Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Год российского кино
logo logo logo logo

 
 
baner

«РЕТРОКИНОЗАЛ» РАСПАХИВАЕТ ДВЕРИ

В рамках мероприятий, посвященных Году российского кино, объявленному Указом Президента РФ от 07.10.2015 № 503, Государственный архив Мурманской области разработал и осуществил проект «Ретрокинозал».
Суть проекта в том, чтобы вернуть мурманским зрителям утраченную ныне атмосферу киносеансов минувших лет, когда люди приходили в кинотеатр, покупали билеты, цена которых колебалась от 10 до 40 копеек, смотрели документальный киножурнал или слушали выступление лектора и лишь потом начинался показ художественного фильма.

Подробнее...
 

От автора цикла статей "Мурманское кино"

Когда я перелистываю документы Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», бережно хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области или смотрю фильмы - документальные и художественные, повествующие о прошлом нашего края, из того же фонда Р-1114, - мне то и дело приходит на ум слово «уникальные». Уникальные не по архивному грифу, а по неизвестной нам или прочно забытой информации, в них содержащейся. Взять хотя бы рекламные фотографии к старым кинокартинам, снимавшимся когда-то в Мурманской области: к фильмам «Открытие» или «Факты минувшего дня», о которых пойдёт речь ниже - ну где их теперь раздобудешь. А тут - вот они - лежат, ждут заинтересованного человека. Или отчёты, планы, справки, приказы, переписка Мурманского областного управления кинофикации. Ведь это живой, беспристрастный рассказ о развитии кинодела на Кольском полуострове. Или, поступавшие в наш регион циркуляры «Главкинопроката».

Подробнее...
 

ДВА ФИЛЬМА ОБ ОДНОМ КОНВОЕ

semnadtsatyij-transatlantiches

Фильм «Семнадцатый трансатлантический», о котором пойдёт речь ниже, стал заслуженно известен как один из самых «мурманских» фильмов отечественного кинематографа. Подтверждается это и документами Государственного архива Мурманской области, где, в фонде № Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», в планах и отчётах областного управления кинофикации содержится информация о том, что эта картина, с момента своего рождения, стала одно из самых любимых зрителями и показывалась в нашем крае очень часто. Без неё не обходился ни один из областных кинофестивалей, проводившихся к годовщинам победы в Великой Отечественной войне и разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, о чём свидетельствуют следующие документы: (ф. Р-1114, оп. 1, д. 40, л. 21; ф. Р-1114, оп. 1, д. 105, л. 1; ф. Р-1114, оп. 1, д. 127, л. 65, 67; ф. Р-1114, оп. 1, д. 139, л. 14). Подтверждением непреходящей популярности фильма является и тот факт, что он, ныне, в числе других мурманских лент, под инвентарным номером 2513410, хранится в областном архиве. Но, впрочем, мы забежали далеко вперёд. Расскажем обо всём по порядку.

Подробнее...
 

ЗАПОЛЯРНЫЕ СКАЗКИ

morozkoВчитываясь в листы пожелтевшей от времени бумаги, содержащие отчёты, планы и переписку по основным вопросам областного управления кинофикации я, честно говоря, не рассчитывал найти ничего, что могло бы пригодиться мне при работе над статьёй о работе в Мурманской области замечательного советского киносказочника Александра Артуровича Роу. Каково же было моё удивление, когда среди прочих бумаг обнаружились сначала те, что повествуют о встречах съёмочной группы Роу в 1964 году в процессе съёмок фильма «Морозко» с мурманскими и оленегорскими зрителями (ф. Р-1114, оп. 1, д. 23, л. 24; ф. Р-1114, оп. 1, д. 29, л. 23.), о приезде, затем, в 1968 году в Мурманск артистов, игравших в этой прекрасной киносказке (ф. Р-1114, оп. 1, д. 42, л. 14), о фильмах Роу, ставших непременными участниками регулярно проводившихся в нашем крае в дни каникул детских кинофестивалей (ф. Р-1114, оп. 1, д. 29, л. 50; ф. Р-1114, оп. 1, д. 40, л. 15; ф. Р-1114, оп. 1, д. 42, л. 8; ф. Р-1114, оп. 1, д. 80, л. 42; ф. Р-1114, оп. 1, д. 128, л. 3). Эти документы, дополненные материалами мурманской прессы минувших лет, и легли в основу предлагаемого вниманию читателей текста.

Подробнее...
 

НЕСЧАСТЛИВЫЙ «ГОСТЬ»

Из письма начальника Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП (б) Георгия Александрова  в Секретариат ЦК ВКП (б) от 18 января 1941 года: «Секретарям ЦК ВКП (б) - товарищу Андрееву А.А., товарищу Жданову А.А., товарищу Маленкову Г.М. О положении дел с выпуском кинофильмов... Итоги работы кинематографии в 1940 г. показали, что работники советского кино не выполняют указаний ЦК ВКП (б) и СНК СССР. План выпуска кинофильмов в 1940 г. выполнен лишь на 65%. В идейном и художественном отношении большинство кинокартин являются слабыми... Забракованы фильмы... «Гость»... Из справки Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) «О состоянии художественной кинематографии»: «В 1940 и 1941 годах сделан ряд идеологически вредных фильмов... Запрещены следующие картины: «Гость» - сценарист Канторович, режиссёр Минкин»...

Подробнее...
 

КОЛЬСКАЯ ЧУКОТКА

hozchuДавайте посмотрим на карту России. Арктический «фасад» русского державного «дома» ограничен по краям двумя выступами - двумя полуостровами. Один расположен на западе, другой на востоке страны. Один в Европе, другой в Азии. От одного до другого много тысяч километров. Казалось бы, что между ними общего, кроме омывающего оба Ледовитого океана. Однако, разноимённые полюсы, как известно из законов физики, притягиваются. Правда, полюс, в данном контексте, стоит упомянуть разве что Северный географический. Но вот притяжение всё-таки есть - притяжение кино. Об одном из «чукотских» фильмов, сделанных в нашем крае - о ленте «Гость» - я уже писал. Но были и другие.
Подробнее...
 

АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

Вот вам, для начала, одна из неразгаданных пока мной загадок. В кадре - человек с ножом, явно представитель какой-то северной народности. Нож занесён для удара по-другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с поклажей. Фотоснимок с кадра опубликовала 18 декабря 1939 года «Полярная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина называлась «Гость». «Часть съёмок этого фильма, - сообщала газета, - производилась в Кировске». Однако, в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от друга. Но - о чём была картина, кто в ней снимался, каковы были обстоятельства съёмок остаётся пока только догадываться...

Подробнее...
 

МУРМАНСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Развалины разрушенного бомбёжкой дома - обугленные брёвна, чуть припорошенные снегом. А рядом многоэтажные «высотки». Остов врезавшегося в землю и будто ещё дымящегося немецкого самолёта. А поодаль - знаменитая лестница от музучилища к первой школе. Люди во фронтовых шинелях и гимнастёрках. А в стороне - вполне «мирные», одетые по моде, далёкой от того грозного времени, спешащие по своим делам мурманчане. На дорогу выходит колонна солдат, впереди неё движутся две машины с пушками на прицепе. Операторы снимают с нескольких точек. Им приходится трудно. С одной стороны, колесо обозрения, которое ни в коем случае не должно попасть в кадр, с другой - недавно построенная девятиэтажка - ей тоже не место на плёнке. В обгоревших развалинах что-то ищут женщина и ребёнок - собирают остатки своих, и без того небогатых, пожитков. У деревянного дома напротив стоит на костылях инвалид, ещё совсем молодой парень. Ему больно смотреть на проходящих мимо солдат. Война оставила его без ноги. Война, война...

Подробнее...
 

ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА

Две стихии - море и небо, два океана - водный и воздушный. Здесь, на Кольском Севере они соединены, слиты. В том числе и в кино, где «мурманские» фильмы о флоте соседствуют с картинами об авиаторах, так же отснятыми в нашем крае. О них сегодня и вспомним...

В прошлом году областной центр посетил с гастролями замечательный актёр Сергей Никоненко. Когда журналисты спросили, доводилось ли ему приезжать сюда прежде, он ответил так:

- Первый раз я был в Мурманске 41 год тому назад. Режиссёр Егор Щукин снимал ленту о лётчиках Заполярья «Места тут тихие», я играл в ней одну из главных ролей. И всё лето 66-го года, с середины июня по конец августа, мы бороздили и Баренцево море, и Белое, и на Кильдин ходили, и в Мирный. Так что кое-что повидали. Трески поели. Мы её сами и ловили.

Подробнее...
 

ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

По дороге, натужно рыча моторами, двигалась колонна фашистских автомобилей. У деревянного настила, переброшенного через безвестную речушку, она замешкалась, притормозила. Вдруг из леса грянули выстрелы. Гитлеровцы стали выскакивать из машин, отстреливаясь на ходу, и тут... И тут на солнце надвинулась туча, начался снежный заряд, съёмки прекратились. Сцену нападения партизан на немецкую автоколонну возле специально построенного в окрестностях Мончегорска моста-декорации пришлось снимать заново...

Подробнее...
 
51 Распоряжение правительства Мурманской области о проведении в Мурманской области Года российского кино - Скачать
План мероприятий Государственный архив Мурманской области - Скачать

 

НОРВЕЖСКИЙ КОРОЛЬ ПЛАКАЛ НА ПРЕМЬЕРЕ

Эта история началась для меня с краеведческой загадки, а закончилась замечательным, но, к сожалению, мало кому известным ныне фильмом. Впрочем, если он мало известен ныне - это ещё не значит, что о нём не сохранилось никаких сведений в документах Государственного архива Мурманской области, в частности, в фонде № Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис». Как раз наоборот. В переписке областного управления кинофикации с Государственным комитетом по кинематографии РСФСР содержится уникальная информация о премьерном показе этой кинокартины, состоявшемся именно в Мурманске и о представлении ленты мурманским зрителям участниками съёмочной группы (ф. Р-1114, оп. 1, д. 60, л. 24; ф. Р-1114, оп. 1, д. 61, л. 23; ф. Р-1114, оп. 1, д. 64, л. 1). Кроме того, имеются данные о дальнейшем участии этого фильма в кинофестивалях на патриотическую тематику (Р-1114, оп. 1, д. 64, л. 59). В фонде Р-1114 сохранились так же фотографии, на которых запечатлены известные советские артисты Евгений Леонов в роли командира разведчиков старшего лейтенанта Кравцова и Анатолий Солоницын в роли немецкого полковника Хофмайера. Но об этой картине, о том, что с ней связано узнал я не сразу.

Подробнее...
 

ХИБИНФИЛЬМ

Если такой студии и не существовало в действительности - её стоило бы организовать. Уникальный горный массив на протяжении многих лет служил не только богатейшей кладовой «камня плодородия» - апатита, но и местом паломничества кинематографистов. Счёт снимавшимся там картинам шёл на десятки. Показательно, что в первом сборнике статей, публикаций, изобразительных материалов «Мосфильма», увидевшем свет в 1959 году, на карте экспедиций этой ведущей советской студии в Мурманской области обозначен только один город - Кировск. Хотя к тому времени и Мурманск, и Полярный, и другие населённые пункты Кольского полуострова тоже использовались для работы над художественными фильмами. Но конкурировать с горнопромышленной столицей Хибин они не могли. В основном, неповторимая «натура» главного «киноцентра» нашего края служила для передачи сюжетов сторонних, с ним никак не связанных. Но постепенно появились и ленты, местом действия которых стал сам этот северный, заполярный город. О работе над этими картинами, к сожалению, не упоминается в сохранившихся документах фонда Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», хранящихся в областном архиве. Но зато в отчётах областного управления кинофикации содержатся данные о подготовке премьерных показов этих лент, проходивших в Кировске и Апатитах (ф. Р-1114, оп. 1, д. 45, л. 19, 20, 21; ф. Р-1114, оп. 1, д. 64, л. 29; ф. Р-1114, оп. 1, д. 71, л. 12; ф. Р-1114, оп. 1, д. 88, л. 1), а так же о проведении в области недели молодёжного кино, с участием одной из этих картин (ф. Р-1114, оп. 1, д. 45, л. 17). Дополним документальные данные материалами научно-справочной библиотеки ГАМО и - прочтём ещё одну, полузабытую ныне, страницу прошлого.

Подробнее...
 

КИНОТЕАТРЫ

severnoe-sijanie

Каждый устоявшийся, признанный вид искусства имеет специальные, соответствующим образом под него приспособленные помещения. Литература - библиотеки, живопись - галереи, музыка - филармонии и концертные залы. Есть такие и у кино. Но появились они, в том числе и у нас на Мурмане, не сразу. Подробная информация о строительстве в послевоенный период в Мурманской области кинотеатров и их техническом оснащении содержится в документах фонда № Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», хранящихся в Государственном архиве Мурманской области. Переписка областного управления кинофикации с органами исполнительной власти нашего региона, с Государственным комитетом по кинематографии РСФСР содержит зачастую уникальные данные о создании и функционировании кинотеатров по всему Кольскому полуострову. Многие из них ещё ждут своего вдумчивого исследователя, поскольку для написания этой, обзорной, статьи я ограничился использованием документов о кинотеатрах областного центра (ф. Р-1114, оп. 1, д. 29, л. 15, 16, 20; ф. Р-1114, оп. 1, д. 31, л. 9, 10, 16, 68; ф. Р-1114, оп. 1, д. 37, л. 8, 9; ф. Р-1114, оп. 1, д. 42, л. 5; ф. Р-1114, оп. 1, д. 54, л. 1; ф. Р-1114, оп. 1, д. 89, л. 20; ф. Р-1114, оп. 1, д. 141, л. 47). Своё повествование о кинотеатрах начну с самого начала, с дореволюционных времён.

Подробнее...
 

ФАНТАСТИКА И ПРИКЛЮЧЕНИЯ

- Тот мужик подходит и кэ-эк даст ему по кумполу?

- Ну! А он?

- А он с копыт!

- А тот?

- А тот говорит: «Рассказывай всё!»

- Ух ты! А он?

- А он: «Я изобрёл сверхмощное оружие...» А потом как пошла пальба - закачаешься.

Подробнее...
 

КИНОСЕРВИС

1943В помещении было холодно. Настолько, что изо рта шёл пар и мёрзли руки.

- Специально когда-то батареи обрезали, - ведущий специалист областного архива Вячеслав Кузнецов вёл меня вдоль длинного ряда стеллажей. - Плёнка любит низкую температуру.

Мы находились в Мурманске на улице Трудовых резервов 3, где бережно хранятся документы ликвидированной в конце девяностых Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис» - наследницы существовавшего в советское время управления кинофикации. Я остановился, взял в руки круглую металлическую коробку, в которой лежала лента, прочитал надпись - «Семнадцатый трансатлантический», положил на место.

Подробнее...
 

ДОЛГОСЪЁМ

fmdВ самый канун нового, 1983 года в только что отремонтированном тогда здании Совета Министров РСФСР, в наградном зале, вручали Государственные премии России за 1982 год. Режиссёр Владимир Басов, артист Андрей Мартынов, сценарист Юрий Скоп и кинооператор Илья Миньковецкий получали их за фильм «Факты минувшего дня». Басов, вернувшись на своё место с дипломом и лауреатской медалью в кумачовой коробке, шёпотом попросил Скопа:

- Милок, подмогни прицепить награду.

Когда медаль оказалась на положенном месте, Владимир Павлович покосился сверху вниз на лацкан своего элегантного пиджака, улыбнулся и весело зашептал:

- Тут ведь никто не знает, что одного из этих братишек, - он показал пальцем на медаль с вычеканенными профилями братьев Васильевых, - я в своё время на руках выносил. Погуляли маленько... А теперь вот буду носить на груди. Понимаешь?..

Так, по свидетельству очевидца и участника описанного события, закончилась история, начавшаяся больше чем за десять лет до этого, торжественного и праздничного, момента.

 

Подробнее...
 

ПУТЬ К ПРИЧАЛУ

put-k-prichaluВ начале сентября 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобовом стекле «Путь к причалу».

- В Мурманске я побывал ещё в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурманским журналистам режиссёр-постановщик картины Георгий Данелия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съёмки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Всё это пригодилось при теперешних съёмках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезём для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.

Подробнее...
 

НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ

Помню давнее, детское: холодный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Россия» в Североморске. Старые, жёсткие сиденья с облупившейся краской, первый ряд. Утренний, десятичасовой сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной, на огромном белом полотне, уходит под воду «щука», погружается, оставив на палубе командира, ценой жизни спасающего от гибели лодку и её экипаж. На это невозможно смотреть безучастно и солёная влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю её, потому что всё равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожиданно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь всё, о чём повествует фильм близкое, родное. Пройдёшь отсюда несколько сотен метров и уже залив, причалы, корабли. В нашем классе у многих отцы - военные. И мой тоже.  Флот - короткое, как выдох, ёмкое слово присутствует здесь всегда - даже если речь идёт о чём-то другом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придаёт ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопереживаем. В том числе и в кино.

Подробнее...
 

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Кажется, это впитано с молоком матери: слова маленького пажа, взволнованно отвечающего Золушке - Янине Жеймо, что он ещё не волшебник, а только учится, Красная Шапочка, «долго-долго-долго» бегущая по тропинке навстречу волку с манерами завзятого интеллектуала и лицом Владимира Басова, пронзительно-добрый и грустный взгляд Алисы - гостьи из будущего. Если же бросить на прошлое более внимательный взгляд, то окажется - было что впитывать. Сухие цифры статистики свидетельствуют, что в Советском Союзе ежегодно выпускалось около ста пятидесяти фильмов, из которых пятая часть - порядка тридцати картин - для подрастающего поколения. Кроме того, бюджет детских лент существенно превышал расходы на взрослые. Одним из следствий такого относительного финансового благополучия являлась возможность смело планировать неблизкие киноэкспедиции. В том числе и на Кольский полуостров.

Подробнее...
 

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА

Кадры хроники - запечатлённое Время. Смотришь - государь-император принимает парад, рабочие роют котлован, бойцы бегут в атаку. И понимаешь, что документальное кино - не просто особый жанр, специальная отрасль киноиндустрии. Это - целый отдельный киномир. Со своими законами, со своей географией, со своей историей, которая ничуть не менее, а может даже и более интересна, чем история кино художественного. Между прочим, самый первый фильм, снятый на Кольском полуострове, был именно документальным. В августе 1924 года в Мурманске побывала съёмочная группа из Ленинграда, а в 1925-м появилась лента «Мурманский край и его естественные богатства», в которой показали всё, чем тогда мог наш край заинтересовать приезжего: Баренцево море и Хибинские горы, улицы губернского центра и Кандалакши, стоявшие в порту траулеры и биологическую станцию в Александровске, железную дорогу и лопарей. Таким стало начало хроникальных съёмок на Мурмане.

Подробнее...
 


100-let-arch
100let
baner
godkino