Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

К юбилею МГГУ

Приказ о реорганизации Мурманского
учительского института в педагогический институт, 23.02.1956г. (Р-948, оп. 1, д. 2, стр. 1-2)

13 ноября исполнилось 75 лет Мурманскому государственному гуманитарному университету - старейшему ВУЗу Кольского Заполярья.

Мурманский государственный гуманитарный университет был основан в 1939 году постановлением правительства РСФСР как Мурманский государственный учительский институт. Изначально обучение в нем продолжалось в течение двух лет и было только вечерним. Дневной стационар появился в 1940 году. В первые годы работы ВУЗа существовало 3 отделения: физико-математическое, химико-биологическое и историко-филологическое.

С началом Великой Отечественной войны работа института приостановлена и возобновлена в 1944 году.

После войны МГУИ стал развиваться быстрыми темпами, появились новые формы работы со студентами. Преподаватели проводили беседы с обучающимися на патриотические темы - рассказывали о героях войны, участвовавших в боевых действиях на Кольском полуострове, о разрушенном в годы войны Мурманске, о самоотверженных тружениках тыла; организовывали походы по местам боев. В связи с тем, что после войны в Мурманской области оставалось еще много неразминированных участков, преподаватели во время походов рассказывали студентам, как себя вести на них.Институт организовывал спортивные соревнования, вечера танцев.

В этот период открылись новые кафедры: основ марксизма-ленинизма, русского языка и литературы, математики, физики, военно-физической подготовки. Интересно отметить, что кафедра педагогики и психологии тоже открылась только в послевоенные годы. Довольно серьезно стоял вопрос подготовки учителей, повышения статусности профессии педагога. Сотрудники института ввели в практику обсуждение текствов лекций до их прочтения преподавателями в аудитории. Из протокола заседания педагогического Совета 1945 года: «Каким должен быть учитель - этот вопрос разрешается постановкой лекций по кафедре педагогики. План мы должны выполнить, этим мы разрешим одну из важнейших задач - подготовим хороших учителей».

В связи с переходом школ страны к 8-летнему обязательному образованию возникла необходимость в преобразовании ВУЗа. Многие учительские институты в 1950-е годы стали педагогическими. В их число вошел и Мурманский институт. 23 февраля 1956 года приказом Министра просвещения РСФСР институт был реорганизован в педагогический. Институт получил новый импульс развития, с каждым годом росло количество желающих учиться в нем и, соответственно, увеличивалось количество факультетов, педагогов, строились новые учебные здания. Так, например, в 1956-1957 учебном году на стационаре училось двести человек, на заочном отделении - триста человек, сто сорок пять человек заканчивали курс обучения после педагогического училища. В связи с ростом института увеличивался и объем работы библиотеки ВУЗа - так на первое января 1962 года книжный фонд насчитывал уже 67085 томов изданий, ежегодно поступало свыше 10 тысяч книг и журналов.

В приказе ректора института С. А. Смирнова от 18 декабря 1961 года говорилось о «...необходимости дальнейшего совершенствования подготовки молодых специалистов, углубления их знаний, выработки творческого подхода к решению практических вопросов и о том, что в свете задач, поставленных перед высшей школой, возрастает роль научных студенческих кружков в деле приобщения студентов к творческой научной работе». В связи с этим заметно активизировалась работа студенческих кружков, научная деятельность: проводились конференции, издавались сборники, научные труды, собственные периодические издания. Помимо учебной и научной деятельности, в МГПИ организуются творческие объединения, театральные кружки, команды по различным видам спорта. Укрепились связи с ВУЗами и организациями других стран.

На протяжении всей истории университета его сотрудники плотно сотрудничали с Государственным архивом Мурманской области. На основе фондов архива готовились диссертации, монографии, писались книги, составлялись исторические сборники. Архив тоже часто прибегал к помощи педагогов, привлекал их к участию в работе научно-практических конференций, а межрегиональная научно-практическая конференция «Ушаковские чтения» - совместное детище наших учреждений. Решение о проведении этих чтений было принято на конференции «Архивы и историческое краеведение», посвященной 80-летию создания архивной службы Мурманской области, в декабре 2002 г. Спустя двенадцать лет «Ушаковские чтения» - важнейшая площадка для историков и краеведов Мурманской области и других регионов.

Помимо этого, личные фонды известных краеведов - д-ра ист. наук, профессора кафедры истории МГГУ Алексея Алексеевича Киселева и д-ра ист. наук, профессора кафедры истории МГГУ Ивана Федоровича Ушакова (1921г. - 2003г.) - бережно хранятся в стенах архива и уже стали ценным источником для исторического краеведения.

В 2002 году институт получил статус университета, а в 2010 году он стал Мурманским государственным гуманитарным университетом. Сегодня МГГУ - один из самых престижных и крупных ВУЗов Мурманска и области.

Хотелось бы отметить, что сегодня, как и раньше, сотрудники университета вплотную работают со специалистами Государственного архива Мурманской области, принимая участия во всех мероприятиях: конференциях, презентациях, проводимых архивом, а студенты университета каждый год проходят здесь преддипломную практику.

В Государственном архиве Мурманской области хранятся фонды Мурманского государственного учительского института и Мурманского государственного педагогического института, в которых содержатся документы о деятельности ВУЗАа, также - фотографии университета и его сотрудников разных лет.

 

Сотрудник архива Мурманской области                    А. В. Алмазова

 
100-let-arch
100let
baner
godkino