Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ

Помню давнее, детское: холодный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Россия» в Североморске. Старые, жёсткие сиденья с облупившейся краской, первый ряд. Утренний, десятичасовой сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной, на огромном белом полотне, уходит под воду «щука», погружается, оставив на палубе командира, ценой жизни спасающего от гибели лодку и её экипаж. На это невозможно смотреть безучастно и солёная влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю её, потому что всё равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожиданно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь всё, о чём повествует фильм близкое, родное. Пройдёшь отсюда несколько сотен метров и уже залив, причалы, корабли. В нашем классе у многих отцы - военные. И мой тоже.  Флот - короткое, как выдох, ёмкое слово присутствует здесь всегда - даже если речь идёт о чём-то другом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придаёт ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопереживаем. В том числе и в кино.

Всё началось в 1947 году, когда на Кольский полуостров приехал «Чапаев всех времён и народов» - Борис Бабочкин. Приехал уже не как актёр, а как режиссёр, чтобы снять картину о действиях одного из надводных кораблей Северного флота во время войны. Съёмки проходили в Полярном и на других флотских базах. Для подыскания лучшей «натуры» киногруппа, на одном из судов, выходила в открытое море. Фильм назывался «Повесть о «Неистовом» и был сделан в рекордно короткие сроки. Первым съёмочным днём стало 23 июня, а к 22 ноября лента была окончена. Характерная деталь эпохи: коллектив кинематографистов во главе с Бабочкиным победил в соцсоревновании, и ему было вручено переходящее красное знамя - за быстроту. О своих героях-моряках режиссёр писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуальностей, сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему являются преданность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душевность и полное отсутствие сентиментальности». Пока шла работа над «Повестью» пресса писала о ней с придыханием - ещё бы, ведь снимал признанный киноклассик. После выхода фильма ситуация изменилась. Бабочкина упрекали в отсутствии героики, в обыденности всего происходящего на экране. Оправдываясь, он отвечал критикам: «Я люблю действительность, окружающую меня жизнь неприкрашенной и считаю, что наша жизнь не нуждается ни в какой лакировке». В общем, первый блин вышел отчасти комом.

Пропустим примерно четверть века и откроем флотскую киноисторию нашего края на главе под названием «Командир счастливой щуки». Бригада подводных лодок серии «Щ», действуя на вражеских коммуникациях, наносит по немцам удар за ударом, торпедируя транспорты с войсками и оружием. Дерзость и боевая удача одной из этих лодок, прозванной «счастливой», вызывает серьёзную тревогу в фашистском штабе. Командиру соединения противолодочных кораблей приказано любой ценой потопить советскую субмарину. Начинается поединок, завершившийся, памятным мне с детства, жертвенным подвигом.

В отличие от «скорострельного» Бабочкина, режиссёр Борис Волчек работал над своим новым фильмом два года.

- Я побывал в Заполярье, - рассказывал он потом, - и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа способствуют раскрытию героической темы.

Готовились кинодеятели основательно: на заводе «Севморпуть» сделали «счастливую щуку», подогнав под соответствующие формы дизельную лодку 611-го проекта. Съёмки продолжались несколько месяцев. Почти ежедневно подводники, вместе со съёмочной группой, выходили в море. Сотни погружений и всплытий, различных манёвров - так, кадр за кадром, создавался фильм. Заканчивали картину в павильонах студии «Мосфильм». Там, в натуральную величину, были воссозданы отсеки подводного корабля, где и разворачивалось действие. В фильме играли известные артисты. Роль командира лодки Алексея Строгова, кстати, ласково называвшего своих подчинённых «щукарями», исполнил Пётр Вельяминов, комиссара Шеркниса - Донатас Банионис. Участвовали в эпизодах и моряки подводной лодки, на которой проходили съёмки. Позже, на страницах «морского сборника» Вельяминов вспоминал об этой работе:

- Первой мыслью было: «Справлюсь ли?». Не шутка - командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съёмок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками... Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссёров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелёгкая у них служба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства делают они своё дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая-то особая житейская мудрость.

Картина, хоть и была не без огрехов, всё же, по общему мнению, удалась. Первыми её увидели моряки-североморцы летом 1973 года. Тогда же, как признание заслуг, кинематографистам были вручены «командирские лодочки» - нагрудные знаки офицеров ВМФ, допущенных к управлению подлодками.

Почти одновременно с лентой о «Счастливой щуке» на Северном флоте снималась другая картина - «Океан». В мае 1973 года в Североморске, на улицах Морской и Сивко, где работали кинематографисты, можно было увидеть, как по припорошенной снегом сопке шли, взявшись за руки, две девочки-близняшки, а рядом с ними - морской офицер. На лицах девочек - радость. Сегодня они отправились гулять вместе с папой, только что вернувшимся с моря. Капитан второго ранга тоже довольно улыбался, по-доброму жмурился от весёлых солнечных лучей. Стоит ли говорить, что семейную вылазку «на природу» сопровождали автомобили с эмблемой «Мосфильма», а офицером был артист Николай Олялин, игравший командира противолодочного корабля Александра Платонова. Роль Олялину нравилась.

- Образ Платонова, - пояснял он корреспонденту газеты «На страже Заполярья», - мне дорог тем, что в его характере и поступках выражены большие мысли о человечности, о нашей морали, о сути истинного товарищества и воинского долга. За годы службы в Военно-Морском Флоте Платонов не только приобрёл жизненный опыт, но и стал коммунистом в самом высоком значении этого слова, командиром корабля, которого знают и любят подчинённые.

Сюжетную основу картины составила переработанная для кино пьеса Александра Штейна, автора сценария к фильмам «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Кончили военное флотское училище три друга. Каждый пошёл своим путём. Один - Слава Куклин - стал «сухопутным» моряком, служакой, приспособленцем. Второй - Саша Платонов - командует кораблём, решителен и смел. Третий - служащий под его началом Костя Часовников - толи моряк, толи поэт, сомневающийся в правильности сделанного выбора. Часовников решает оставить флот и посвятить себя литературе. Начальство медлит с ответом, а его друг и непосредственный начальник Платонов - категорически против. На этом и строится интрига. В финале, Часовников решает навсегда остаться на флоте. Фильм был двухсерийным, цветным и снимался не без проблем.

- Ехали мы в Заполярье с надеждой застать зиму, - огорчённо сообщал журналистам режиссёр картины Юрий Вышинский, - но натурные съёмки... пришлось вести с некоторой поправкой. Завозили снег, включали ветродуй. Имитируя пургу, использовали мелко нарезанную папиросную бумагу. Так что погода не очень-то считается с насущными потребностями и запросами «киношников».

В картине был собран неплохой актёрский ансамбль. Помимо Олялина - Борис Гусаров, Кирилл Лавров, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвостикова. Трудились они азартно, увлечённо. Однако, с каждым днём подправлять и редактировать северный климат становилось всё труднее и, в конце-концов, работу решили продолжить в павильонах. Съёмочная группа уехала. Год спустя фильм был закончен. А когда картину показали по всей стране, на неё обрушился, в соответствии с названием, целый океан критики. Вот типичный образчик, взятый из статьи «Упрощение конфликта», опубликованной 14 ноября 1974 года в газете «Водный транспорт». «Есть немало оснований полагать, - рассуждает её автор А. Александров, - что в конфликте между Платоновым и Часовниковым сегодняшний зритель увидел недоверие к человеку. И действительно, Платонов, искренне желая добра товарищу, действовал по примеру некоторых руководителей 40-х годов, как говорится, загонял человека палкой в рай... Вера Платонова основывается, прежде всего, на его собственном непререкаемом убеждении, что «Часовникову нужен флот, а флоту Часовников». Это уже не вера, а волюнтаризм. Ни сам Часовников, ни флот не уполномочивали Платонова решать за них, кто кому нужен». И сам Олялин рассуждал о фильме и о своей роли уже совершенно по-другому.

- Фильм неудачен, - отвечал он на соответствующий вопрос в газете «Комсомолец Заполярья». - Нет в нём тех людей, которых я уважаю и люблю. Вспоминать о нём, вот честное слово, больно. Ну, это у актёров к сожалению бывает нередко. Когда все твои творческие планы и замыслы разбиваются о множество... объективных факторов... Это теневая сторона нашей работы.

Тем не менее, лента получилась знаковой. И прежде всего потому, что в ней впервые показали «лишнего» флотского человека - из тех, что в послеперестроечные годы, не найдя себя, во множестве увольнялись, уходили в запас. В семидесятые, конечно, проблема не достигала таких масштабов, но - симптомы болезни определены верно, типаж схвачен чётко, так что картина, на мой взгляд, пострадала больше по идеологическим, чем по художественным причинам.

Оставим позади почти десятилетие и из длинного перечня картин о флоте выберем ещё одну - «Правду лейтенанта Климова». Для мурманчан, знаменательна она, прежде всего тем, что сделана по сценарию нашего земляка - писателя Леонида Крейна, представляющему собой его же переработанную повесть «Дуга большого круга». Этот фильм, поставленный режиссёром Олегом Дашкевичем - о подводниках, об их повседневной службе, в которой есть место и обыденному, и героическому. Снимался он в начале восьмидесятых в различных частях Северного флота. Главные роли исполнили популярные актёры Андрей Ростоцкий и Юрий Каморный. К примеру, Ростоцкого, по воспоминаниям очевидцев съёмок, можно было встретить летом 1981 года в Североморске возле морского вокзала и легко узнать среди других, находившихся там же, флотских офицеров. Ведь несмотря на тёплую погоду, носил он чёрную фуражку и шинель, в то время как на остальных моряках были белые фуражки и «форма три». Что делать, согласно сюжету лейтенант Климов прибыл к новому месту службы зимой. Картина вышла на экраны в 1982 году. Она получилась добротной, но громких лавров не снискала. И всё же - осталась памятной страницей в истории мурманского кино.

Флотские фильмы последних лет требуют отдельного разговора. Пока же, подводя итоги, замечу, что ленты, о которых шла речь - из самых интересных, неординарных. А в целом, качество многих фильмов о флоте, к сожалению, оставляло желать лучшего. Им часто не хватало глубины, знания морской службы, понимания флотских проблем. Ещё в середине семидесятых офицер-североморец - капитан 3 ранга Е. Никифоров высказался по этому поводу так: «Флот не должен служить лишь фоном, местом действия... Флотскому зрителю (да и не только флотскому) нужны не произведения однодневки с ленточками и якорями - внешними аксессуарами морской формы, а такие фильмы, где ставятся большие вопросы жизни военно-морского флота, где конфликты раскрываются с суровой и неоспоримой художественной правдой». С ним и сегодня нельзя не согласиться.
 
100let
godkino
baner