«Я болею за них, это замечательные люди ...»
(к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)
Смерти уже не потрясают. Нервы притупились...
Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать.
Из дневника архитектора А.С. Никольского [1]
27 января 2024 г. исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в годы Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда - одна из самых трагических и одновременно героических страниц отечественной истории.
Датой начала блокады города принято считать 8 сентября 1941 г., когда немецкие войска группы армии «Север»[2] захватили г. Шлиссельбург, взяв под полный контроль истоки Невы и блокировав Ленинград с суши. 872 дня длилась блокада города, во время которой его жителям пришлось пройти через голод и неимоверные лишения. Несмотря на это, на протяжении всей блокады, ленинградцы проявляли чудеса героизма и самопожертвования.
С первых дней войны горожане приняли самое активное участие в строительстве оборонительных сооружений. Согласно данным, содержащимся в докладной записке начальника второго Управления оборонных работ Управления Народного комиссариата внутренних дел по Ленинградской области Ленгорисполкому в период с 1 сентября 1941 г. по март 1942 г. силами жителей города было сооружено 6398 стрелковых окопов, 1274 пулеметных, 2098 минометных, 1361 артиллерийских окопов и 96 окопов для танков. Было проложено 835472 погонных метра ходов сообщений, подготовлено 120836 погонных метров противотанковых рвов. Для возведения этих и других сооружений потребовалось выполнить 8018000 куб. м. земляных, 333000 куб. м. плотничьих и 162000 куб. м. каменно-бетонных работ. 88 % общего количества трудовых затрат при возведении оборонительных сооружений осуществлялось населением Ленинграда. В среднем ежедневно на строительстве оборонительных сооружений вокруг города работало в сентябре - 99540, в октябре - 113300, в ноябре - 70000, в декабре - 36300, в январе - 12000 человек.[3]
Эвакуация гражданского населения города с началом Великой Отечественной войны стала важнейшей задачей для военных и гражданских органов Ленинграда. По сведениям Ленинградской городской эвакуационной комиссии: за период с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из города было эвакуировано 1743129 человек, из них жителей Ленинграда - 1448338 человек, в том числе детей - 414148 человек, жителей районов Ленинградской области и населения Прибалтийских советских республик - 294791 человек. Эвакуированы были 133 крупных промышленных предприятия, многие институты Академии наук и высшие учебные заведения, наиболее ценные экспонаты музеев города.[4]
Жизнь ленинградцев во время блокады протекала в условиях каждодневных артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек. Из 872 блокадных дней более 600 дней Ленинград подвергался артобстрелам. В сентябре 1941 г. город обстреливали 26 дней, среднесуточная продолжительность артобстрелов составила 7 ч. 27 м. В ноябре 1941 г. немецкие войска обстреливали город каждый день, а продолжительность артобстрелов составляла 9 ч. 13 м. В следующие месяцы количество дней и среднесуточная продолжительность обстрелов снизились, однако они продолжали приводить к гибели ленинградцев, пожарам и разрушениям. В период с 4 сентября 1941 г. по 22 января 1944 г. по городу было выпущено 148478 артиллерийских снарядов, сброшено 4638 фугасных и 102520 зажигательных авиабомб.[5] По разным оценкам, потери мирного населения Ленинграда за время блокады составили от 640 тыс. до 1 млн. человек[6].
Мужество и стойкость ленинградцев оказались сильнее вражеской блокады, артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек. Об этом свидетельствует то, что жизнь в Ленинграде не прекращалась. Оставшиеся в городе предприятия быстро перешли на выпуск военной продукции, необходимой Красной армии для обороны города. Уходивших в армию или эвакуированных рабочих и служащих предприятий и учреждений заменяли женщины и подростки. Наглядным примером этого является Кировский завод. В течение 1942 г. на завод было принято 2216 человек, из них 1802 женщины, что составило 81 % от общего числа. В результате всех изменений в личном составе завода на 1 января 1943 г. женщины составляли более 60% от общего числа рабочих и служащих.[7] Благодаря широко развернутым школам и курсам по подготовке кадров новые рабочие ленинградских предприятий приобретали необходимую квалификацию. Широкое распространение получило на городских предприятиях движение многостаночников и совмещение профессий, что позволяло решать проблему дефицита кадров.
Одним из следствий блокады была нехватка сырья и электроэнергии для предприятий. Особенно остро эта проблема встала зимой 1941-1942 гг., когда почти все предприятия прекратили производство. В первую блокадную зиму отмечались огромные проблемы со снабжением города топливом, что привело к лимитированию бытового потребления электроэнергии, сокращению, а затем и полному прекращению трамвайного движения в городе. Из-за нехватки топлива в январе 1942 г. пришлось прекратить работу главной водопроводной станции, что привело к замораживанию городских водопроводных магистралей и домовых труб в городе.
Катастрофической была ситуация с продовольствием. Блокада города не позволяла снабжать ленинградцев продуктами питания в необходимом количестве, а вражеские обстрелы и бомбардировки приводили к уничтожению имевшихся в городе запасов. Наиболее известным случаем уничтожения продовольственных запасов в городе во время блокады был пожар на Бадаевских складах, произошедший 10 сентября 1941 г., в результате авиационной бомбардировки и пожаром уничтожено около 3 тыс. т. муки и 2,5 тыс. кг сахара. В городе неоднократно происходило снижение продовольственных норм, которые были доведены до крайнего минимума. Символом тяжелого продовольственного положения жителей Ленинграда стали 250 г. хлеба в день, которые выдавали рабочим. Всем остальным группам населения выдавалось по 125 г. Голод унес множество жизней. Известный советский архитектор А. Никольский 22 января 1942 г. записал в своем дневнике: «За три недели по статистике Союза умерло 40 архитекторов - членов Союза. Это по два человека в день. Смерти уже не потрясают. Нервы притупились... Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать».[8]
Государственными и партийными органами предпринимались все усилия для строжайшего учета, а также наиболее рационального использования имевшихся продовольственных ресурсов. Для преодоления голода и нехватки продуктов питания в 1942 г. были предприняты решительные шаги по улучшению работы совхозов городских трестов и по поощрению развития индивидуального огородничества, а также развитию при предприятиях и учреждениях подсобных хозяйств. Итогом этих усилий стала организация 633 подсобных хозяйств и 1468 объединений индивидуального огородничества.[9] В городской сети столовых ленинградцы имели возможность получить горячее питание, которое не могли приготовить в домашних условиях из-за нехватки топлива.
Огромная нагрузка во время блокады выпала также на системы здравоохранения и образования города. Несмотря на то что нормальное функционирование организаций здравоохранения, школ и других детских учреждений было нарушено, их работники продолжали самоотверженно трудиться. Весомый вклад в оборону города вносили работники культуры. Музыкальным символом мужества и стойкости защитников Ленинграда в период блокады стала всемирно известная седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С января по ноябрь 1943 г. ленинградскими работниками культуры было подготовлено и выпущено 20 спектаклей по произведениям советской и классической драматургии, 2 оперные и 2 балетные постановки. Ленинградскими художниками было организовано 4 крупных тематических выставки, не считая мелких. Большинство работ было посвящено теме блокадного Ленинграда в дни Великой Отечественной войны. На выставках было представлено 5000 живописных, около 1000 графических и 100 скульптурных работ.[10] Культурная жизнь, протекавшая в городе, позволяла тысячам ленинградцев отвлечься от ужасов блокады.
Большую роль в преодолении последствий блокады сыграла Дорога жизни - единственная транспортная магистраль, связывавшая город с «большой землей». Она проходила по Ладожскому озеру. Связь осуществлялась во время навигации по воде, во время ледостава - по льду. По Дороге жизни шло снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, сырьем для работы промышленных предприятий. По дну озера был проложен специальный кабель для обеспечения связи с осажденным городом.
Борьба с врагом, которую вели ленинградцы, получила поддержку всего советского народа. Миллионы советских людей не только думали о судьбе Ленинграда и ленинградцев, но и откликнулись на призывы советского правительства об оказании помощи осажденному городу. Свой вклад в помощь блокадному Ленинграду внесли и жители Кольского Заполярья.
С первых месяцев блокады многие жители Мурманской области переживали за судьбу города на Неве и его жителей. На антифашистском митинге молодежи, состоявшемся в г. Мурманске 23 октября 1941 г., было принято письмо к молодежи Ленинграда, в котором содержались следующие слова: «Героическим молодым ленинградцам, юношам и девушкам, храбро сражающимся с фашистскими полчищами, наш боевой привет!
Ваша героическая и мужественная борьба с фашизмом на подступах к великому городу Ленина - колыбели пролетарской революции, является для нас примером самого благородного и самоотверженного служения Родине.
Мы сделаем все, каждый на своем участке, чтобы помочь вам разгромить врага. Наши сердца, сердца всей советской молодежи с вами, каждый из нас готов в любую минуту с оружием в руках биться с врагом за нашу Родину, за наш славный Ленинград».[11]
Трогательную запись сделала в своем дневнике 27 декабря 1941 г. комсомолка из Терского района Мурманской области Лидия Худякова-Солонина: «Прорван передний край линии немецкой обороны 25 числа и теперь наши продвигаются, уже заняли ряд населенных пунктов.[12]Теперь ленинградские рабочие будут работать еще лучше, и положение их с каждой нашей победой будет улучшаться. Я болею за них: это замечательные люди. Сколько надо было иметь силы, настойчивости, упорства, чтобы кушать 200 гр. или даже 150 гр. хлеба в сутки и работать по 12, 14, а то и больше часов в сутки. Все время повышать нормы. И от них можно было слышать только одно: «Гоните только его, скорее от Ленинграда, громите его, фашистскую сволочь, а мы уж как-нибудь переживем, за нас можете быть спокойны.» А ведь это все простые советские люди, наши сестры, матери, отцы. Не удастся немцам эта блокада. Наш народ ничем не возьмешь: ни угрозой, ни пытками, ни измором».[13]
Однако Ленинград был не только в мыслях мурманчан. Они оказывали продовольственную помощь блокадному городу. В самое тяжелое время блокады, зимой 1941-1942 гг., жители Кольского Заполярья организовали отправку эшелона с продовольствием для ленинградцев. В соответствии с постановлением бюро Мурманского обкома ВКП(б) от 26 января 1942 г. в Ленинград было отправлено 9 тонн медицинского жира, 50 тонн соленой сельди, 40 тонн семги и 100 тонн рыбы соленой. Выделение этих продуктов стало возможным за счет сокращения норм выдачи армии, флоту и населению Мурмана.[14] В ответ ленинградцы с обратным эшелоном отправили в Мурманск 130 тонн различных материалов и боеприпасов для армии и флота, сражавшихся на Кольском полуострове, а также чертежи и техническую литературу, необходимые для организации производства вооружения.[15]
Еще один эшелон с рыбопродукцией был отправлен в июле 1942 г. Он включал 150 тонн соленой рыбы, 3,6 тонн соленой семги, 10 тонн медицинского жира.[16] Кроме крупных эшелонов с продовольствием, мурманчане неоднократно отправляли в Ленинград и мелкие партии рыбопродукции.[17] Доставка составов с рыбой осуществлялась в сложной обстановке, под постоянной угрозой вражеских авиабомбардировок и артобстрелов. Уже после полного снятия блокады и освобождения Кировской железной дороги мурманчанами было отправлено еще два эшелона с рыбопродукцией для жителей Ленинграда.
Из Мурманска в блокадный Ленинград шло не только продовольствие. Мурманский торговый порт в годы Великой Отечественной войны занимался приемом и разгрузкой союзнических конвоев, которые доставляли в СССР широкую номенклатуру товаров - от боеприпасов и танков до провизии. Часть поставляемых союзниками продуктов питания отправлялась в Ленинград. Только с 19 января по 19 февраля 1942 г. из Мурманска в Ленинград было отправлено 145 вагонов с 3478 тоннами импортного сахара, а после прибытия 4-го каравана союзников в середине февраля 1942 г. планировалось отправить еще 6000 тонн сахара.[18]
В годы войны судьбы некоторых жителей блокадного Ленинграда оказались тесно связаны с Мурманом. Такова история Николая Варфоломеевича Светлова, уроженца деревни Обколье Батецкого района Ленинградской области.[19] Окончив морской техникум в Ленинграде он работал на судах Балтийского государственного морского пароходства. В период блокады Ленинграда принимал непосредственное участие в обороне города. Работал на судах, занимавшихся перевозками спецгрузов, участвовал в тушении пожаров возникавших в результате вражеских артобстрелов. За это был представлен к награждению медалью «За оборону Ленинграда».[20] 9 апреля 1942 г. приказом Народного комиссариата морского флота СССР Светлов был откомандирован для работы на Севере. Работал на судах Северного и Мурманского морских пароходств, участвуя в перевозках спецгрузов, сначала в качестве матроса, потом боцмана и, наконец, 3-го помощника капитана. Везде Николай Варфоломеевич проявлял инициативу, мужество и дисциплинированность.[21]
С Кольским Заполярьем связана и судьба Владимира Кирилловича Елфимова, родившегося в г. Владивостоке, а с 1934 г. работавшего на судах Совторгфлота Балтийского бассейна. В апреле 1942 г. специальная комиссия Наркомфлота отобрала его и еще ряд моряков Балтийского пароходства для работы на судах других пароходств. Почти все отобранные изъявили желание трудиться на Севере. Елфимов получил распределение на пароход «Чернышевский» Мурманского морского пароходства. После войны, с 1954 г. по 1982 г., Владимир Кириллович ходил в море на судах Мурманского тралового флота. Он оставил после себя интересные воспоминания о плавании на пароходе «Чернышевский» из г. Мурманска через Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны в г. Владивосток. Начинаются они описанием жизни в блокадном Ленинграде, участником обороны которого он был.[22] Владимир Кириллович награжден медалью «За оборону Ленинграда».
Советские войска предпринимали неоднократные попытки прорыва блокады в 1941 г. и 1942 г. Однако решить эту задачу в тот период не удалось. С 12 по 30 января 1943 г. наши части провели наступательную операцию «Искра», в результате которой 18 января войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации блокада была прорвана. Но до полного ее снятия оставался еще год. Прорыв блокады стал для жителей Ленинграда переломным моментом войны, так как достаточно быстро были построены железнодорожная линия и автомобильная магистраль, по которым началось снабжение города продовольствием, топливом и другими необходимыми материалами. Это позволило довести уровень продовольственного снабжения ленинградцев до норм, установленных для других промышленных центров страны. Полное снятие блокады города произошло в ходе операции «Январский гром»,[23] проходившей в январе 1944 г. 27 января был издан приказ Военного совета Ленинградского фронта, зачитанный по радио, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Вечером этого же дня в Ленинграде был произведен артиллерийский салют.
Героизм и самопожертвование ленинградцев были отмечены высокими наградами Советского правительства. 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой за послевоенную историю было награждено около 1 470 000 человек. 26 января 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в трудных условиях вражеской блокады, Ленинград был награжден высшей государственной наградой СССР - орденом Ленина.[24] В приказе № 20 Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 1 мая 1945 г. Ленинград, наряду со Сталинградом, Севастополем и Одессой, был впервые назван городом-героем. Официально почетное звание[25] «Город-Герой» было введено 8 мая 1965 г. В этот же день был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении городу-герою Ленинграду в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войны медали «Золотая Звезда».[26] Подвиг, совершенный защитниками города и его жителями, по сей день является для нас образцом стойкости и мужества.
Главный архивист
отдела НИиПАД М.А. Ершов
[1] А.С. Никольский (1884-1953) - советский архитектор, график и теоретик архитектуры. Действительный член Академии архитектуры СССР. Лауреат Сталинской премии. Во время блокады Ленинграда А.С. Никольский вёл иллюстрированный дневник, создал серии рисунков «В осаждённом Ленинграде» и «Парк имени С. М. Кирова».
[2] Группа армий «Север» - оперативно-стратегическое объединение немецко-фашистских войск в Великой Отечественной войне на северном участке Восточного фронта в 1941-1945 гг.
[3] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 83-85.
[4] Там же. С. 12, 106.
[5] Там же. С. 140, 145.
[6] Рубцов Ю.В., Лурье В.М. Блокада Ленинграда: все ли жертвы учтены? // Военно-исторический журнал. - 2000. - № 3. - С. 30.
[7] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 176.
[8] Из истории советской архитектуры. 1941-1945. Хроника военных лет. Архитектурная печать: Док. и материалы / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР, Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева; Отв. ред. К. Афанасьев. М.: Наука, 1978. С. 16.
[9] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 351.
[10] Там же. С. 383, 384.
[11] ГАМО. Ф. П-394. Оп. 1. Д. 178. Л. 43.
[12] Имеется в виду Тихвинская стратегическая наступательная операция советских войск, проходившая с 10 ноября по 30 декабря 1941 г.
[13] ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 96. Л. 7, 8.
[14] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 3, 4, 9
[15] Там же. Л. 13, 14, 22.
[16] Там же. Л. 43.
[17]Там же. Л. 58.
[18] Там же. Л. 11.
[19] Ныне деревня Обколи Батецкого района Новгородской области.
[20] Медаль «За оборону Ленинграда» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» и награждении этими медалями участников обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда» от 22 декабря 1942 года.
[21] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 366. Л. 15.
[22] ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 520. Л. 1, 5-8.
[23] Операция «Январский гром» (14-30 января 1944 г.) была частью Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января - 1 марта 1944 г.) советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, осуществлённой во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области.
[24] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 5.
[25] В 1980 г. были внесены изменения в Положение. Формулировка «почетное звание» была заменена на «высшая степень отличия».
[26] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 6.
< Предыдущая | Следующая > |
---|