Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ХИБИНФИЛЬМ

Если такой студии и не существовало в действительности - её стоило бы организовать. Уникальный горный массив на протяжении многих лет служил не только богатейшей кладовой «камня плодородия» - апатита, но и местом паломничества кинематографистов. Счёт снимавшимся там картинам шёл на десятки. Показательно, что в первом сборнике статей, публикаций, изобразительных материалов «Мосфильма», увидевшем свет в 1959 году, на карте экспедиций этой ведущей советской студии в Мурманской области обозначен только один город - Кировск. Хотя к тому времени и Мурманск, и Полярный, и другие населённые пункты Кольского полуострова тоже использовались для работы над художественными фильмами. Но конкурировать с горнопромышленной столицей Хибин они не могли. В основном, неповторимая «натура» главного «киноцентра» нашего края служила для передачи сюжетов сторонних, с ним никак не связанных. Но постепенно появились и ленты, местом действия которых стал сам этот северный, заполярный город. О работе над этими картинами, к сожалению, не упоминается в сохранившихся документах фонда Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», хранящихся в областном архиве. Но зато в отчётах областного управления кинофикации содержатся данные о подготовке премьерных показов этих лент, проходивших в Кировске и Апатитах (ф. Р-1114, оп. 1, д. 45, л. 19, 20, 21; ф. Р-1114, оп. 1, д. 64, л. 29; ф. Р-1114, оп. 1, д. 71, л. 12; ф. Р-1114, оп. 1, д. 88, л. 1), а так же о проведении в области недели молодёжного кино, с участием одной из этих картин (ф. Р-1114, оп. 1, д. 45, л. 17). Дополним документальные данные материалами научно-справочной библиотеки ГАМО и - прочтём ещё одну, полузабытую ныне, страницу прошлого.

В начале июня 1971 года у обочины чёрной, уже оттаявшей, дороги на плато Расвумчорр разместились, прижавшись друг к другу, несколько зелёных вагончиков и полдюжины машин с эмблемой «Мосфильма». Чуть поодаль, на горном склоне была оборудована съёмочная площадка.

- Приготовились! - Режиссёр поднял руку. - «Репортёр!» Мотор!

Помреж щёлкнул «хлопушкой»:

- Двести восемьдесят два, дубль два!

Оператор застыл у стрекочущей камеры. В кадре двое - он и она. Осторожно перебирая конец шарфа миловидной девушки, парень чуть смущённо спрашивал:

- Ты будешь дома сегодня вечером?

- Ещё столько вечеров впереди, - эхом летел ответ.

Разговор продолжался - на холодном ветру, дующем с заснеженных горных вершин, перед двумя рычащими бульдозерами, создающими фон, на глазах двух десятков людей, участвовавших в съёмке или просто наблюдавших за ней. Так шла работа над лентой под черновым названием «Простофиля».

- Это будет фильм о нашем современнике, - пояснял корреспонденту «Полярки» постановщик картины Анатолий Чемодуров. - Экскаваторщик Пашка Снегирёв выделяется среди окружающих необычной душевной чуткостью, глубоким внутренним благородством, добротой. Не то, чтобы  эти черты были несвойственны его товарищам, но вот именно такие открытость, обнажённость человеческой души редко встречаются в суровых буднях стройки, среди сильных, но грубоватых рабочих парней. И кое-кто называет Пашку простофилей за то, что он поступает вопреки житейскому здравому смыслу. В самом деле: молодой парень хочет жениться на женщине, у которой есть сын. А когда она, Маша, тоже экскаваторщица, гибнет при неудачном взрыве, Пашка усыновляет мальчика. Кое-то удивлён: «Вот чудак, зачем?» А для Пашки этот поступок естествен: он считает себя ответственным за дальнейшую судьбу мальчишки, который для него дорог так же, как и Маша.

Большая «киносемья» трудилась слаженно. Причём не только актёры, но и гримёры, костюмеры, декораторы. Для мастера по костюмам Марии Ефимовой это была двадцать четвёртая картина. И вроде бы задача её оказалась на сей раз несложной - современность, стройка, герои ходят в сапогах и спецовках, но и тут пришлось немало подумать. Кое-кто из артистов, к примеру, поменялся одеждой с участвовавшими в съёмках настоящими шофёрами и экскаваторщиками: слишком уж ненатурально - чистенькими, «с иголочки» выглядели поначалу киношные наряды. Правды образа стремились добиться и те, кто работал «в кадре» - Эраст Гарин, Жанна Прохоренко, Инна Гулая, исполнитель главной роли Борис Токарев.

- Впервые играю сегодняшнего парня, - рассказывал Токарев, тогда ещё молодой актёр, приобретший широкую популярность несколько лет спустя, после фильмов «Горячий снег», «Два капитана», «А зори здесь тихие». - Оказалось, что это гораздо труднее, чем сниматься в ролях лейтенантов или рядовых военной поры. Тех ребят, жизнелюбивых и храбрых, мы видим сквозь призму прошедших лет. Стёрлись случайные черты, осталось главное, и они представляются нам в несколько обобщённом виде. А играя Пашку, я думаю о том, что в зрительном зале будут сидеть такие, как он, как его товарищи. Они тотчас почувствуют даже самую малую фальшивинку. Пашка должен быть достоверен и правдив в каждом поступке, каждом жесте, каждой интонации.

На экраны фильм вышел в конце следующего, 1972 года и уже под другим названием - «Если ты мужчина». Жители Кировска и Апатитов узнавали на экранах себя, своих друзей и знакомых. Во время съёмок на несколько дней стали актёрами водители автотранспортной конторы треста «Апатитстрой» Михаил Андрюшко, Иван Петрощук, Юрий Лапицкий, Николай Григорьев, Михаил Гомон, Иван Процюк. Роли их были привычными: водить автомашины со строительными материалами. Приняли участие в создании картины и рабочие строительного управления нулевых работ треста «Севэкскавация». Некоторые кадры снимали на руднике «Центральный», в Кировском горном техникуме. Однако город в картине, хотя и был явно узнаваем, всё-таки прямо не назывался.

Зато снимавшийся через несколько лет фильм «Лавина» был посвящён Кировску целиком и полностью, от начала до конца. Его литературной первоосновой послужила документальная повесть ленинградского писателя Ю. Помпеева «Хибинская Спарта», переработанная для кино сценаристом Борисом Вахтиным. Фабула картины проста: на строительство Хибиногорска приезжает семья молодого рабочего Александра Вышеславцева - он сам и его жена Ольга. Вышеславцев по профессии взрывник - специалист своего дела. Однако волей случая его направляют в противолавинную службу. Он должен возглавить её, устранить опасность для людей, работающих на горных склонах. Во время схода одной из лавин Вышеславцев гибнет, но Ольга, преодолевая боль утраты, продолжает дело мужа.

- Финал фильма, - рассказывал корреспонденту «Полярки» режиссёр «Ленфильма» В. Морозов, ставивший картину совместно с Н. Кошелевым, - мы видим таким: на голой земле появляется творение рук человеческих - фабрика. И важно показать её так, чтобы сама сцена вылилась в праздник всех строителей. Праздник людей, делающих одно общее дело.

Интересно, что изучавший лавины Вышеславцев обратился за помощью к лопарям, которые поведали ему легенду о сейде. «Великий горный дух, ростом с десять старых сосен, сейд зимой спит - силы копит. Когда просыпается - охотится со своими собаками на большого оленя с чёрной головой и золотыми рогами. Охота эта продолжается со дня сотворения мира». Собаки сейда - белые, лохматые, бегущие быстрее оленя и есть лавины.

Съёмки начались весной 1975 года. У озера Малый Вудьявр воссоздали палаточный городок, первые щитовые и рубленые дома, управление комбината «Апатит». Роли Александра и Ольги Вышеславцевых исполнили молодые артисты Юрий Демич и Наталья Сайко. В массовых сценах, повествовавших о работе в карьерах, митингах, прибытии новых партий поселенцев, спасении попавших в лавину были задействованы тысячи кировчан. Показали на экране и просторы ловозерских тундр с многотысячными стадами оленей, сопроводив эти кадры саамской песней в исполнении Павлы Ивановны Коньковой, и лопарскую деревню 30-х годов. В эпизодах снялись старожилы Ловозерского края Пётр Павлович Юрьев, Иван Александрович Яковлев, Дмитрий Гаврилович Рочев, местные ребятишки Лариса и Лена Юрьевы, Вова и Зоя Галкины, Лида Канева, Люба Конькова и многие другие. Роль саама-проводника сыграл мастер производственного обучения по подготовке оленеводов-механизаторов ловозерского профессионально-технического училища № 21 Павел Юрьев.

-  Я по приглашению киностудии «Ленфильм» побывал в Ленинграде, - вспоминал он. - В это время как раз проводились озвучивание и монтаж картины. Я перевёл с саамского языка народные легенды и песни, посвящённые жизни народов севера, лавинам. Кроме того, режиссёрам-постановщикам необходима была наша консультация по вопросам быта и обычаев северных народностей.

В феврале 1976 года группа ленфильмовцев представила ленту на суд зрителей в Кировске, Апатитах и Ловозере. Встретили «Лавину» довольно сдержанно, отметив, помимо общих похвал, что её художественная ткань «строится на базе не столько режиссёрской индивидуальности и неповторимости авторского почерка, сколько на уже знакомых по другим фильмам поэтических метафорах». С другой стороны, критики в один голос отмечали, что Кировск стал одним из главных персонажей картины. «Кировск с высоты птичьего полёта, - писал на страницах газеты «Комсомолец Заполярья» её корреспондент Н. Сотников, - камера летит над городом, разворачивая перед нами его неожиданную красоту. А между этими кадрами - палатки, снег, бараки, щитовые домики - то с чего начинался город. Зритель не может не чувствовать сопоставимости прошлого и настоящего, хотя и несколько плакатной, но не банальной, не навязчивой, а потому, быть может, наиболее запоминающейся».

Ещё несколько лет спустя в Хибинах, по мотивам дилогии Александра Чаковского «Год жизни» и «Дороги, которые мы выбираем», снимали фильм «Линия жизни». Его действие происходит в заполярном городе Тундрогорске, под которым угадывается Кировск. С двух сторон в горе прорубают туннель, необходимый для дальнейшего развития комбината. Все хотят построить его скорее, но стремятся к цели по-разному. Два участка, два начальника, два мировоззрения. Безудержная тяга к карьере одного, честность и совестливость другого. По ходу действия картины людей испытывают на прочность твёрдая порода, снежная лавина, обвал в туннеле, трудная любовь. В общем, характерная для того времени типично производственная лента.

Работа шла осенью 1980 года. Природа и погода благоприятствовали кинематографистам.

- Я снимал фильмы и в Сибири, и на Саянах, но такой красоты не встречал, - поражался режиссёр «Мосфильма» Владимир Назаров, в творческом багаже которого к тому времени были такие известные фильмы как «Пакет» и «Хозяин тайги». - Такая чудесная осень, столько золота, красок.

- Природа здесь великолепная, - вторил ему заслуженный артист РСФСР Евгений Буренков, ставший на экране пожилым горняком Агафоновым, человеком непростой судьбы. - Но ещё ярче, интереснее - люди. Часто беседую с горняками, подружился с молодыми проходчиками, они были у меня в гостях. Хорошие ребята, умные, самостоятельные, любят свою трудную и опасную работу.

Разумеется, горняки тоже участвовали в съёмках в качестве статистов, как и третьекурсники Кировского горного техникума. А образы морально противостоящих друг другу главных героев, инженеров Арефьева и Крамова, воплотили в картине артисты Юрий Григорьев и Игорь Васильев. В главной женской роли снялась студентка Гиттиса Татьяна Лаврентьева. Ещё одного инженера «Туннельстроя» сыграл Валерий Золотухин.

О ходе съёмок сообщала на страницах «Кировского рабочего» Нина Рыжова: «Строители туннеля готовятся к митингу. «Даёшь 100-й метр!» - написано на красном транспаранте. Его укрепляют над входом в туннель... Чтобы получить нужный ракурс, камеру пришлось втащить на склон горы. Туда же взбираются режиссёр, операторы, ассистенты... В реальной жизни эти события заняли бы полчаса. На экране они промелькнут за полминуты. На съёмку было затрачено полдня».

- Отношение к нам здесь на редкость радушное, - делился с Рыжовой впечатлениями второй режиссёр Евгений Дьячков. - Администрация рудника, инженеры, рабочие охотно выполняют наши просьбы, хотя понятно, что мы причиняем им дополнительные хлопоты. А сегодня вот потребовалась чёрная «Волга» - так нам её дали в ГАИ.

Картина появилась в следующем, 1981 году. И опять первыми её зрителями стали жители Кировска и Апатитов. В целом, получилась добротная лента на производственную тему, оставшаяся если не в истории кинематографа, уж то в памяти многих кировчан точно. И вместе с другими картинами, о которых я написал, вошедшая в золотой фонд студии «Хибинфильм», к сожалению, так никогда и не созданной в реальной жизни
 
100let
godkino
baner