Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Кажется, это впитано с молоком матери: слова маленького пажа, взволнованно отвечающего Золушке - Янине Жеймо, что он ещё не волшебник, а только учится, Красная Шапочка, «долго-долго-долго» бегущая по тропинке навстречу волку с манерами завзятого интеллектуала и лицом Владимира Басова, пронзительно-добрый и грустный взгляд Алисы - гостьи из будущего. Если же бросить на прошлое более внимательный взгляд, то окажется - было что впитывать. Сухие цифры статистики свидетельствуют, что в Советском Союзе ежегодно выпускалось около ста пятидесяти фильмов, из которых пятая часть - порядка тридцати картин - для подрастающего поколения. Кроме того, бюджет детских лент существенно превышал расходы на взрослые. Одним из следствий такого относительного финансового благополучия являлась возможность смело планировать неблизкие киноэкспедиции. В том числе и на Кольский полуостров.

Мурманской «натурой» воспользовался первый же советский фильм-сказка - «По щучьему велению». И хотя я уже писал о нём, дополнительные интересные детали не помешают. «Для киносъёмок зимних сцен, в Апатиты из Москвы приехала киногруппа Союздетфильма, - сообщалось 20 апреля 1938 года в газете «Кировский рабочий». - Группа под руководством режиссёра А. Роу, оператора И. Горчилина и директора группы Панчука снимает народную «Сказку про Емелю» по сценарию Леонидова и Тараховской. Фильм рассказывает о народной сказке про бедного деревенского парня Емелю, который сколько ни работал на царя, всё ничего не имел. И как-то в дни зимнего холода и голода в реке Емеля вылавливает щуку, которая дарит ему за своё освобождение вещее слово «по щучьему велению», с помощью которого Емеля облегчает свой труд и успешно ведёт борьбу с царскими холопами. Сказка изобилует целым рядом комических моментов превращения, преодоления препятствий на пути у Емели, раскрывающих силу народной смекалки и находчивости. В картине снимаются артист Пётр Савин - известный по картинам «Гармонь», «Ущелье Аламасов», заслуженный артист республики Попов, заслуженный деятель искусств - артист Камерного театра Арканин, артистка Малого театра Кранчуковская, киноартист Жуков и другие. В картине принимают участие так же цирковые артисты, исполняющие в шкурах роль медведей - друзей Емели. Часть киносъёмок будет проведена в совхозе «Индустрия».

Кинематографические достоинства Мурмана оценил, конечно, не только Роу, ещё дважды приезжавший в наш край за зимними красотами, но и режиссёры других детских картин. В 1940 году студия «Союздетфильм» снимала в Хибинах сразу две ленты. Действие «Воздушной почты» разворачивалось в далёкой сибирской тайге. Трое детей из маленького посёлка заболели дифтеритом. Почтовый самолёт, пилотируемый молодой лётчицей Настей Королёвой, везёт для них сыворотку, но, из-за сильного бурана, вынужден совершить посадку прямо в лесу. Ночью на героиню картины нападают волки. На помощь девушке приходит четырнадцатилетний охотник Антон Иванович - именно так, по отчеству, его называют в фильме - который спасает Настю и доставляет лекарство по назначению. Сценарий второй картины, «Сибиряки», по нынешним временам можно счесть экзотическим. На страницах газеты «Комсомолец Заполярья», в номере от 18 апреля 1940 года, особенно отмечалось, что лента посвящена «любви советских детей к товарищу Сталину», а так же то, что работа над ней идёт «одновременно в четырёх местах: в Верхней Уде, в Теберде, в Москве и в Кировске». В новогоднюю ночь старый охотник-бурят рассказывает школьникам Серёже и Пете народное предание о том, как «вождь» с помощью местного охотника бежал из ссылки и как в память об этом, потом подарил ему свою трубку. Охотник погиб в Гражданскую, а трубка осталась у другого охотника-партизана. Мальчики решили разыскать трубку и вернуть её Сталину. Подобную сюжетную канву трудно представить в современном российском кино, но тогда - работа была чрезвычайно ответственной. Ещё бы, ведь в фильме присутствовал сам Сталин. Пусть в исполнении актёра Михаила Геловани, но это ничего не меняло - всё нужно было делать на высшем уровне. В том числе и кадры зимних заполярных пейзажей, оказавшиеся весьма кстати как в «Сибиряках», так и в «Воздушной почте».

Уникальная история приключилась с другой детской картиной - «Таинственная находка». Аналогов я не припомню, а потому на ней, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Среди жителей Колы долгое время бытовала легенда о подвиге, совершённом в годы Крымской войны ссыльнопоселенцем Гагаркой. Энтузиаст-краевед Александр Михайлович Чарыгин описывал его так: «Трёхмачтовый винтовой корвет «Миранда» в сопровождении вспомогательного судна вошёл в Кольскую губу. «Миранда», вооружённая большим числом тяжёлых пушек, имела глубокую осадку, поэтому подойти ближе к Коле было рискованно, так как в заливе имеется немало подводных камней. Только опытный лоцман мог провести корабль по губе. В заливе в то время ловил селёдку один из ссыльных рыбаков по прозвищу Гагарка. Англичане захватили его в плен и приказали вести судно. Гагарка почуял недоброе в намерениях англичан и умышленно посадил «Миранду» на коргу Молочную. Капитан «Миранды» приказал расстрелять Гагарку на кладбищенском острове».

Возглавляемые Чарыгиным школьники в первые послевоенные годы решили увековечить память о Гагарке и обратились в облисполком с ходатайством об установлении в его честь гранитного обелиска. Оттуда ответили, что для санкции на сооружение памятника нужно найти авторитетное литературное подтверждение подвига ссыльнопоселенца, а если такового не обнаружится - собрать десять подписей старожилов, слышавших о подвиге от своих отцов и дедов. Вскоре необходимое количество подписей было собрано. Обнаружились и литературные свидетельства. Кроме того, у ребят завязалась переписка с музеями Архангельска, Ленинграда и Москвы, с центральной прессой. «Правда» сообщила юным краеведам, что их идеей заинтересовался Илья Эренбург. «Литературная газета» прислала своего спецкора Анатолия Аграновского, опубликовавшего затем на её страницах очерк «Подвиг помора Гагарки». Проявили интерес и кинематографисты. Аграновский телеграммой известил школьников о том, что в июне 1950 года Колу посетит Мария Смирнова - автор сценария знаменитого тогда фильма «Сельская учительница». Однако Смирнова не приехала. Вместо того, как сообщал Чарыгин в газете «Заполярный труд» «20 июня прибыла в Колу одна из сотрудниц Смирновой, которая подробно ознакомилась с заливом, местами сгоревшей крепости и девятнадцатиглавого собора, Немецким островом, горой Соловарака и Молочной коргой. При этом ею сделаны черновые наброски и снимки. При отъезде она сообщила, что осенью в Колу прибудет т. Смирнова вместе с операторами и пробудет здесь около месяца».

Возможно, «сотрудницей Смирновой» оказалась Валентина Спирина - впоследствии известный сценарист, а в ту пору выпускница ВГИКа, возможно, кто-то ещё, - не важно. Важно то, что в 1953 году, в самый разгар периода «малокартинья», вызванного распоряжением Сталина снимать меньше, но зато одни шедевры, был выпущен фильм «Таинственная находка», сделанный по сценарию Спириной режиссёром Борисом Бунеевым. Согласно сюжету ленты, трое школьников из посёлка Рыбачий находят в пещере старинное ружьё. Стараясь выяснить происхождение находки, они узнают много интересного об истории своего края. Ребята мысленно переносятся в середину XIX века, когда их посёлок являлся центром морских торговых путей, когда рыбаки-поморы боролись с английскими захватчиками, когда жил отважный герой Гагарка. Кола в картине прямо не названа, но, тем не менее, всё вполне узнаваемо: и школьники-краеведы, и события Крымской войны, и подвиг Гагарки. Пусть не шедевр, зато вполне достойная историко-приключенческая лента для детей и юношества вышла на экраны 25 марта 1954 года. В её создании приняли участие настоящие мастера кино: Татьяна Лиознова, Станислав Ростоцкий, Вячеслав Шумский, замечательные артисты Михаил Глузский, Алексей Грибов, Екатерина Савинова. И всё же точку в этой истории поставили не они, а мурманский краевед Владимир Сорокажердьев, обнаруживший, что всё было с точностью до наоборот. Его изыскания позволили выяснить, что ссыльный Фёдор Иванов, по прозвищу Гагарка, не герой, а предатель. Он показал неприятелю кольский фарватер, за что получил от англичан 200 рублей. Впрочем, установив истину, не стоит делать поспешных выводов. Ведь, по словам того же Сорокажердьева, «история с Гагаркой исключительна. Развенчивая легенду о нём, мифическом герое, не следует задумываться, чтобы запретить фильм, содержанием своим не соответствующий исторической правде. Фильм этот не об одном человеке, а о всём нашем героическом народе, выдержавшем схватку с иноземными захватчиками».

Спустя без малого 20 лет, Мурманская область сыграла очередную «роль» в детском кино.

- Наша творческая группа будет снимать в Заполярье новый художественный фильм, - пояснял 4 февраля 1972 года читателям «Полярной правды» заместитель директора картины Н.Н. Светильский. - Называется он «Тревога» и рассказывает о суровых буднях людей в полярных условиях, о тех местах, где связь с большой землёй поддерживают только по радио, где все живут одной большой семьёй. Вот один из эпизодов. Пришла телеграмма, что к радисту-полярнику приезжает сын из Одессы. В этот момент случается стихийное бедствие, отец оказывается на льдине, которую всё дальше уносит от берегов. Мальчик об этом не знает. Его встречают друзья радиста, принимает в свой коллектив школа-интернат.

В основу ленты был положен реальный случай, который произошёл на Диксоне. Девочки-девятиклассницы оставили записку, что ушли на материк, а сами спрятались. Это произошло во время пурги, и все жители острова отправились на розыски. Конец у шалости получился трагическим - погибли люди. Конечно, в фильме всё чуть-чуть по-другому. Главные герои - первоклассница Наташа, её братишка - одиннадцатилетний Лёня и его ровесник Коля. Испугавшись наказания за самовольный радиосеанс и сломанную рацию, дети прячутся, оставив записку, что ушли на остров. В это время объявляют штормовое предупреждение, начинается буран. Пока всё взрослое население разыскивает их, ребятишки спокойно спят под кроватью. Мораль - за свои поступки надо отвечать независимо от возраста. До приезда на Кольский полуостров съёмочная группа Одесской киностудии, возглавляемая режиссёром Радомиром Василевским, работала в павильонах и на Диксоне. Собственно, за «диксоновскими» пейзажами и приехали одесситы в Мурманск. И нашли их на улице Полярные Зори, один из уголков которой, примыкающий к сопке, точь-в-точь напоминал строения далёкого арктического посёлка. Самые важные, по мнению кинематографистов, эпизоды картины были отсняты на Семёновском озере, в районе мурмашинского аэропорта, во Дворце культуры профсоюзов. А ещё - на берегу залива.

«- Разве это порт? Вот у нас в Одессе порт! - Мальчишка лет десяти с веснушками на носу зачарованно машет рукой, - описывал съёмочный процесс корреспондент «Полярки» в номере от 10 марта 1972 года. - Делают уже пятый дубль. Наконец, погашены юпитеры. Работницы порта, занятые в эпизоде, расходятся. Маленькие актёры устраивают возню.

- А что, - подхожу я к «одесситу» Коле, которого играет москвич Игорь Меркулов, - в самом деле тебе Одесский порт больше нравится?

- Не-а, - вскидывает он зелёные глаза, - здесь кораблей больше».

Кульминацию ленты - кадры поиска детей снимали в одном из карьеров сопки Горелой. Участников поискового отряда играли курсанты Мурманского высшего инженерного морского училища. А возглавлял их, как и положено по фильму, «заслуженный дед советского кинематографа» актёр Иван Рыжов. Помимо него в картине играли Люсьена Овчинникова, Константин Степанков, школьники Оля Казакова и Костя Леневский. Самыми сложными для киногруппы стали съёмки северного сияния. Ещё бы - по заказу его не организуешь. Но, в итоге, природа не подвела, и небесные огни вспыхнули вовремя. А несмышлёная Наташка, как и положено по сценарию, заметила:

- Так, ничего особенного. Просто включили северное сияние.

Уезжая, кинематографисты в один голос отмечали «теплоту мурманчан» и от души благодарили тружеников таксомоторного парка, телестудии, опытной оленеводческой станции, - всех, кто помогал им работать. Название же вышедшего вскоре фильма изменили на «Включите северное сияние».

И ещё об одной картине просто нельзя не упомянуть. Хотя кинематографическое участие в ней нашего края не столь велико как хотелось бы - это всё равно мурманский фильм. Фильм военный, фильм детский. «Юнга Северного флота», - вспоминал Эдуард Тополь, написавший, совместно с Вадимом Труниным, сценарий ленты, - родился в 1972 году из газетной заметки о том, что где-то в Северодвинске бывшие юнги Северного флота отметили энную годовщину окончания Школы юнг Соловецких островов и возложили венок на могилу юнги, погибшего во время войны. Фильм или, точнее, образ этого фильма возник предо мной сразу, как только я прочёл эту заметку». Через несколько месяцев съёмочная группа уже гостила в Североморске, договариваясь с военными моряками о сотрудничестве. Кинорассказ о четырёх подростках, попавших, каждый своим путём, в соловецкую школу юнг, о мужской дружбе, боевом крещении и, в конечном счёте, о победе завоевал тогда огромную популярность. Картина Владимира Рогового - режиссёра знаменитых «Офицеров», в которой получил свою первую роль Игорь Скляр, вышедшая на экраны в 1974-м, получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика», а на фестивале в пионерлагере «Орлёнок» авторов ленты забросали цветами буквально по пояс. Хотя есть в «Юнге...» эпизод, где мальчишка - его сыграл Альгис Арлаускас - находит в Мурманске своего отца, главные съёмки проходили на Соловках и Чёрном море. Но в основе фильма лежат события боевой истории Северного флота, герои картины служат на торпедных катерах, а прообразом одного из них - Володи Черемина и вовсе стал Саша Ковалёв, чьим именем названы улицы областного центра и Североморска. А значит, мы с полным правом можем считать эту ленту своей, мурманской.

С тех пор минули десятилетия. Сегодня отечественное детское кино переживает нелёгкие времена. Ежегодно в стране появляется от 60 до 80 новых картин, из них лишь 2-3 для подрастающего поколения. Да и те зачастую не идут в широкий прокат, не доходят до зрителей. Вот и получается, что растут наши дети на западной продукции, порой весьма низкопробной, да на старом, добром советском кинонаследии. Но всё же - жизнь продолжается, а потому давайте помечтаем. Настанет когда-нибудь такой счастливый миг, когда у нас снова будет много хороших, современных детских фильмов. Не может не настать! И дети следующих поколений, став взрослыми, среди золотых воспоминаний о прошлом сберегут в сердце и кадры любимых картин. В том числе тех, которые ещё только снимут - обязательно снимут - здесь, на севере, в Мурманске.

 
100let
godkino
baner