Он с «Пролетария»
Рассказ моряка о трагедии, разыгравшейся в Баренцевом море в декабре 1944 г.
Имя этого человека, написанное мелким почерком на небольшом пожелтевшем листке бумаги, поначалу не привлекло к себе особого внимания. В коллекции документов ветеранов Великой Отечественной войны, сбором которой занимается областной государственный архив, часто попадаются подобные бумаги с черновыми набросками разных. сообщений, не представляющих особого интереса для историков. Но на этом листке стояло слово, которое невольно заставило вздрогнуть и задержать в руках документ.
Читаю вновь: «Александр Иванович Хухрин. Судно «Пролетарий». Работает в рыбном порту»...
Мысли невольно бегут назад, к тем далеким, страшным сороковым годам, о которых мы, молодое поколение, знаем, к счастью, лишь по книгам, фильмам да еще архивным документам.
В начале войны основная часть судов Мурманского морского пароходства была мобилизована и передана Северному флоту. У причалов остались лишь суда, перед которыми была поставлена задача: обеспечить военные перевозки для фронта. Была проделана огромная работа по военизации флота. В его состав вошел и пароход «Пролетарий», по тем временам судно довольно большое, водоизмещением 1200-1300 тонн. Он доставлял боеприпасы, продовольствие и другие грузы к местам боевых действий. Ходили и в пролив Маточкин Шар, на Новую Землю, в Архангельск, но чаще всего «Пролетарий» брал курс на Рыбачий. Фашисты знали это судно. Почти каждый его рейс сопровождался налетами вражеской авиации и артобстрелами врага с южного побережья Мотовского залива.
Известно, что в мае 1943 года переплавляя лес для блиндажей «Пролетарий» попал под бомбежку, был сильно поврежден и затонул у причалов Порт-Владимира. Через три месяца судно было поднято со дна моря, отремонтировано и вновь продолжало свои героические рейсы к местам боев. Как известно, в октябре - ноябре 1944 года немецко-фашистские войска в Заполярье были разгромлены. Но в море продолжали пиратствовать подводные лодки врага.
...Трагедия произошла холодным декабрьским утром 1944 года. 3 декабря «Пролетарий» вышел из Мурманска в Линахамари. Прибыв к месту назначения и разгрузившись, «Пролетарий» в составе каравана из трех судов взял курс на Мурманск. Было это в ночь на 5 декабря 1944 года. В 6.30 утра судно было торпедировано и в течение нескольких минут затонуло.
Известно, что несколько человек спаслись. Кто они? Живы ли сейчас?
И вдруг это имя...
Справившись с волнением, звоню в отдел кадров Мурманского рыбного порта. Отвечают: «Да, Хухрин Александр Иванович работал у нас, недавно ушел на пенсию»... И дают его домашний адрес и телефон.
Долгое время не могу позвонить, чувствую, что не смогу затронуть эту тему, не смогу вернуть человека к тем далеким роковым событиям. Да и нужно ли бередить зарубцевавшуюся рану? Ведь прошло столько лет...
И вот я стою перед дверью, не сразу решаясь нажать на кнопку звонка. Меня встречает худощавый, улыбающийся Александр Иванович, в котором очень трудно признать пенсионера. Никак не вяжется с его возрастом моложавый и бодрый вид. Не могу скрыть своего удивления.
Разговор завязался как-то сам собой. Говорили обо всем, но больше всего об охоте. Оказывается, Александр Иванович прекрасный охотник, с первого выстрела бьет зайца, несмотря на полученную еще в детстве травму глаза.
Охотно рассказывает о себе.
Из-за этой травмы, полученной еще в 16 лет, и не взяли Александра, архангельского паренька, на фронт. В конце 1941 года направили на оборонительные работы. В марте сорок второго Александр Иванович Хухрин в составе рабочего батальона в Архангельском порту разгружает суда. Работает в полную силу, без сна и отдыха, но сердце рвется на фронт.
20 августа 1942 года Александр Иванович Хухрин в числе тех, кто сделал два шага вперед после призыва: «На флоте не хватает людей, нужны люди...» Он сделал их, эти два шага.
Так вот и попал Александр Иванович Хухрин на пароход «Пролетарий» в декабре 1942 года.
Александр Иванович рассказывает о рейсах «Пролетария», а я все не решаюсь спросить его о самом главном, о той страшной трагедии. Наконец задаю ему этот самый главный, самый мучительный для нас обоих вопрос. Он замолкает, и я вижу, что ему трудно справиться с волнением. Наконец он начинает говорить:
Это произошло утром 5 декабря 1944 года, примерно в половине седьмого. После выполнения очередного задания возвращались из Линахамари в Мурманск. Шли караваном в три судна: «Спартак», «Селенга» и «Пролетарий». Сопровождали нас три «морских охотника». На борту «Пролетария» находилось 33 члена экипажа, 10 военных моряков и 13 солдат - пассажиров. В составе экипажа 5 женщин и 3 юнги. В районе Цып-Наволока, около полуострова Рыбачий, пароход «Пролетарий» был торпедирован немецкой подводной лодкой. Торпеда попала в носовую часть левого борта, и судно, переломившись пополам, затонуло в течение трех минут.
Мне и моему напарнику Старховскому Николаю, он тоже был кочегаром, удалось выбежать через машинное отделение на палубу. У рабочей шлюпки увидел много народа. Но, спущенная на воду, она перевернулась и ушла под воду вместе с находившимися в ней людьми...
Александр Иванович замолкает.
Вижу, что ему трудно справиться с охватившим его волнением. Долго молчит. Чувствую, что он сейчас далеко от меня, в том холодном страшном декабре, вновь стоит на палубе тонущего корабля, вновь видит гибель своих товарищей.
Через некоторое время Александр Иванович продолжает свой рассказ, и я узнаю все подробности разыгравшейся трагедии.
...Времени на раздумья не оставалось: корма судна высоко поднялась, оно уходило под воду. Выпрыгнул за борт, ушел глубоко в воду. Когда всплыл на поверхность, увидел на воде какой-то предмет, решил плыть к нему. Казалось, что не плыл, а шел по воде, настолько она была холодной. Когда приблизился к этому предмету, оказалось, что это была шлюпка, в которой сидели два покрытых ледяным панцирем человека. Помочь Хухрину они были не в состоянии.
Собрав все силы, Александр Иванович перевернулся через борт в шлюпку. Тело, моментально покрывшееся ледяным панцирем, отказывалось повиноваться, но мозг продолжал работать. Знал Александр Иванович, что спасение его в движении. Схватив оказавшееся в шлюпке весло, стал лихорадочно грести, не зная куда, втаскивая по пути в шлюпку оказавшихся поблизости товарищей. Таким образом, спас пять человек.
Из катеров сопровождения только один МО-426 подбирал державшихся на воде людей, остальные два катера забрасывали глубинными бомбами обнаруженную подводную лодку врага.
Через некоторое время подошедший катер взял на борт находившихся в шлюпке людей.
Из 33 членов экипажа спаслись только 13 человек, из них - чудом оставшиеся в живых радистка Захарова и юнга Женя Сказываев. Из 10 военных моряков и 13 солдат, находившихся на судне, спаслись лишь 5 человек...
После госпиталя Александр Хухрин возвращается в строй, в ставшее для него родным Мурманское морское пароходство. На судне «Сосновец» продолжает ходить по следам «Пролетария». На этом судне он и встретил столь долгожданный для нашего народа День Победы.
Не смог уже Александр Иванович порвать с морем, поглотившим холодным декабрьским утром 1944 года его боевых товарищей. Знал, что должен исполнить свой долг перед ними, оставшимися навсегда живыми в его памяти.
33 года на флоте, из них 15 лет - старший механик на танкере «Тимонец» Мурманского рыбного порта. Много благодарностей, Почетных грамот и поощрений.
Среди наград - орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Советского Заполярья». Все это как нельзя лучше говорит о том, что свой долг перед погибшими товарищами моряк выполнил с честью.
Сейчас Александр Иванович Хухрин на заслуженном отдыхе, но любовь к морю он сумел привить своим сыновьям, достойно сменившим отца на долголетнем трудном посту. Старший, Валентин, вот уже несколько лет ходит в море на судах «Мурманрыбпрома». А младший, Сергей, закончив высшее мореходное училище, также ходит в море механиком в Мурманском траловом флоте. Династия моряков продолжает жить.
Каждый год 9 мая от причалов Мурманского морского пароходства отходит судно, которое, выйдя из Кольского залива, берет курс в Мотовский залив. Оно совершает традиционный рейс к месту гибели парохода «Пролетарий»
Выйдя в указанные координаты, судно замедляет ход. И ложатся на воду венки из живых цветов.
...В скорбном молчании склонили головы ветераны. Среди них Александр Иванович Хухрин - один из тех, кто остался в живых после трагической гибели «Пролетария». Он смотрит на качающиеся на волнах цветы, и перед ним возникают как живые, лица погибших товарищей.
Вспомним их и мы с вами, почтим их память.
Вот их имена:
капитан П. Г. Ижмяков, старший помощник капитана С. С. Воронцов, второй помощник В. В. Цинцадзе, третий помощник А. И. Никулин, старший механик Н. II. Кукаренко, машинисты I и II класса Л. А. Телятьев и В. Н. Семенов, матросы I класса В. С. Попов, В. В. Брехов, Б. Н. Наборский, кочегары I и II класса Г. Д. Захаров, М. И. Шадрин, Э. М. Лебедев, А. П. Некрасов, повар А. Г. Арсетская, буфетчица О. Я. Ваганова, дневальная Е. И. Казанская, кам- бузница Г. Н. Большакова, юнги Ваня Тюричсв и Вильям Юдин.
Г. КЛОЧКОВА
Старший археограф Государственного архива Мурманской области.
Опубликовано в газете «Рыбный Мурман», 8 мая 1987 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|