В войну было легче?

В войну было легче?

В архив за справками приходят в основном люди пожилые, они всякого повидали на своем веку, узнали холод и голод. Юность у многих из них пришлась на военные годы, да и после войны они хлебнули труд­ностей. И в старости жизнь их не балует. Приходилось от пожилых людей слышать: в войну легче, мол, было.

Понятно, что такое говорится, как правило, от оби­ды, от бессилья что-то изменить. Война есть война. Легкого хлеба она никому не предлагала.

Воспоминания о годах войны у каждого свои. Одни наши земляки помнят, как выручала картошка со своего огородика, для других большим подспорьем в семье были грибы и ягоды, третьи собирали на берегу выброшенную морем селедку...

Какие же факты о жизни, быте северян той поры хранят архивные документы! Как решали вопросы снабжения, питания населения в военные годы! В областном архиве много интересных документов на эту тему, в том числе из фондов бывшего партийного архива. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

 

Жизнь по карточкам

Уже в первые месяцы войны снабжение некоторыми видами продовольствия на Кольском полуострове было нормировано. Появились карточки на хлеб, сахар. В это время из-за перегруженности транспорта воинскими перевозками резко сократились поставки продуктов питания. Перед торгующими организациями области стояла задача - предельно экономить продукты питания и промтовары из довоенного запаса.

В феврале 1942 года обком ВКП(б) принял постановление о первоочередном снабжении городов Мурманска, Кандалакши и Кировска, работавших на нужды фронта. Расходование продовольствия, работа общественных столовых, заготовка продуктов питания в области были взяты под контроль. Эти вопросы регулярно рассматривались на заседаниях бюро обкома партии и исполкома областного Совета.

Передо мной одна из докладных, какие поступали секретарю обкома М. И. Старостину. Она о состоянии общественного питания трудящихся города Мурманска в июне 1942 года. Кстати, сорок второй был самый трудный для мурманчан и голодный год.

В Мурманске работали 42 столовые. Они принадлежали шести разным системам - тресту столовых, рыболовпотребсоюзу, Трансторгпиту, Военфлотторгу, Армвоенторгу и Спецторгу. В сети закрытых столовых питалось более 32 тысяч мурманчан.

Рабочие ведущих предприятий, занятые на военных заказах, получали усиленное питание. Каким оно было, хорошо говорят цифры. В столовой № 3 при заводе "Севморпуть" в апреле 1942 года на одного прикрепленного приходилось на весь месяц 1716 граммов мяса, 1560 граммов рыбы, в столовой судоверфи соответственно 1600 и 2600 граммов. А в столовой N° 1 треста столовых, к которой были прикреплены непромышленные рабочие и служащие разных организаций, и того меньше - по 731 грамму мяса и 1117 граммов рыбы на человека.

В общественные столовые получали пропуска на обеды и нетрудоспособные члены семей мобилизованных в армию, пенсионеры, инвалиды.

В городе работала также одна открытая столовая. В ней могли питаться командированные и все желающие получить без карточек обед и 200 граммов хлеба. Точнее не получить, а купить по коммерческой цене.

Не были забыты школьники и дошколята. В четырех школах города получали обеды 939 школьников, в трех детских садах питалось 208 детей, а в детских яслях - 275. На более чем три с половиной тысячи дошколят родители получали продукты на дом по детским продовольственным карточкам. Грудным детям выдавалось молоко через детскую консультацию.

Было очень трудно, но система снабжения помогала людям выжить.

Нормы снабжения менялись в зависимости от ресурсов. С наступлением зимы они увеличились. Это было предусмотрено постановлением Совнаркома СССР от 9 ноября 1942 года. С декабря рабочие на Крайнем Севере стали получать хлеба 800 граммов в день, служащие - 600, иждивенцы - 400 граммов. Сахара соответственно рабочим выдавали 750 граммов в месяц, служащим - 600, иждивенцам - 500 граммов. Крупы рабочим полагалось 2 килограмма в месяц, служащим и иждивенцам - 1,5 килограмма, мяса и рыбы рабочие получали за месяц до 4 кило, служащие - 3,2, иждивенцы - 1,5 килограмма в месяц. А соли всем полагалось по 700 граммов.

Исходя из этих норм рабочие, служащие, их иждивенцы могли питаться в общественных столовых или получать по карточкам сухой паек на руки.

Граждане, подлежавшие мобилизации на производство, но не желавшие работать, продуктовых карточек не получали.

 

Были и льготы, были и литеры

Ветераны помнят, что людям, которые работали в особых условиях, и тем, кто был занят на важнейших участках, предоставляли определенные преимущества в продовольственном снабжении. О рабочих ведущих предприятий, занятых на военных заказах, уже говорилось - они получали усиленное питание.

Несколько выше, чем у других рабочих, были нормы снабжения у рыбаков. И это понятно: их местом работы, по сути дела, было поле боя. А в декабре того же сорок второго им предоставили еще одну льготу. Особым распоряжением Совнаркома было разрешено организовать горячее питание команд тральщиков Главсеврыбпрома в Мурманске и Архангельске в период стоянок без продуктовых карточек.

Дополнительное питание сверх обычных норм выдавалось ребятишкам в детсадах, школьникам, больным в больницах, а также беременным женщинам.

Для руководящих работников были введены литерные продовольственные карточки. Как свидетельствуют документы, к весне сорок третьего в списках на особое и литерное питание по городам Мурманску, Кандалакше и Полярному числилось 400 человек. Это были работники исполкомов, партийных органов, областных и городских управлений и комитетов, руководители предприятий.

Сохранился месячный план-меню для снабжающихся по литеру "А" со сдачей продовольственной карточки в столовую. Завтрак состоял из трех блюд: на закуску - винегрет или квашеная капуста, горячее - жареная треска, гуляш, котлеты мясные или рыбные, на третье - кисель, сладкий чай. На обед подавали обычно вегетарианское первое - щи или суп крупяной, на второе - треска жареная, гуляш, котлеты мясные или рыбные, бефстроганов, на третье - сладкий чай. На ужин можно было получить ту же жареную рыбу, котлеты, а к ним винегрет, квашеную капусту, маринованные грибы, сладкий чай.

Особых деликатесов в меню не значилось, но, я думаю, руководящий состав не голодал.

Недостатков в общепите, как и в торговле, хватало. Для наблюдения за деятельностью рабочих столовых предприятия и организации выделяли общественных контролеров. Они выявляли случаи хищения и разбазаривания нормируемых продуктов, обвешивания, уменьшения порций. Отмечали низкое санитарное состояние помещений, нехватку посуды, очереди в ожидании обеда в ряде столовых, отсутствие кипяченой питьевой воды.

И все-таки, несмотря на трудности военного времени, предприятия пищевой промышленности, торговли, общепита со своей работой справлялись. Они кормили людей.

А трудности порой были огромные, и не только из-за скупого снабжения. В июне сорок второго в результате нескольких бомбардировок Мурманска и пожаров вышли из строя два хлебозавода, многие столовые и торговые точки, был уничтожен ряд складов. Чтобы не оставить людей без хлеба, была оперативно организована дополнительная выпечка его в городах Кировске и Коле. Открыли новые столовые взамен разрушенных - в зданиях бывшего педучилища и школы № 10. Появились новые магазины, ларьки.

Какие продукты можно было получить в магазинах Мурманторга? Как свидетельствуют документы, в ноябре 1942 года в магазине № 1 на улице Микояна и № 7 на улице Воровского, № 8 на улице Сталина, № 28 на улице Заводской имелись сухари, конфеты, сахар, грибы, растительное масло, чай, соленая рыба, соль, крупа, мандариновое варенье, мыло, спички. А в магазине № 2 на улице Сталина были даже колбаса, сыр и копченый окорок. Черный хлеб продавался во всех магазинах.

Попадали в торговлю и товары из числа импортных грузов, прибывавших через Мурманский торговый порт, в том числе и с аварийных судов. Так, в 1943 году в магазинах появились импортные жиры (лярд), яичный порошок, мясные консервы, сало, сыр, сахар.

К концу 1944 года ассортимент товаров в торговле ощутимо расширился. В это время в торгующих организациях имелись запасы мяса и рыбы, жиров на 8 месяцев, сахара - на 7 месяцев. В магазинах были картофель и овощи, грибы сухие и соленые, ягоды, мука, крупы.

 

Нужда научила добывать пропитание

Война заставила изыскивать местные ресурсы продовольствия. При крупных предприятиях и организациях создавались под подсобные хозяйства, их коллективы выращивали овощи, откармливали свиней, держали коров. За сорок второй год количество подсобных хозяйств увеличилось в 5 раз по сравнению с довоенным временем.

Нужда - учитель суровый, но способный. Многие горожане стали огородниками. Появились индивидуальные и коллективные огороды. Уже летом сорок второго в городской черте Мурманска под огороды было занято 13 гектаров земли. Все свободные участки на площадях, в скверах и на газонах были обработаны под огороды. Там, где росли цветы, были посажены картофель и капуста. Облстройтрест обрабатывал коллективный огород у гастронома на улице Ленина, горводопровод - у Варничного ручья, трест бань и парикмахерских - у бани № 2, трест столовых - на улицах Профсоюзов, Ленинградской и у столовой "Арктика", облсвязь - на стадионе. Во время некоторых июньских бомбардировок часть картофельных и капустных грядок погибла, но с других участков горожанам удалось собрать урожай.

Увеличили посевные площади колхозы и совхозы области. Они выращивали картофель, капусту, лук, репу, однолетние травы, овес. Лето сорок второго выдалось засушливым, и урожай оказался неважным. Но и тогда хозяйства области накопали свыше 3,5 тысячи тонн картофеля.

Зато сорок третий порадовал хорошим урожаем. Колхозы и совхозы накопали осенью около 7 тысяч тонн картошки, да почти 2,5 тысячи тонн собрали огородники. Хороший урожай картофеля и овощей получили подсобные хозяйства судоверфи, торгового порта, хозяйств Кольского района. Подсобное хозяйство Кильдинского кирпичного завода, например, благодаря этому смогло хорошо поддержать семьи своих рабочих. Каждому было выдано по 230 килограммов картофеля и по 250 килограммов овощей. А 16 тонн картофеля были сданы государству.

Предприятия использовали любые возможности для пополнения запасов продовольствия. Выделяли бригады охотников для забоя диких лосей. Мясо их поступало в общественные столовые. Организовывались бригады по лову рыбы в местных водоемах. Улов шел туда же.

Ежегодно предприятиям устанавливали план по сбору дикорастущих - ягод и грибов. План этот обычно перевыполнялся. Собранные и обработанные грибы и ягоды поступали в общепит и торговлю. Собирали не только чернику, морошку, бруснику, но и голубику и даже воронику. Сотрудники Полярного альпийского ботанического сада разработали рецепты переработки ягод с максимальным сохранением в них сахара и витаминов.

В прибрежных районах был организован сбор водорослей - морской капусты и анфельции. Сдатчикам их разрешалась продажа сверх норм мыла, кондитерских изделий, чая, водки. Из морской капусты наши земляки умудрялись варить борщ.

В июне сорок второго Мурманская база военизированного тралового флота организовала экспедицию на Новую Землю для заготовки яиц, мяса и пуха морских птиц. 30 тысяч тушек кайры и 17 тысяч яиц поступили тогда в санотделы 14-й армии и Северного флота, а также в общепит и торговлю Мурманска.

Весомый вклад в "продовольственную корзину" жителей области внесли мурманские рыбаки. Многим помогала выжить в войну мурманская треска, селедка и рыбий жир.

Воспоминания о том, как жили в те далекие годы, действительно у каждого свои. И, если приходится слышать от пожилых людей, что в войну, мол, было легче, их можно понять. Они были молоды в то время. Беда для всех была общая, и была общая цель. Они терпели лишения и верили, что война кончится и тогда-то уж наладится жизнь. Они верили, что их детям не придется испытать того, что пережили они. Во что верить им сегодня?

 

Е. ФЕДОРОВА

Главный археограф Государственного архива Мурманской области

 

 

Опубликовано в газете «Мурманский вестник», 16 февраля 1995 г., № 30.
 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?