Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Обеспечение перевозок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны

lliz1Сколько бы лет ни отделяло нас от событий Великой Отечественной войны, интерес к этому периоду в жизни страны, края не ослабевает. Одну из наиболее ярких станиц вписали в историю Великой Отечественной войны в Заполярье моряки, портовики, судоремонтники, железнодорожники, участвовавшие в обеспечении перевозок по ленд-лизу.*

Первые союзные конвои прибывали в Архангельск. К декабрю 1941 года, когда Белое море сковало льдом, важнейшее стратегическое значение приобрел Мурманский порт.

Мурманский порт начал разгрузку импорта с 20 декабря 1941 года, когда под разгрузку встал пароход "Декабрист", имея на борту примерно 7000 тонн импортного груза. 11 января 1942 года в Мурманск прибыл первый союзный караван в количестве 9 судов, в их числе пароходы "Рейхкоунд", "Анероид", "Эмпайэр Активитти", "Эмпайэр Рикчанд", "Эмпайэр Ховард", "Эмпайэр Халлей", советский пароход "Чернышевский". В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства "Старый большевик" и "Ижора".Порт начал обработку караванов в сложных условиях -большая часть ценного оборудования, портальные и плавучие краны были эвакуированы, не хватало кадровых рабочих, мобилизованных на фронт.

В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов. Наибольшее количество судов приходило под английским, а также под американским флагами. Были суда под панамским, гондурасским, датским, польским флагами. С прибывших судов выгружали танки, станки, автомашины, военно-стратегическое сырье, продовольствие. За границу отправляли лес, апатит, магнетит, хром, воск, асбест, растительное масло, пушнину.

В апреле 1942 г. немецкая авиация приступила к систематическим бомбардировкам разгружающихся в Мурманске транспортов, к концу июня в результате массированных налетов не только порт, но и город были практически уничтожены. Значительны были потери разгружающихся в порту судов, в том числе и иностранных.

Те суда, которые удавалось отремонтировать, продолжали свою благородную миссию. Судоремонтными предприятиями города только в 1942 г. были отремонтированы 65 судов иностранного флота.

Суровой для мурманских портовиков, моряков, судоремонтников была зимняя навигация 1942-1943 гг.

По распоряжению Наркомморфлота 13 судов Мурманского и Северного пароходств до 16 декабря 1942 г. должны были отправиться в загранрейсы. Однако сроки начала навигации оказались нереальными.

lliz4Суда прибыли в Мурманск накануне срока выхода в рейс или даже позже, требовали разгрузки, ремонта, не были обеспечены экспортным грузом, который в основном, составлял лес, не были своевременно обеспечены вооружением, смазочными маслами, продовольствием, обмундированием, теплой одеждой. Так полушубками и валенками экипаж судна "Сорока", первым вышедшим в рейс, был снабжен за счет порта и других судов.

Все суда, за исключением "Сороки", вышли в рейс с опозданием, два из них вообще не могли выйти в море из-за повреждений, полученных при авианалетах.

Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза.

Летом 1943 г. в порту были проведены большие восстановительные работы, восстановлен причальный фронт, что дало возможность одновременной разгрузки 14 пароходов, на всех причалах оборудованы бомбоубежища. Были установлены 5 импортных портальных кранов, транспортер, реконструированы железнодорожные пути, подготовлены складские помещения.

К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня.

Через Мурманский порт до самого конца войны, до весны 1945 года шли грузы, необходимые фронту и тылу.

С первых же плаваний в конвоях стали участвовать советские суда. Моряки в условиях полярной ночи, жесточайших штормов, опасностей военного времени водили свои суда к берегам дружественных стран, используя как конвойные, так и одиночные плавания.

lliz2Так, в обратный рейс за границу вместе с пятью английскими транспортами первого каравана отправились в сентябре 1941 г. семь советских судов с грузом лесоматериалов. Из них пять - суда Мурманского пароходства: "Севзаплес", "Алма-Ата", "Старый большевик", "Моссовет", "Сухона".

К началу 1942 г. флот Мурманского пароходства состоял из 30 судов, из них 17 участвовали в загранрейсах. Это пароходы "Старый большевик", "Севзаплес", "Клара Цеткин", "Циолковский", "Двинолес", "Кузнец Лесов", "Чернышевский", "Щорс", "Алма-Ата", "Ижора", "Ильмень", "Правда", "Пинега", "Щелонь", "Куйбышев", "Узбекистан", "Моссовет".

1942 год стал для моряков Мурманского пароходства годом серьезных испытаний и крупных потерь.

В течение 1942 г. погибли 7 судов пароходства, людские потери на затонувших пароходах составили 124 человека погибшими и пропавшими без вести и 14 человек ранеными.

В феврале 1942 г. теплоход "Двинолес", шедший в караване из Галифакса в Мурманск с грузом бензина, столкнулся с норвежским танкером и затонул.

В марте был потоплен немецким линкором "Тирпиц" пароход "Ижора", шедший из Мурманска в Англию с грузом леса и отставший от каравана.

В мае 1942 г. погиб теплоход "Циолковский", груженый лесом и следовавший в составе конвоя в Англию.

Список погибших в 1942 г. судов пароходства пополнили пароходы "Субботник", "Куйбышев", "Щорс", "Сухона".

Далеко не всегда торговые суда становились легкой добычей противника. Экипажи пароходов вступали в бой с кораблями и подлодками, отражали атаки самолетов, самоотверженно боролись за спасение судна и груза.

Архивных документов, посвященных этому вопросу, немного, до 90-х годов многие из них имели гриф секретности. В основном, это документы, отложившиеся в фондах обкома и горкома ВКП(б): докладные записки, справки, отчеты о поступивших в Мурманский порт грузах, потерях судов, борьбе моряков за спасение грузов, сведения о боевых и трудовых подвигах экипажей судов пароходства, воспоминания ветеранов. Документы освещают события тех лет, начиная со встречи первых судов и  заканчивая последними конвоями весны 1945 года. Предлагаемая публикация не претендует на исчерпывающее освещение темы, но позволяет познакомиться с различного характера архивными документами, которые могут быть использованы исследователями темы. Для публикации отобраны документы, в основном, относящиеся к самому суровому в истории войны 1942 году.

lliz3Археографическая обработка документов проведена в соответствии с действующими Правилами издания исторических документов. Документы снабжены текстуальными примечаниями и комментарием по содержанию. Из-за большого объема ряда документов часть текстов дана в извлечении. Опущенные части текста отмечены отточием в квадратных скобках, оговорены в примечаниях и в заголовке предлогом "Из...". Названия иностранных кораблей, зарубежных стан, городов даны так, как указаны в документах. Стиль документов сохранен. Общеупотребительные сокращения слов унифицированы и даны без расшифровки. Грифы "Секретно" сняты.

 

*Ленд-лиз - система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и других материальных ресурсов странам антигитлеровский каолиции в период Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят 11 марта 1941 г. См.: Энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.А. Введенский, т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 596.

 

 

№ 1

Донесение руководства Мурманского государственного морского пароходства первому секретарю областного комитета ВКП (б)   М.И. Старостину об обстоятельствах гибели теплохода "Циолковский"

10 июня 1942 г.  Секретно

 

По докладу ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" тов. Остроум0ова и 3 механика тов. Курта о гибели теплохода "Циолковский" доношу:

Теплоход "Циолковский" 28 апреля вышел из Мурманска в составе конвоя, следовавшего в Исландию. Теплоход имел груз 255 стандартов* леса. Переход продолжался благополучно до 1 мая. В районе острова Медвежий 1 мая в 5 часов 35 минут появились четыре вражеских самолета, на судне была сыграна боевая тревога, люди заняли свои места, согласно боевого расписания. Самолеты, сбросив бомбы, улетели, остался один вражеский самолет, видимо, разведчик, который наводил свои надводные и подводные силы.

В 13 часов 35 минут, т.е. через 8 часов появились надводные и подводные силы противника (миноносцы и подлодки).

Команда теплохода "Циолковский" находилась на своих местах по боевой тревоге. Вблизи каравана завязался бой между английскими и немецкими миноносцами, вблизи рвались снаряды противника. Капитан судна тов. Левицкий приказал поставить дымовую завесу для прикрытия каравана.

В 14 часов 25 минут с левого борта судна раздался сильный взрыв, торпеда попала в машинную переборку. Судно получило дифферент** на корму и стало тонуть. Команда судна спокойно начала спускать шлюпки на воду и спасаться. Спустя некоторое время на судне раздался второй взрыв, установить принадлежность взрыва невозможно, но по силе взрыва и действия можно предполагать, что в судно попала вторая торпеда. Вторым взрывом все находящееся на верхней палубе было выброшено за борт, а из трюмов выбросило доски.

Часть людей  была выброшена толчком,  некоторые выбрасывались за борт сами, имея спасательные пояса. Очутившись в воде, люди спасались на выброшенных из трюма досках и перевернутых шлюпках.

К месту катастрофы подошел английский тральщик и на малом ходу выбросил сетки и концы, за которые хватались люди, и их подбирали на борт тральщика, которых оказалось 14 человек.

В стороне шел бой между английскими и немецкими миноносцами. Тральщик получил приказание прекратить подбирать людей и идти на присоединение, что им было и выполнено. Не подобранные члены экипажа, по всей видимости погибли, некоторые члены экипажа, в том числе и капитан Левицкий, потонули с судном, так как на воде их никто из спасшихся не видел.

Судно затонуло в течении 2-3 минут. Действие личного состава было исключительно героическое. Без паники люди спускались в ледяную воду, находясь в последней свыше часа.

Смертью храбрых погиб капитан судна тов. Левицкий, не покинувший судна, желая снять секретные документы, для чего направился в каюту и не успел уже выброситься за борт. В заключении считаем необходимым возбудить ходатайство о пенсии семьям погибших в бою с фашистами при выполнении боевого задания Правительства.

Приложение:      1. Список погибших товарищей.

2. Рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода

"Циолковский" тов. Остроумова

3. Объяснение 3-го механика тов. Курта ***

И.о. начальника Мурманского

государственного морского пароходства                                    Улицкий

 

Начальник политотдела Мурманского

государственного морского пароходства                                   Зубов

 

Зам. начальника Мурманского

государственного морского пароходства

по военной части капитан 1 ранга                                      Дианов

Резолюция: т. Смирнову. Совместно с политотделом пароходства некоторых из погибших товарищей представить к правительственной награде, а что касается пенсий, то на этот счет видимо есть определенный порядок. 15 июня 1942 г. И. Федоров

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д. 79, лл.3-3 об. Машинописный подлинник.

* Стандарт (Ленинградский) - единица измерения объема в плотной массе древесины, равная 4,672 кубическим метрам

** Дифферент - разность между осадкой носа и осадкой кормы судна

*** Список погибших членов команды теплохода "Циолковский", рейсовое донесение ст. помощника капитана теплохода "Циолковский" А.С. Остроумова, объяснительная записка 3 механика теплохода "Циолковский" Курта Н.Т. См.: ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 79, лл.4 - 6 об.

 

№ 3

Из письма начальника Мурманского Главного морского агентства "Инфлот" Г.П. Болквадзе заместителю Народного комиссара морского флота СССР Л.Ю. Белахову о работе агентства по обслуживанию иностранных судов в 1 полугодии 1942 года*

6 июля 1942 г.

[...]

Мурманское Главморагенство "Инфлот" приняло первый караван иностранных судов 11 января 1942 года. За это время, т.е. по 4 июля 1942 г., обслужено иностранных судов под ниже перечисленными флагами:

№ п/п

Флаг

Кол-во судов

Дедвейт**

Импорт

Экспорт

1

Английский

45

41614

134658

12700

2

Американский

33

29977

178214

2431

3

Панамский

17

11510

68578

2557

4

Гондурасский

2

10611

3990

-

5

Датский

1

10170

2700

-

6

Польский

1

10200

2500

-

 

ИТОГО:          99               862006       332640         17689

На 4 июля 1942 г. стоят в порту суда, требующие ремонта:

1. Пароход "ХАРМАТРИС", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 20 января 1942 г., который был торпедирован 17 января вражеской подводной лодкой, вследствие чего пароход получил повреждение передней половины корпуса в правый борт носовой части, трюм N 1 имеет сквозную пробоину, последний заполнен водой. Пароход сохранил плавучесть, был прибуксирован и разгружен в порту. В процессе стоянки у причала произведен ремонт машинно-котельной и палубной части. 15 июня пароход поставлен в док для заделки указанного повреждения на переход до отечественного порта. Ремонт продлится до 10 июля 1942 г.

2. Пароход "ДИР ЛОДЖ", под американским флагом, во время стоянки в порту, от налета вражеских самолетов получил повреждение. Временно с помощью ЭПРОНа повреждения подводной части заделаны, запланирована постановка парохода в док после выхода из дока парохода "Харматрис".

3. Пароход "ТОБРУК", под польским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой при налете вражеских самолетов 4 апреля 1942 г. получил повреждение в кормовой части судна, в результате чего судно затонуло. Пароход был разгружен, с помощью ЭПРОНа произведена временная заделка повреждения, судно отведено и поставлено на обсушку, производится мелкий ремонт. После окончания докового ремонта парохода "ДИР ЛОДЖ", пароход "ТОБРУК" будет поставлен в док.

4. Пароход "ОУШЕН ВОИС", под английским флагом, при налете вражеских самолетов получил повреждение в носовой части корпуса правого борта. Докование не требуется, ремонт производится.

5. Пароход "ЭМПАИР БАРД" под английским флагом, имеет вооружение стрелами для выгрузки тяжеловесов, ввиду отсутствия в порту как портального, так и плавучего кранов, временно оставлен в Мурманском порту для выполнения грузовых операций по тяжеловесным грузам.

6. Пароход "ЛАНКАСТЕР КАСТЛ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 13 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 24 марта 1942 г. при налете вражеских самолетов получил прямое попадание авиабомбы в машинное отделение, причинившей повреждение и человеческие жертвы (8 человек убитых, не считая раненых). С помощью Инфлота была быстро оказана медицинская помощь пострадавшим, за что капитан выразил свою благодарность. По окончании разгрузки пароход был отведен на место якорной стоянки на рейде, где при налете 15 апреля получил вторично попадание 4 авиабомб, в результате судно затонуло на глубине 8 метров. Пострадавших во время вторичного налета на судне не было. Экипаж во главе с капитаном выехали за границу.

7. Пароход "НЬЮ ВЕСТМИНСТЕР СИТИ", под английским флагом, прибыл в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки в порту под разгрузкой у причала рыбного порта 4 апреля получил повреждение от прямого попадания 4 авиабомб, вследствие чего на пароходе возник пожар. Жертв из состава команды не было, благодаря срочно оказанной помощи и принятым мерам. Пароход затонул в бухте. Экипаж во главе с капитаном выехал за границу.

8. Пароход "ЭМПАИР СТАРЛЯЙТ", под английским флагом, прибывший в Мурманский порт 31 марта 1942 г., во время стоянки под разгрузкой 4 апреля при налете вражеских самолетов получил от прямого попадания авиабомбы повреждение передней части судна в районе трюма № 1 и пробоину в надводной части между трюмами №№ 1 и 2. Были деформированы бортовая обшивка и палуба. Пароход был отремонтирован и поставлен под разгрузку. Во время вторичного налета вражеских самолетов 15 апреля вновь был поврежден от попадания нескольких бомб. При помощи ЭПРОНа пароходу была оказана немедленная помощь. Погрузка была отменена и пароход отведен на рейд для производства ремонта, где и был затоплен при последующем налете вражеской авиации.

9. Пароход "СТИЛ ВОРКЕР", под английским флагом, имея на борту около 7000 тонн груза, в порту на глубине около 40 метров от взрыва в подводной части судна затонул в заливе в начале июня месяца 1942 г.

10. Пароход "АЛКОА КАДЕТ", под английским флагом, после окончания разгрузки в конце июня месяца, стоя на рейде, получил повреждение и затонул,

В процессе обслуживания вышеперечисленных судов, как Вам известно, Инфлот не располагал квалифицированным аппаратом и средствами передвижения. Сильно отразилось на работе Инфлота и то обстоятельство, что при налете вражеской авиации помещение конторы Инфлот несколько раз подвергалось бомбардировке и прямым попаданием авиабомбы было разрушено, когда погиб весь имевшийся инвентарь за исключением двух пишущих машинок, находившихся в ремонте после одной из бомбардировок, во время которой часть работников Инфлота получила легкие ранения (тов. Безгребельный и тов. Болквадзе). Все инвалютные документы, касающиеся расчетов с иностранными судами, были спасены. Временно контора заняла помещение в городе без наличия убежища, в связи с чем, сотрудники все время подвергаются опасности, находясь в деревянном здании (ближайшее убежище от конторы находится на расстоянии 300-400 метров), которое при налете вражеской авиации загоралось, но пожар был своевременно ликвидирован, документы были спасены.

Высылка  Вам  требуемых  информации   затрудняется ежедневными налетами вражеской авиации (тревоги от 5 до 7 раз в день, которые длятся продолжительное время, парализуя нормальную работу Инфлота как в конторе, так и по оперативному обслуживанию иностранных судов).

[...]

Начальник Мурманского

Главморагенства Инфлот                                           Болквадзе

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 46, лл.104-104 об. Заверенная копия.

* Опущено о трудностях с ремонтом иностранных судов, материальным обеспечением, снабжением.

** Дедвейт - полная грузоподъемность судна, масса всех грузов, которые может принять судно, включая  перевозимый груз, топливо, воду, провизию, экипаж. См.: Справочник капитана дальнего плавания. Под ред. Б.П. Хабура. - 2-е изд. - М.: Транспорт,  1964. - С. 27

№ 3

Из докладной записки инструктора отдела кадров Мурманского областного комитета ВКП(б) В.Я. Воробьева секретарю областного комитета ВКП(б) С.А. Смирнову о работе отдела кадров Мурманского государственного морского пароходства по оказанию помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести*

9 ноября 1942 г.

Секретно

В течение 1942 г. Мурманское государственное морское пароходство при перевозке грузов из иностранных портов в районах военных действий Баренцева и других морей потеряло 7 пароходов. Людские потери на затонувших пароходах составляют 124 чел. погибшими или пропавшими без вести и 14 чел. ранеными.

Пропали без вести или затонули в результате торпедирования и бомбардировок вражескими кораблями и самолетами следующие пароходы:

пароход "Циолковский", человеческих жертв было          20 чел.,

"Ижора"       - 33 чел.,

"Куйбышев"  - 36 чел.,

"Сухона"         - 1 чел. и 2 чел. ранены,

"Субботник"   - 1 чел. погиб и 8 чел. раненых.

На ордена Ленина пароходе "Старый Большевик" в результате бомбардировки его вражескими самолетами погибло 4 чел. и ранено 4 чел. и на пароходе "Тов. Сталин" погибли два человека, сами же пароходы остались целыми. На затонувших пароходах "Двинолес" и "Щорс" человеческих жертв не было.

Таким образом, гражданских моряков погибло - 97 чел., ранено 14 чел. и из военных команд, охранявших корабли (пограничников), погибло - 27 чел.

Отдел кадров Мурманского госморпароходства за время с июня месяца и по ноябрь установил связь с 70 семьями погибших моряков. Этим семьям пароходства выслало официальные извещения о гибели главы семьи или члена семьи, имеющего иждивенцев. Высланные извещения дают право семье погибшего моряка на получение государственного пособия через местный районный отдел социального обеспечения.

[...]

Примечание: Вопрос о работе отдела кадров Мурманского пароходства обсуждался на бюро обкома ВКП(б), где наряду со всеми вопросами поднимался и вопрос об оказании помощи семьям моряков, погибших или пропавших без вести.**

 

Инструктор отдела кадров

обкома ВКП(б)                                                                      Воробьев

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 79, л. 1. Машинописный подлинник.

* Опущено о порядке выплат семьям погибших.

**Примечание документа. Вопрос о работе отдела кадров Мурманского    государственного    морского    пароходства рассматривался ... См.: ГАМО, ф. П-1, on..., д...., лл.

 

№ 4

Из политдонесения начальника политотдела Мурманского государственного морского пароходства П.Ф. Зубова начальнику политуправления Народного комиссариата морского флота СССР Л.Ю. Белахову о работе политотдела в 4 квартале 1942 г. - о подготовке к отправке судов в загранрейсы*

6 февраля 1943 г.

Совершенно секретно

 

В силу того, что большинство судов Мурманского пароходства работает в течение длительного времени в других бассейнах и что отчетность с этих судов о проделанной работе поступает крайне нерегулярно, с большим опозданием, а зачастую отсутствует вообще какая-либо информация о работе судов, подвести итоги хозяйственной работы пароходства за 4 квартал 1942 г. трудно.

В настоящем донесении мы ставим своей целью осветить работу пароходства и политотдела по подготовке 13 судов Мурманского и Северного пароходств для выхода в загранрейсы в соответствии с распоряжением СНК СССР.**

Распоряжение Наркомморфлота о подготовке судов к загранрейсам** получено Мурманским пароходством 22 ноября. В момент получения этого распоряжения ни одного из судов, предназначенных в загранрейсы, в Мурманске не было. Между тем, конечный срок выхода всех судов в рейс был обусловлен 16 декабря 1942 г.

Ниже приводим таблицу подхода судов в Мурманск в сопоставлении с графиком отхода судов в рейс, утвержденным Наркомморфлота и полученным пароходством 5 декабря 1942 г.**

№ п/п

Название судна

Сроки вы-хода судов в рейс по гра-фику НКМФ

Фактический приход судов в Мурманск

В каком состоянии прибыли суда

1

П/х «Сорока»

25-29 ноября

24 ноября

в балласте

2

П/х «Осмуссаар»

25-30 ноября

25 ноября

 

3

П/х «Красное Знамя»

5-10 декабря

20 ноября

Уголь

2017 т

4

П/х «Бурея

5-10 декабря

29 ноября

Уголь 275 т

5

П/х «Ока»

1-5 декабря

30 ноября

В балласте

6

П/х «Шексна»

25 ноября - 1 декабря

1 декабря

В балласте

7

П/х «Красный партихан»

5-10 декабря

10 декабря

В балласте

8

П/х «Котлин»

10-15 декабря

6 декабря

Уголь 900 т

9

П/х «Енисей»

9-15 декабря

11 декабря

2900 куб.м дров

10

П/х «Уфа»

8-11 декабря

15 декабря

В балласте

11

П/х «Леонид Красин»

25 ноября - 10 декабря

19 декабря

В балласте

12

П/х «Лена»

7-11 декабря

26 декабря

В балласте

13

П/х «Уссури»

нет

15 декабря

В балласте

 

Нереальность этого графика вполне очевидна. Сроки выхода судов в рейс ни в какой мере не увязаны с подходом судов в Мурманск и с временем, необходимым на их предрейсовую обработку (выгрузка груза, взятие нового груза и бункера, установка вооружения, материальное и продовольственное снабжение команд и т.д.) Наркомат не мог не знать позиций судов на день составления графика (1-2 декабря), а раз так, то, по меньшей мере, несерьезно, например, планировать выход в рейс парохода "Лена" на 7-11 декабря, тогда как она только в первых числах декабря выходила из Архангельска с полным грузом леса для СВФ. Так же выглядят в графике и ряд других судов ("Енисей", "Уфа", "Леонид Красин"). Подобное планирование, если учесть к тому же, что обмундирование, продовольствие, машинное масло и вооружение на месте также отсутствовало, о чем также было известно наркомату, не способствует повышению авторитета последнего.

В подготовке судов к загранрейсам пароходство встретилось с рядом трудностей, которые безусловно сказались на сроках готовности судов к выходу в рейс.

1. Первые из пришедших в Мурманск суда не были обеспечены по линии Наркомвнешторга экспортным грузом. Так, например, для первого парохода "Сорока" груз прибыл только 4 декабря, для п/х "Осмуссаар" 11 декабря. В дальнейшем груз (лесоматериалы) прибывал со значительными перебоями, что удлиняло сроки стоянки судов под погрузкой и срывало другие виды работ.

2. Пушки для судов прибыли 5 декабря, а пистолеты-автоматы только 20 декабря.

3. Распоряжением Наркомморфлота от 22 ноября** было предложено обеспечить все уходящие суда необходимыми материалами, продовольствием, обмундированием и теплой одеждой, причем была особо подчеркнута ответственность за полное снабжение судов.

Между тем, запасов для этого ни пароходство, ни ОРС таких не имели. Первый из судов п/х "Сорока", уходивший в рейс 16 декабря, снабжен теплой одеждой, полушубками и валенками за счет запасов порта и запасов других судов.

Лишь 20 декабря получено из Архангельска 102 полушубка из причитающихся к получению 150 штук. Остальное обмундирование и теплая одежда (ватеровки, валенки, шапки, варежки, ботинки) получены пароходством только в последних числах декабря. Продовольствие, и то далеко не в полном ассортименте и количестве, получено также только 20 декабря.

Совершенно катастрофически обстояло дело со снабжением судов машинным маслом. Подход масла из Архангельска задержался до января. Длительное время все наши попытки получить   масло   взаимообразно   на   месте   оставались безрезультатными, несмотря на то, что по этому вопросу обращались неоднократно к командующему флотом, в обком к тов. Старостину и к тов. Папанину. Первое время приходилось выходить из положения путем снятия масла буквально десятками килограммов со всех находящихся в порту судов, пока все же не было получено некоторое количество масла взаимообразно от тыла СВФ.

4. Считаем необходимым обратить Ваше внимание на нечеткость руководства наркомата в вопросах обеспечения судов грузами и бункером. Первоначально наркомат распорядился давать каждому судну по 1000 тонн груза, а 10 декабря последовало новое распоряжение давать груза только по 400 тонн на судно. Такую же картину мы имели и с количеством бункера:

первым распоряжением было категорически предложено давать полный бункер до Америки, а через 10-15 дней последовало новое распоряжение - давать бункер только до Исландии. Возможно, что эти изменения в распоряжениях вызывались той или иной необходимостью, но при обработке нами первых судов это внесло в работу известные осложнения.

Но в задержке судов повинен в значительной степени и Мурманский торговый порт, который по обработке этих судов (погрузка и бункеровка) работал очень и очень неорганизованно, крайне медленными темпами. Некоторую задержку под установкой вооружения допустил и наш судоремонтный завод.

В результате всего этого все суда (за исключением п/х "Сорока") вышли в рейс со значительным опозданием против правительственного срока, что видно из следующей таблицы:№№ п/п

 

Наименование судов

 

Готовность судов к выходу

Фактический выход судов в рейс

1

 

П/х "Сорока"

 

16 декабря

 

16 декабря

2

 

П/х "Осмуссаар"

 

23 декабря

 

30 декабря

3

 

П/х "Красное Знамя"

 

23 декабря

 

30 декабря

4

 

П/х "Котлин"

 

24 декабря

 

30 декабря

5

 

П/х "Ока"

 

25 декабря

 

30 декабря

6

 

П/х "Шексна"

 

26 декабря

 

31 декабря

7

 

П/х "Леонид Красин"

 

11 января

 

20 января

8

 

П/х "Уфа"

 

19 января

 

23 января

9

 

П/х "Бурея"

 

18января

 

22 января

10

 

П/х "Красный партизан"

 

22 января

 

24 января

11

 

П/х "Уссури"

 

27 января

 

29 января

Примечание: Командованием СВФ выход судов в рейс был запрещен с 16 по 30 декабря, чем и объясняется длительный простой уже готовых к отходу судов.***

Два судна (п/х "Енисей" и "Лена"), намечавшиеся к выходу, вообще не сумели выйти в рейс из-за серьезных повреждений, полученных ими в результате налетов вражеской авиации. Оба судна имели прямые попадания авиабомб, пробивших корпус судов ниже ватерлинии. Авария с п/х "Енисей" имела место 30 декабря и с п/х "Лена" 7 января 1943 г. при стоянии их у 11 причала порта под бункеровкой. На этом же причале имел такое же повреждение п/х "Диксон". Возможно, что при более организованной работе Мурторгпорта по бункеровке судов, мы таких ощутительных потерь не имели бы.

На всех ушедших в загранрейсы судах и особенно судах Мурманского пароходства, последним совместно с политотделом проведена большая работа по проверке и комплектованию судоэкипажей в соответствии с указаниями Наркомата и Политуправления. Так, только по пяти Мурманским судам произведена замена 63 членов судоэкипажа, а по всем 11 судам заменено 82 человека.

Причины замены следующие:

1. По болезни - 9 человек

2. За нарушение труд дисциплины - 3 человека

3. Не имеющие визы загранплаваний - 29 человек

4. Перевод на другие суда -12 человек

5. Несоответствие занимаемой должности -17 человек

6. По распоряжению НКМФ - 2 человека

7. Ввиду ухода в РККА - 4 человека

8. Эстонцы и латыши - 7 человек

ИТОГО: 83 человека

[...]

При  комплектовании  экипажей  судов  учиты судов  учитывалась необходимость создания на всех судах партийных и комсомольских организаций. Этой цели мы достигли - на всех судах созданы партийные и комсомольские организации.

На ушедших в загранрейсы судах мы имеем следующую партийно-комсомольскую прослойку:

№№ п/п

 

Наименование судов

 

Членов ВКП(б)

 

Кандидатов в члены ВКП(б)

 

Комсомольцы

 

1

 

П/х "Сорока"

 

3

 

3

 

10

 

2

 

П/х "Осмуссаар"

 

3

 

3

 

12

 

3

 

П/х "Красное Знамя"

 

3

 

4

 

8

 

4

 

П/х "Бурея"

 

7

 

2

 

7

 

5

 

П/х "Ока"

 

8

 

2

 

11

 

6

 

П/х "Шексна"

 

3

 

2

 

8

 

7

 

П/х "Красный партизан"

 

4

 

2

 

9

 

8

 

П/х "Котлин"

 

3

 

1

 

6

 

9

 

П/х "Уфа"

 

4

 

2

 

12

 

10

 

П/х "Леонид Красин"

 

4

 

2

 

6

 

11

 

П/х "Уссури"

 

8

 

2

 

6

 

 

Всего:

 

50

 

25

 

95

 

Пополнение команд судов партийно-комсомольскими силами проходило по двум линиям, во-первых, за счет передвижки коммунистов и комсомольцев с судов каботажного плавания и во-вторых - за счет военных команд. На всех ушедших судах созданы партийные и комсомольские организации, причем, учитывая, что ряд вновь пришедших на суда коммунистов не состоит на учете в Мурманских территориальных парторганизациях, по согласованию с обкомом ВКП(б), парторганизации считаем временного типа, неуставные, которые будут решать все вопросы внутрисудовой и внутрипартийной жизни, кроме приема в партию новых членов ВКП(б) и исключения из партии.

Непосредственно перед отходом в рейс (перед закрытием границы) на каждом судне с участием начальника пароходства и начальника политотдела проводилась следующая работа:

а) тщательный осмотр жилых помещений судна и машинного отделения с целью устранения малейшей захламленности и бескультурья;

б) инструктаж капитана судна, помполита и военного помощника об обстановке и условиях плавания и правилах их поведения в любой обстановке, о наиболее принципиальных вопросах пребывания судна в заграничных портах и их роли;

в) проведение партийных и комсомольских собраний с вопросом о задачах партийной и комсомольской организаций в рейсе и авангардной роли коммунистов и комсомольцев;

г) проведение общих собраний команды, на которых выступали начальник пароходства и начальник политотдела, которые в своих выступлениях, давая краткий анализ обстановки на фронтах отечественной войны, ставили перед экипажами конкретные задачи рейса; после этого, как правило, выступали члены команды с заявлениями о своей готовности сделать все возможное для успешности рейса, брали на себя конкретные обязательства;

д) на некоторых судах проводились также совещания командного состава с вопросом о роли командиров в рейсе и о конкретных недостатках в работе отдельных командиров.

Как общий вывод можно сказать, что морально-политическое состояние экипажей судов, ушедших в рейс, вполне здоровое, моряки полны решимости выполнить задание партии и правительства в любых условиях, элементов малодушия или хныкания перед трудностями рейса, не наблюдалось.

Но был один случай, когда два члена экипажа п/х "Бурея" (машинист Бутаков, кочегар Деев) буквально накануне отхода судна вели между собой разговоры о том, что неплохо бы вообще остаться за границей. Эти лица были немедленно сняты с судна и заменены другими.

По линии районного комитета союза моряков проверена на всех судах, уходящих в загранрейс, работа судовых комитетов. На п/х "Осмуссаар" и "Ока" судовые комитеты избраны вновь, так как старый состав судкомов с этих судов выбыл. Все суда снабжены минимумом литературы. На каждое судно выделено от 40 до 70 брошюр на военно-политические темы. Обменены библиотечки, литературу для этого с помощью областных и городских организаций получили от союза рыбников Севера, снабдили суда также настольными играми (шашки, шахматы, домино), бумагой, карандашами и красками для выпуска стенгазет.

Все судовые комитеты проинструктированы по вопросам организации соцсоревнования в рейсе. В период стоянки судов в Мурманском порту все команды судов соревновались за быструю подготовку судов к рейсу. Весь необходимый текущий ремонт механизмов (кроме электросварочных работ и установки вооружения), покраску жилых и служебных помещений команды провели своими силами. Команды также принимали участие в погрузочных работах и бункеровке судов.

19 декабря в помещении Интер клуба проведен вечер отдыха советских моряков, на котором присутствовало около 200 человек. Зав. отделом пропаганды и агитации горкома ВПК(б) на этом вечере был сделан содержательный доклад о текущем моменте. После доклада выступали моряки, идущие в рейс (тт. Малеванный, Анников и др.), уже побывавшие в загранрейеах в период отечественной войны. После официальной части для участников вечера была продемонстрирована кинокартина ("Музыкальная история") и организованы танцы. Участники вечера как докладом, так и в целом вечером остались довольны.

[...]

Начальник политотдела МГМП                                          Зубов

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 181, лл. 6-7, 7 об. - 8 об. Машинописный отпуск.

 

* Опущено о перестановках в командном составе судов, процедуре проверки и комплектования судоэкипажей, работе Мурманского торгового порта, судоремонтного завода, ряде организационных, пропагандистских и агитационных мероприятий политотдела.

**Документов, указанных в тексте, в фондах ГАМО не имеется.

***Примечание документа.

 

№ 5

Из сведений, представленных начальником политотдела Мурманского государственного морского пароходства П.Ф. Зубовым в обком ВКП(б) о боевых и трудовых подвигах моряков, портовиков и судоремонтников в годы войны*

7 апреля 1943 г.

Совершенно секретно

[...]

Всей стране известен подвиг экипажа т/х "Старый Большевик". В течение шести дней он вел бой с фашистскими стервятниками и выше шел из него победителем. Яростным атакам вражеских самолетов была противопоставлена организованность, стойкость и выдержка команды теплохода, умелое маневрирование судном со стороны командования.

Кругом теплохода сыпались десятки бомб. Одна из бомб упала на полубак и вывела из строя пушку. Смертью храбрых погибли на боевом посту командир орудия тов. Никифоренко и члены орудийного расчета тт. Карамшанов, Кухаржевский, Пискус и Гаврилов. От взрыва бомбы под полубаком в кладовой возник пожар, а там хранились снаряды. Минуты промедления грозили бы судну гибелью - взрыв снарядов неизбежно повлек бы за собой взрыв взрывчатки, находившейся в первом трюме. Но команда не растерялась. Быстро и организованно под обстрелом с фашистских самолетов она потушила пожар, ликвидировала грозную опасность для корабля. Судно, отстав на некоторое время от каравана, нагнало последний, заняло в нем свое место... (пропуск текста- не скопировалось)

Высоко оценило подвиг экипажа т/х "Старый Большевик" советское  правительство.  Теплоход  Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1942 г. был награжден орденом Ленина, капитан теплохода И.И. Афанасьев, помполит К.М. Петровский и матрос Б.И. Аказенок** удостоены звания Героя Советского Союза, а все остальные члены экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.

Этот подвиг экипажа т/х "Старый Большевик" был совершен им во втором рейсе в загранплаваний. Первый рейс в Америку был совершен с 28 сентября 1941 г. по 20 января 1942 г. также благополучно, хотя и он проходил в труднейших условиях. Теплоход доставил в родной порт 2386 тонн груза, пройдя полярной ночью сквозь штормы и плавающие мины тысячи миль. В этом рейсе недалеко от родины берегов на караван было совершено нападение фашистской подводной лодки, но теплоход благополучно избежал опасности, вырвался вперед и на двое суток раньше каравана прибыл в порт Мурманск. Выгрузив груз, теплоход направился в очередной рейс, в котором он покрыл себя неувядаемой славой. Сейчас теплоход благополучно завершил третий рейс, прибыв с грузом в порт Владивосток.

П/х "Моссовет" (Мурманского пароходства) под командованием старого опытного моряка Федора Андреевича Рынцына с первых дней отечественной войны был включен в состав флота, обслуживавший непосредственные нужды фронта. Он перевозил войска и вооружение для фронта. В море он дважды подвергался нападению фашистских стервятников. Вражеские самолеты, пикируя, сбросили на судно десятки бомб, обстреливали его из пулеметов, но судно продолжало двигаться вперед на выполнение боевого задания. Мужественный капитан, которого хорошо знает и уважает весь Северный морской бассейн, Федор Андреевич Рынцын ни на минуту не покинул мостика, умело маневрировал судном, уклоняясь от бомб. Капитанский мостик был пробит десятками пулеметных очередей, но судно и грузы были доставлены в срок по назначению.

Экипаж судна, воодушевленный своим капитаном, также показывал образцы выдержки, мужества и самоотверженности. Боцман тов. Федоров на палубе, кочегар 1 класса, 8 лет работающий на морском флоте тов. Зонтов, старший машинист тов. Белогоров и многие другие не покидали своих боевых мест, а героически работали, что позволило судну, в основном, выйти из серьезной опасности невредимым и выполнить боевое задание.

Так, славный экипаж судна работал до лета 1942 г., когда по решению правительства СССР был направлен в заграничный рейс.

Обстановка сложилась так, что надо было идти без конвоя, в одиночку или ждать длительное время формирования каравана. Командование решило пустить три наших советских корабля в рейс одиночным путем с интервалами выхода в одни сутки. Открыть дорогу одиночного плавания было поручено п/х "Моссовет" с его опытным мужественным капитаном Ф.А. Рынцыным и помполитом, бывшим боцманом этого же парохода A.M. Федоровым. Опытный судоводитель, знаток плавания в Северных широтах Баренцева моря Ф.А. Рынцын благополучно довел судно до берегов дружественной страны. Приходилось "петлять" по кромке льда, иногда заходить в лед, чтобы уменьшить риск нападения подводных лодок противника. При выходе из незнакомого порта два наших парохода, выходившие в Англию вместе с п/х "Моссовет", сели на мель. На "Моссовете" это заметили. Быстро созрело решение - надо помогать судам, попавшим в беду. И вот команда п/х "Моссовет" самостоятельно принимается за работу. Капитан Рынцын, рискуя сам оказаться на камнях, осторожно и расчетливо подходит к одному и второму судну и освобождает их из плена. Работа была горячая, бушевал шести бальный шторм, в самом разгаре была полярная ночь, неоднократно лопались буксиры, но мужественные советские люди не останавливаются ни перед какими трудностями и преградами. Они знали, что вызов нескольких буксиров для снятия судов с мели очень дорого обошелся бы Советскому Союзу, а главное, суда задержались бы на длительный срок этой вынужденной стоянкой.

Сутки напряженной, самоотверженной работы команд трех пароходов и особенно "Моссовета" - и суда смогли вместе следовать в порт назначения.

П/х "Моссовет", взяв грузы, без замедления отправился в обратный рейс к родным берегам и опять же в одиночку, без конвоя. Плавание было тяжелое, в море бушевал шторм, стояла непроглядная темнота, судно несколько раз обледеневало, получало крен то на правый, то на левый борт. Перекатывавшиеся через палубу громадные волны оставляли за собой на палубе тонны воды, превращавшиеся быстро в тонны льда, расшатывали крепления палубного груза. И вот вся команда дружно включилась в борьбу со стихией. Тонны льда летят за борт, грузы закреплены вновь, люди промокают с головы до ног, и так продолжается борьба в течение 8-10 дней. Для сна в одежде ежедневно урывается 3-4 часа. А капитан Рынцын, как боевой командир, зачастую даже не имел и этого отдыха, он все время был на мостике. Он, да и вся команда знала, что помимо стихии, возможна встреча с другим врагом, еще более жестоким и коварным. И они продвигались с предельной скоростью, бдительно неся боевую вахту. До 30 плавающих мин судно встретило на своем пути.

13 января 1943 г. п/х "Моссовет" благополучно прибыл в родной Мурманский порт, доставив для фронта грузы. Казалось бы, после такого тяжелого рейса была законной претензия команды на отдых, однако она об отдыхе думала меньше всего. Судно было разгружено и погружено грузом для нового рейса при активном участии экипажа.

И вот судно готово к новому ответственному рейсу, но вдруг неожиданная помеха. 28 февраля вражеские самолеты сбросили на судно груз бомб, прямого попадания не было, но осколками бомб и взрывной волной судну нанесены некоторые повреждения, были на судне и жертвы. А назавтра назначен выход в рейс судна, караван (в этот рейс п/х "Моссовет" был включен в состав каравана) ждать не будет. Мужественный капитан, а с ним и вся команда решает устранить повреждения за ночь и идти в рейс. Эту задачу мужественный экипаж решил блестяще. Судно в установленное время вышло в очередной рейс. Правительство СССР высоко оценило работу мужественного капитана Ф.А. Рынцына, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1942 г. он был награжден орденом Ленина, а приказом командующего Северным флотом от 18 марта 1943 г. - Орденом Отечественной войны 1 степени. Вместе с ним награждено 11 человек членов экипажей этого замечательного судна [...]

Т/х "Севзаплес" (Мурманского пароходства) вышел в рейс 16 сентября 1942 года из Архангельска с грузом леса на Англию, прибыл в Мурманск 15 марта 1942 г. В Англии получил основательный ремонт. Рейс проходил в тяжелых условиях. Сразу же по выходе из Архангельска машина стала сдавать, что заставляло судно отставать от конвоя и ставило его в опасное положение. От команды, особенно машинной, потребовалась особо напряженная работа. Люди работали по исправлению дефектов в машине круглыми сутками. Особенно следует отметить самоотверженную работу третьего механика члена ВКП(б) тов. Данилова Н.К., четвертого механика тоже члена ВКП(б) тов. Щербакова Н.З. По приходу в Англию судно было поставлено в сухой док на четырехмесячный ремонт корпуса. По инициативе ст. механика тов. Андронова ремонт машины команда решила провести своими силами, хотя средства на это дело и были отпущены. Машина была в срок отремонтирована. На обратном рейсе 11 марта судно отстало от каравана и вынуждено было следовать самостоятельно. Взяли курс на Иоконьгу и вошли в лед. 13 марта встретились с английским тральщиком. В то время как с английским  тральщиком  велись  сигнальные  переговоры, неожиданно появился фашистский самолет, заходивший на бреющем полете (35-40 метров) боевым курсом на судно. Сбросив на судно две бомбы, которые не разорвались, а лишь повредили палубные установки, самолет стал заходить во второй боевой заход. По самолету был открыт огонь из пулеметов, но он не был   достаточно интенсивным, так как крупнокалиберным пулеметам загораживали цель труба и мостик. Сделав разворот, фашистский стервятник вновь ринулся на судно, сбросил еще две бомбы уже с несколько большей высоты (80 метров), но бомбы опять не взорвались. Но второй заход стервятника встретили шквалом пулеметного огня с теплохода и тральщика, фашистский "Ю-88" накренился, пролетел около двух миль и, рухнув на лед, загорелся. Так ответили советские моряки на разбойничий налет фашистского стервятника. Вся команда по боевой тревоге действовала спокойно и четко. Особую выдержку и находчивость проявили в стрельбе по самолету врага матрос 2-го класса секретарь комсомольской организации тов. Щербаков Г., матрос тов. Петровский, третий пом. капитана член ВЛКСМ тов. Олешко Ф.Г., моторист кандидат ВКП(б) тов. Никонов А.С.

Уничтожив фашистский самолет, сам экипаж не пострадал совершенно, хотя фашист не только бомбил, но и бил по судну из пулеметов. Судну был нанесен незначительный ущерб, за время выгрузки все повреждения были устранены, и судно вышло в новый рейс.

Это же судно, следуя в Мурманск, на траверзе Териберка обнаружило в непосредственной близости от себя перископ подводной лодки. Быстро сманеврировав, судно немедленно открыло по перископу пулеметный и пушечный огонь. Перископ больше не появлялся. Судно, благодаря выдержке и дисциплине экипажа избежало еще одной и смертельной опасности.

С тех пор теплоход побывал в нескольких ответственных рейсах, в 1943 г. благополучно прибыл в порт Владивосток, выгрузил груз и направился в новый рейс.

За самоотверженную работу, стойкость и мужество в бою с фашистским стервятником Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1942 года матрос т/х "Севзаплес" тов. Щербаков награжден орденом Ленина.

[...]

24 марта 1942 года в период бомбардировки порта фашистской авиацией было разрушено здание диспетчерской и подожжен танк, находящийся около нее. Пожар танка мог вызвать загорание грузов и складов, находящихся рядом с танком. Видя это находящийся в тот период поблизости от танка член ВКП(б) тов. Амелин Михаил Кириллович, несмотря на продолжающуюся бомбежку, смело бросился тушить танк, увлекая за собой ряд рабочих из рядов находившегося убежища, в результате чего пожар танка был ликвидирован за несколько минут. Кроме того, тов. Амелин, а также главный диспетчер порта член ВПК(б) тов. Торопов неоднократно в период тревог и непосредственных бомбежек всегда первыми начинали непосредственно ликвидировать результаты причиненных бомбежкой разрушений хозяйственных объектов порта и руководили всеми дальнейшими работами по восстановлению разрушенных объектов. Тов. Амелин и тов. Торопов за свою самоотверженную работу награждены орденом Красной Звезды.

4 апреля 1942 г. при бомбежке фашистскими стервятниками территории порта одна из бомб попала в пароход, груженый боеприпасами. Возник пожар, который при своем распространении грозил взрывом боеприпасов, безусловно приведшим бы к большим разрушениям. Зная это и видя возникший пожар, грузчик 96 бригады беспартийный Иван Антонович Кондрашев, рискуя жизнью, сорванной с себя верхней одеждой бросился тушить пожар. При помощи вскоре подоспевших товарищей, члена ВКП(б) пожарного Шимарева и беспартийного тов. Подольян, пожар был успешно ликвидирован. Тов. Кондрашев и Шимарев за этот подвиг были награждены орденом Красной Звезды, а тов. Подольян медалью "За боевые заслуги".

12 мая на пятом районе порта производилась погрузка в вагоны взрывчатого вещества нитротолуола, в процессе погрузки из одного вагона показался дым и синие языки пламени. Рабочие, грузившие вагоны, увидев это, боясь взрыва, разбежались. На месте остался член ВЛКСМ, весовщик 5-го района Куликов Николай Васильевич, который, несмотря на грозящую ему смертельную опасность, смело залез в вагон и первоначально ногами, а потом полушубком стал тушить возникший пожар.

Вскоре на помощь Куликову с огнетушителем в руках подбежал, также пренебрегая опасностью, другой патриот, кладовщик района беспартийный Тупицин, и они вместе быстро потушили возникший пожар. Героическое поведение тов. Куликова и Тупицина предотвратили большие разрушения и жертвы, могущие быть в районе в результате взрыва десятков вагонов сильнодействующей взрывчатки. Тов. Куликов и Тупицин награждены орденами Красной Звезды.

[...]

В конце января 1943 г. от уполномоченного ГКО тов. Папанина было получено задание по сооружению коллектора для слива горючего с прибывающих транспортов прямо в вагоны. Срок для проектирования и сборки коллектора был дан жесткий - 11 дней. Выполнение этого задания было поручено трубопроводному цеху, возглавляемому мастером тов. Сафоновым.

Подлинный героизм и самопожертвование проявил коллектив цеха. Трубопроводчики Куликов, Дьяконов и работали на 35 градусном морозе под пронизывающим ветром на открытой эстакаде, работали без перерывов и сна по 20 и более часов. Нередко их пальцы примерзали к чугуну, с них слезала кожа, но они не бросали работу, и они победили. Сборка коллектора была закончена вместо 11 в 7 дней. Бензин и другое горючее топливо потекли в цистерны из танков иностранных транспортов. От Уполномоченного ГКО тов. Папанина коллектив завода получил за выполнение этого задания благодарность.

Другой пример: в августе 1942 года заводу был поручен срочный большой по объему ремонт английского парохода "Дир-Лондж". Специалисты настаивали на доковом ремонте, но доки были заняты ремонтом боевых кораблей. Начальник котельного цеха завода тов. Карташевич и мастер этого же цеха тов. Вдовин предложил ремонтировать этот пароход на обсушке, вне дока. Ждать дока было нельзя, так как судно должно было выходить в рейс. С этим вариантом ремонта и владелец судна (Английская миссия) и руководство пароходством согласились. Судно было на полной воде заведено на обсушку. Началась горячая работа. В течение 10 дней начальнику цеха тов. Карташеву, мастеру тов.Вдовину и котельщикам тт.Казакову, Чурикову, Бетакову и другим работать по 20 часов по колено в воде и иле. Было трудно, но мужественные патриоты не отступали. Было сменено 75 кв. метров корпусной обшивки по 2 листу от киля и 3. Ремонт был закончен в срок. Работа признана специально комиссией.

[...]

Начальник политотдела МГМП    /подпись/                      Зубов

ГАМО, ф.П-1, оп. 2, д. 181, лл. 21-22об., 24 об.-25,26-26 об., 27. *Опущено о героизме экипажей пароходов "Андре Марти", "Циолковский", "Роза Люксембург", "Аргунь", "Кузбасс", "Тбилиси", "Ашхабад", "Киев", "Днепрострой", "Пролетарий", самоотверженной работе ряда портовиков и судоремонтников, список членов экипажа парохода "Моссовет", награжденных орденами и медалями.

№ 6

Из докладной записки секретаря Мурманского обкома ВКП(б) по транспорту В.А. Прокофьева и заведующего транспортным отделом И.К. Высокова секретарю обкома ВКП(б) М.И. Старостину о работе транспорта и транспортных предприятий в 1942 году *

10 апреля 1943 г.

Совершенно секретно

 

За 1942 г. транспорт Мурманской области, работая в условиях Великой Отечественной войны, обеспечивал снабжение и оперативные перевозки для 14 и 19 армий и Северного военно-морского флота. Основная же работа транспорта за этот год заключалась в осуществлении перевозок импортно-экспортных грузов из союзных с нами стран, шедших через Мурманский торговый порт в глубь страны. Невзирая на налеты вражеской авиации и бомбежку транспорта, за 1942 год обработано 163 парохода. Мурманский порт переработал 536300 тыс. тонн различных грузов, из них 416,7 тонн импорта и 66,3 тыс. тонн экспорта. Импортный груз состоял из военных продовольственных товаров, машин, станков и военно-стратегического сырья. За границу отправлено: магнетит, апатит, хром руда, пропс,** доски, сульфиктан, хлор, калий, воск, солодковый корень, сантонин, канифоль, разные масла растительные и эфирные, шалфей, мышьяк, асбест, семя подсолнечное, пушнина, щетина, конский волос, пух и перо, кишки бараньи, кинофильмы.

Железнодорожники за год обработали 10664 поезда, переработав 108 тысяч вагонов для обеспечения более лучшей пропускной способности Мурманского отделения была проведена реконструкция путей на некоторых станциях. Так, на станции Кола сделано дополнительно 5 путей. На станции Мурманск в сортировочном парке - 2 пути, на станциях Выходной - Лопарская по одному пути. Большие восстановительные и строительные работы сделаны по порту. Восстановлены пострадавшие от вражеской бомбардировки причалы N 1 и 2. Произведен ремонт железнодорожный путей. Сделана заново электросеть, связь, отремонтированы катучие краны, выполнены дноуглубительные работы. Сделана столовая в здании бывшего клуба моряков. Сделаны 5 бомбоубежищ усиленного типа. Обучено 600 человек рабочих массовым профессиям. Переоборудован для выгрузки тяжеловесов пароход "Кама". Открыто и оборудовано 85 землянок для жилья за городом. Оборудован склад для хранения апатитового концентрата. За успешное выполнение правительственных заданий по железной дороге награждены орденами и медалями 89 человек и по порту 46 человек, всего 135 человек. Среди них машинисты Кирюшкин, Мальков, Афанасьев, Прокопенко, Смоляк, плотник Чумиков, составители Кудряшев, весовщик Сорокопудов, главный диспетчер тов. Торопов, начальник 1 участка тов. Амелин, бригадиры грузчиков Попов, Санаксыров, начальник восстановительного поезда Шитиков, начальник станции Шатилов и другие.

Мурманское пароходство обработало 185,8 тысяч тонн экспортно-импортных грузов и грузов малого каботажа. За выдающиеся заграничные рейсы теплоход "Старший большевик" награжден орденом Ленина и экипаж орденами и медалями Советского Союза. Капитану теплохода тов. Афанасьеву, помполиту тов. Петровскому и матросу тов. Оказенок*** присвоено звание Героев Советского Союза. Судоремонтные предприятия за 1942 год отремонтировали 235 судов Северного Военного Флота, 80 судов гражданского флота, 15 судов рыбного флота и 65 единиц иностранного флота.

Годовую программу выполнили Судоверфь Наркомрыбпрома и завод МГМП, завод же Главного Управления Севморпути выполнил программу только на 88,8 %, согласно бухгалтерских данных. На заводах проделана большая работа по применению заменителей, внедрению новых методов работы. Впервые в Мурманске на судоремонтных заводах получена сталь. За выполнение ремонта боевых кораблей 41 человек рабочих, ИТР и руководителей заводов награждено орденами и медалями Советского Союза.

[...]

Секретарь ОК ВКП(б) по транспорту                            Прокофьев

Зав. транспортным отделом ОК ВКП(б)                                     Высоков

 

ГАМО, ф. П-1, оп. 2, д.44, лл. 34-34об. Машинописный подлинник.

 

* Опущен подробный анализ работы торгового порта, морского пароходства, судоремонтных предприятий, областного управления связи.

** Пропс - экспортные рудничные стойки.

*** Так в документе.

№ 7

Из докладной записки Мурманского обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б) о работе транспортного отдела за период Великой Отечественной войны - об обработке импортных грузов в Мурманском торговом порту *

8 декабря 1944 г.

Совершенно секретно

[...]

За время с 21 декабря 1941 г. по  1 мая 1944 г. торговый порт провел три зимних навигации по приему и разгрузке иностранных кораблей.

Объем выполненных портом работ по разгрузке судов характеризуется следующими показателями: см. приложение № 1.

Из этих данных видно, что объем работ, произведенных портом в навигацию 1943/1944 года, в три раза больше, по сравнению с предыдущей навигацией 1942/1943 года. За пять месяцев работы в навигацию 1943/1944 года порт переработал грузов больше, чем за 12 месяцев 1940 года.

Если в 1940 г. Мурманский порт в среднем перерабатывал 50-60 тысяч тонн груза в месяц, то в период Отечественной войны среднемесячная переработка грузов все время увеличивалась и в 1944 г. была доведена до 150 тысяч тонн.

В условиях полярной ночи, при полном отсутствии освещения, с людьми, не обученными грузовым операциям, и каждый год с новым контингентом рабочих, торговый порт сумел использовать данную ему механизацию и обеспечить быструю выгрузку. Наибольших успехов портовики достигли при обработке апрельского каравана 1944 г.

За успешную работу по разгрузке судов, приходящих в порт, 225 портовиков в дни войны награждены орденами и медалями Советского Союза.

[...]

Зам. секретаря Мурманского

ОК ВКП(б) по транспорту                                              Прокофьев

 

ГАМО, ф. П-1, оп.2, д.316, лл.2-3. Машинописный отпуск.

* Опущено о работе железнодорожного транспорта, Мурманского морского пароходства, судоремонтных предприятий.

Приложение № 1

Сведения об объеме работ по разгрузке судов, произведенных Мурманским морским торговым портом в навигации 1940-1944 гг.

Время навигации

 

Количество обработанных судов

 

Переработано импортных грузов

 

Экспорт грузов

 

Балласт

 

Длительность навигации в месяцах

 

1940г.

 

308

 

562100

 

-

 

-

 

12

 

Зима 1941-1942 г.

 

113

 

407385

 

41137

 

-

 

5,5

 

Зима 1942-1943 г.

 

45

 

214463

 

52243

 

6231

 

3

 

Зима 1943-1944 г.

 

92

 

624035

 

42118

 

72408

 

5

 

ГАМО, ф. П-1, on. 2, д. 316, л 44. Машинописный отпуск

Примечания

1. См.: документ № 3.

2. В списке работников Мурманского морского пароходства, награжденных орденами и медалями за период с 1 января по 1 июля 1942 года значатся следующие члены экипажа теплохода «Циолковский»: Буряченко Е.С., радист, Остроумов А.С., штурман (орден Красной Звезды); Моисеева В.Н., буфетчица (медаль «За отвагу»); Чуркин К.А., кок, Иванов С.И., боцман (медаль «За боевые заслуги»). См.: ГАМО, ф. П-1, оп.2, д. 82, лл. 77-78.

3. Список иностранных судов, производивших грузовые операции в Мурманском торговом порту в 1 полугодии 1942 г. с указанием национальности флага, фамилии капитана, порта отправления, даты прибытия и отправления, количества импортного и экспортного груза. См.: ГАМО, ф. П-1., оп.2, д.46, лл.106-107.

4. Списки членов экипажей судов Мурманского государственного морского пароходства «Циолковский», «Ижора», «Куйбышев», «Сухона», «Субботник», «Старый большевик», «Тов. Сталин», пропавших без вести, убитых и раненых во время Великой Отечественной войны по состоянию на 25 июня и 12 октября 1942 г. с указанием года рождения, должности, партийности. См.: ГАМО, ф. П.1, оп.2, д. 79, лл.8-10, 19-20.

Список сокращенных слов

ВКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)

МГМП, Мурманское госморпароходство - Мурманское государственное морское пароходство

Мурманское Главморагентство «Инфлот» - Мурманское Главное морское агентство по обслуживанию иностранного флота

Мурторгпорт - Мурманский торговый порт

Наркомморфлот, НКМФ - Народный комиссариат морского флота

Наркомвнешторг - Народный комиссариат внешней торговли

ОРС - отдел рабочего снабжения

Помполит - помощник капитана по политической части

П/х - пароход

СВФ - Северный военный флот

СНК СССР - Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистическихъ Республик

Судкомы - судовые комитеты

ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения