Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Все начиналось с одного автобуса

Сегодня трудно представить  жизнь любого города без городского общественного автотранспорта. Когда же он появился на улицах нашего областного центра? С чего  все начиналось? Ответ на этот вопрос дают архивные документы.

В начале 30 - х годов основным внутригородским транспортным средством служила лошадь.

В июле 1932 года Леноблдортрансом было проведено обследование автомобильного транспорта города Мурманска. В докладной по итогам обследования сообщалось: «Наличный автопарк г. Мурманска крайне невелик и насчитывает всего только 11 автомашин, из которых 4 принадлежат пожарным организациям. Один «Форд» находится в ведении местного коммунального хозяйства и остальные 6 машин...составляют автопарк Северного тралового треста. Легковых машин в городе совершенно нет. Мотоциклов имеется 2. Кроме того, в гараже тралбазы стоят два испорченных трактора и 4 работают (не всегда) на самой базе. Три трактора, из которых один на резиновом ходу, имеются в торговом порту».

Автотранспорт, в основном, находился в ведении различных ведомств, а  коммунальное хозяйство Мурманска имело один старенький «Форд», который обслуживал нужды мелкого городского строительства. Но, как следует далее из той же докладной, отдел коммунального хозяйства, ожидал получения 20  грузовых машин и уже отправил своего представителя за первыми 6 автомашинами.

В 1932 г. как Мурманск, так и округ в целом, необходимого количества автомашин не получил. На 1 января 1933 года в Мурманском округе насчитывалось всего около 60 автомобилей,  большая часть которых была сосредоточена в Хибиногорске. Намечалось завезти в округ в 1933 году до 90 - 100 автомашин, в первую очередь в Мурманск, а также в Хибиногорск, на лесозаготовки.

В декабре 1932 г. транспорт коммунального хозяйства был выделен в самостоятельную единицу и  создана транспортная контора «Муркомтранс», в ведении которой оказался гужевой, автомобильный и мотовозный транспорт.

Автопарк «Муркомтранса» постепенно пополнялся. В январе 1934 г. Мурманский окрисполком обязал «Муркомтранс» создать в своем составе   отдельную базу механизированного транспорта.

В марте 1934 г.  автомобильный, мотовозный и транспортный цеха  были выделены в самостоятельную хозрасчетную единицу с отдельным расчетным счетом в Комбанке. Заведующим автомотобазой был назначен Лифанов, конебазой - Никольский. Архивные документы сохранили фамилии первых работников автомотобазы: ими стали главный механик Колосов, помощник автомеханика Глущевский, агент снабжения Чумовицкий. В списке первых шоферов автобазы -   Соловьев, Молчанов, Белоруков, Бурмистров, Коробицин, Стариков, Савостьянов, Червяков, Дворицкий, Яшкин, Грачев. Первыми трактористами базы работали Романов, Красников, Метельков, Саврасов, Лодкин, Лизунов, Самсонов, Новожилов, Малахов, Пономарев, слесарями -  Недочитанный, Михайлов.

Самостоятельно автомотобаза проработала недолго, уже в сентябре того же года в ходе очередной реорганизации автомотопарк был вновь объединен с конебазой в составе «Муркомтранса».

В июле 1934 года, рассказывая о городском транспорте, «Полярная правда» писала: «В начале года весь городской транспорт в Мурманске обслуживался 65 лошадьми. К концу первого полугодия работают уже 82 лошади... На городском узкоколейном пути, служащем для перевозки стройматериалов, работало 2 мотовоза, сейчас их 5. В связи с благоустройством улиц города, к концу года этот путь будет уничтожен. Основным видом городского транспорта будут автомашины. Если к началу года грузовых автомашин было 3, то сейчас их 5, а концу года будет 9. Тракторов- тягачей не было ни одного. К концу первого полугодия их имеется 6 с 40 прицепными телегами».

А 16 ноября того же года газета писала об открытии первой автобусной линии в городе по маршруту: Северная улица, улица Максима Горького, улица Шмидта, Милицейский переулок, улицы Сталина, Воровского, Коминтерна, железнодорожный вокзал, улица Профсоюзов, проспект Ленина до улицы Либкнехта и обратно. Днем раньше в Мурманск прибыл 24 - местный пассажирский автобус, который должен был выйти на маршрут 18 ноября.

К концу 1936 года в Мурманске было уже 3 автобусных маршрута,  с июля этого же года было открыто регулярное сообщение между Мурманском и Колой.

Коммунальный транспорт обслуживал население города и использовался для нужд местного городского строительства. В составе «Муркомтранса» имелись автотранспортный, гужтранспортный и автобусный цеха. К концу 1936 года автобусный парк «Муркомтранса» насчитывал 4 автобуса, 15 автомашин, из них 10 - полуторатонных, 2 - трехтонных, 3 - пятитонных, гужтранспортный - 56 лошадей. Высока была текучесть кадров, связанная в первую очередь с  плохой обеспеченностью жилплощадью. Средний годовой состав работников: шоферов - 48, слесарей и прочего ремонтного персонала - 24, грузчиков - 67, кондукторов - 16, механиков - 5, возчиков гужцеха - 55, возчиков санобоза - 22.  Заработок шофера на полуторатонных машинах составлял 300 рублей, на трехтонных - 350 рублей, на пятитонной 380 рублей, грузчиков - 250 рублей, возчиков, работающих на лошадях - 240 рублей.

В 1937 - 1938 годах решился вопрос о выделении автохозяйства в самостоятельное предприятие в ведении горкомхоза. Сохранился первый годовой отчет автобазы Мурманского горкомхоза за 1938 год. В хозяйстве автобазы имелись автобусный и автогрузовой парк. К этому времени автобусный парк состоял из 8 автобусов,  автогрузовой - из 9 машин. Первый год работы автобаза закончила с прибылью 9 тысяч рублей.

С 1 октября 1939 года начало свою работу Мурманское областное управление автотранспорта, организованное решением Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области от 4 сентября того же года. В его состав вошли Мурманская и Кировская автобазы.

За долгие годы своей работы Мурманская автобаза переживет еще не одну реорганизацию, даст жизнь основным автотранспортным предприятиям города.

В 1940 году Мурманская автобаза была переименована в автотранспортную контору.

В 1955 году в Мурманске была организована автотранспортная контора № 2, которой были переданы грузоперевозки. В ведении автотранспортной конторы № 1 остались автобусы и легковые такси.  В 1958 году был организован таксомоторный парк, в который были переведены легковые таксомоторы и обслуживающие их работники.

В январе 1964 года Мурманская автотранспортная контора №1 была переименована в автоколонну 1118.

Автоколонна 1118 стала самым крупным предприятием в области, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Ежедневно транспортом «Автоколонны 1118» пользуются более 300 тысяч пассажиров, а все начиналось с одного 24 - местного автобуса, проложившего первый маршрут в 1934 году.
 
100let
godkino
baner