмочной группы, ни я сам. «Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение».
Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна...»
Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было».
Фильм вышел на экраны в конце 1962 года, а накануне официальной премьеры, согласно традиции тех лет, картину привезли в Мурманск. Так что жители областного центра стали первыми её зрителями. «Путь к причалу» понравился им сразу. Это была, буквально, любовь с первого взгляда. Впрочем, оценили его по достоинству не только жители областного центра. Маститый кинокритик Ростислав Юренев писал в журнале «Искусство кино»: «Молодые и одарённые люди делали фильм... В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не замечать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, человеческого. Фильм будоражит воспоминания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен».
Пожалуй, эпилогом к этой картине может послужить ещё один фрагмент из воспоминаний Данелии.
ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ
«Когда фильм «Путь к причалу» вышел на экраны, Конецкий позвонил и попросил меня срочно приехать в Ленинград.
- Зачем?
- Приедешь - узнаешь.
Он встретил меня и прямо с вокзала повёз в сберкассу. Снял с книжки деньги и протянул мне толстую пачку:
- Потиражные за сценарий. Здесь твоя доля - две тысячи триста сорок. Пятьдесят процентов.
Я в той или иной степени работал над всеми сценариями к моим фильмам. Но меньше всего - над этим.
- Я сценарий не писал и денег не возьму, - сказал я и вышел из сберкассы. Конецкий - за мной:
- Но ты много придумал.
- Это неважно. Я не написал ни строчки.
Тогда он положил деньги на перила мостика (мы шли по мостику через Мойку), сказал:
- Мне чужие деньги не нужны, - и пошёл.
И я сказал:
- И мне не нужны.
И тоже пошёл. А деньги лежали на перилах. Две тысячи триста пятьдесят. Машину можно купить, «Победу».
Фанаберии у нас хватило шагов на семь. Подул ветерок, мы развернулись и, как по команде, рванули назад.
Деньги эти мне очень пригодились, потому что следующий фильм я начал снимать только через год, а между фильмами режиссёрам зарплату не платят».
< Предыдущая | Следующая > |
---|