Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

К юбилею актрисы М. П. Скоромниковой

К юбилею актрисы М. П. Скоромниковой

 

 

26 мая отмечает юбилей ведущая актриса Мурманского областного драматического театра Марина Петровна Скоромникова.

Есть люди, встреча с которыми оставляет в нашей душе след на всю жизнь. Тот, кто побывал хотя бы на одном из спектаклей с участием Марины Петровны, несомненно, с этим согласится. Созданные ею образы запечатлены в памяти зрителей нескольких поколений - более сотни героинь, более сотни прожитых жизней. В чем тайна актерского обаяния актрисы Скоромниковой? Откуда этот дар владеть душой зрителя, пока на сцене идет действо, и даже еще какое-то время спустя?

В Государственном архиве Мурманской области, в фонде документов личного происхождения Скоромниковой Марины Петровны (Р-1183), имеются воспоминания актрисы, дающие ключ к постижению феномена ее дарования.

Театр в жизни Марины Скоромниковой был всегда - с первых мгновений жизни. Ведь родилась она в актерской семье. Семья Скоромниковых много ездила по стране («папе не сиделось на одном месте») и только перед самой Великой Отечественной войной осела в тихом городке Иваново. Здесь прошли отрочество и юность Марины. Отец с первых дней войны ушел на фронт и погиб в 1942 г. Мама, актриса филармонии, почти все время находилась вместе с другими актерами на выезде - поддерживали боевой дух бойцов. Дошкольницу Марину определили в круглосуточный детский сад.

В воспоминаниях о детских годах присутствует мир фантазий, в который маленькая Марина ныряла с головой и «из которого так не хотелось выныривать». Сказки рождались в ней сами по себе («Приходили откуда-то из таинственного космоса, который был внутри меня»). Первым воплощенным творческим опытом стала написанная по мотивам русской народной сказки пьеса «Колобок», в которой «сценарист» сама сыграла роль дедушки, т.к. мальчики в то время вместе с девочками в школе не учились. Потом были еще школьные пьески, тематические вечера, игра в театр с друзьями во дворе. «Даже в школе на переменке умудрялись под лестницей играть в театр. А сыщики-разбойники! О, это восторг. Я любила быть разбойником, гримировалась, одевалась в разные одежды, меняла походку, то старушку изображала, то мальчишку, чтобы пройти под носом у сыщиков и тебя не поймали».

Марина Петровна никогда не училась актерскому мастерству в институте. Театр жил в ней, был ее миром. Она прорастала в него душой. «...помню, я сидела на балконе, почему-то на ступеньках, в Малом театре в Москве, и смотрела «Снегурочку» Островского. И опять эта ужасная тоска, я вышла в вестибюль и плакала. Ко мне подошел какой-то мужчина, положил руку на голову и сказал: «Будешь актрисой, девочка».

В 1954 г. Марина Скоромникова окончила школу и поступила в педагогический институт на физико-математический факультет (мама, испытавшая на себе тяготы актерского ремесла, была категорически против театра). «Но тоска по чему-то другому, что я словами не могла определить, что требовало реализации, все росла и росла. У меня все время было ощущение, что я состою из большого количества людей, они запрятаны во мне и никак не могут выйти из своей темницы, а я не могу им помочь... И в конце концов мама взяла меня за руку и привела в народный театр, где режиссером был бывший мамин партнер по театру. Это был театр при фабрике Зиновьева... И началось счастье...Это был самый счастливый, чистый и бескорыстный период моей жизни».

Вскоре талантливую молодую актрису заметил режиссер профессионального театра. Ее пригласили во вспомогательный состав. Потом была роль Светланы в комедии по пьесе Н. Винникова «Когда цветет акация». Марина Петрова вспоминает: «Я ничего не умела делать технически, все - по-настоящему». С отсутствием актерской техники связаны забавные эпизоды, о которых актриса рассказывает теперь с юмором. «После пятого спектакля, помню, подошел ко мне рабочий сцены: «Послушай, теперь уж тебе, наверное, можно сказать. В последней сцене, в парке, не трогай деревья и электрические столбы. Они ведь не настоящие и падают за тобой».

Потом были победы и яркая творческая жизнь. 4 года в Ивановском областном драматическом театре, сезон - в театре комедии в Горьком. В 1961 г. получила приглашение от театра Краснознаменного Северного флота. И поехала в даль далекую. Годы службы в этом театре Марина Петровна вспоминает как время удивительное: потрясающий актерский состав, талантливый главный режиссер Исай Шойхет. «Я получила настоящую школу, четкое понимание, что такое театр и моя профессия». «Шойхет был действительно гениальный педагог. Он не только дал мне знания профессиональные. Он показал мне театр без прикрас». Это были годы тяжелого труда, ежедневного подчинения себя дисциплине. Каждый день выезды. «Отмены спектаклей не допускалось. Никакие болезни или несчастья не признавались». Первый успех в этом театре пришел с ролями Вики в спектакле «Чайки над морем» (он шел более 150 раз!), Лики («Мой бедный Марат»), Нюрки («В день свадьбы»), Надежды Миловановой («Верность»).

В 1969 г. М. П. Скоромникова перешла в Мурманский областной драматический театр. И вот уже 47 лет царит на его сцене. За это время сыграны десятки ярких, разноплановых ролей. «Оптимистическая трагедия», «Вдовий пароход», «Гроза», «Старомодная комедия», «Три сестры», «Пылкий влюбленный», «Синее небо, а в нем облака», «Медея», «24 часа из жизни женщины» - невозможно перечислить и малой доли полюбившихся зрителям спектаклей. По словам драматурга С. Коковкина, «ее женщины не всегда счастливы и удачливы, но всегда несдающиеся, верные своему чувству, своему выбору».

Поражает удивительная работоспособность Марины Петровны, ее энергия. Над каждой ролью актриса работает с полной самоотдачей: «Я вообще не могу брать прототипы своих ролей из жизни. Я должна сочинить каждый образ, придумать и прожить жизнь этого человека на сцене...». А награда за этот самоотверженный труд - «...такие волшебные минуты,... когда живешь единым дыханием с залом, на одной какой-то тоненькой, чуткой струне».

Марина Петровна проявила себя не только как талантливая актриса, но и как режиссер. Ею поставлены спектакли «Медея», «24 часа из жизни женщины».

За заслуги в области советского театрального искусства 20 ноября 1978 г. М. П. Скоромниковой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», а 1 июля 1988 г. - «Народный артист РСФСР». Но, на наш взгляд, важнее всех званий для актрисы - это радость творчества, радость пребывания на сцене, восхищение и любовь зрителей, которые принадлежат Марине Петровне по праву.

 

 

 

Ф. Р-1183. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-38. Д. 47. Л. 1. Д. 49. Л. 7.

Т. Бойкова. Актриса. - Комсомолец Заполярья. - 1978 - 2 декабря. - С. 3.

 

 

Публикацию подготовила Е. А. Волосникова


В роли Герарды («Хитроумная влюбленная», сезон 1964-1965 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.21. Л.5)

 

В роли Герарды («Хитроумная влюбленная», сезон 1964-1965 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.21. Л.5)


В роли Инны Воронец («Полярная звезда», 1967 г.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.23. Л.18.)

В роли Инны Воронец («Полярная звезда», 1967 г.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.23. Л.18.)

 


В роли Марии Ориэлли («Пробуждать спящих», сезон 1974-1975 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.27. Л.13)

В роли Марии Ориэлли («Пробуждать спящих», сезон 1974-1975 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.27. Л.13)


В роли Лидии Васильевны («Старомодная комедия», сезон 1975-1976 г.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.28. Л.20)

В роли Лидии Васильевны («Старомодная комедия», сезон 1975-1976 г.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.28. Л.20)


В роли Зои Ериной («Характеры», сезон 1976-1977 гг.) (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.29. Л.10)

В роли Зои Ериной («Характеры», сезон 1976-1977 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.29. Л.10)


В роли Комиссара («Оптимистическая трагедия», сезон 1979-1980 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.32. Л.12)

В роли Комиссара («Оптимистическая трагедия», сезон 1979-1980 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.32. Л.12)


В роли Сонечки («Синее небо, а в нем облака», сезон 1985-1986 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.37. Л.5)

В роли Сонечки («Синее небо, а в нем облака», сезон 1985-1986 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.37. Л.5)


 
100-let-arch
100let
baner
godkino