Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Публикации

К юбилею Нижнетуломской ГЭС

01

Еще при создании широко известного ленинского плана ГОЭЛРО, было обращено внимание на богатейшие гидроэнергетические ресурсы Кольского полуострова: планировалось строительство гидроэлектростанций на реках Нива и Тулома. «В короткий срок – 1934-1936 гг. – в трудных природных условиях Заполярья, при весьма сложной геологической характеристике района было осуществлено строительство Нижнетуломской ГЭС – самой северной в мире гидростанции. Правительственной приемной комиссией было отмечено как большое достижение строительство глухой плотины высотой 29 метров с применением совершенно новых технических методов возведения плотин, что явилось крупным достижением советской гидротехники, заслуживающим большого внимания», – читаем мы в документах фонда Р-959 Нижне-Туломской ГЭС Кольско-Карельского районного управления (Колэнерго).

13 января 1937 года ровно 80 лет назад был введен в эксплуатацию первый гидроагрегат Нижнетуломской ГЭС – гидроэлектростанции в нижнем течении реки Тулома, первой (по времени возведения) из Туломского каскада. Введение в строй Нижнетуломской ГЭС способствовало электрификации Кировской железной дороги, обеспечению электроэнергией предприятий Мурманска и прилегающих районов, объектов Северного флота.

Строительство ГЭС началось в 1934 году. Среди строителей в основном были люди, прошедшие суровую школу сооружения Беломоро-Балтийского канала. И среди них были талантливые, творческие люди, которые и в тех трудных, почти нечеловеческих условиях могли творить и вести за собой других. Вспоминает директор каскада Туломских ГЭС Александр Ткаченко: «Именно здесь, в Мурмашах, в ту пору отбывал срок знаменитый в будущем артист, основатель актерской династии Дворжецких – Вацлав Янович. Там тогда целый театр имелся – лагерный, целиком из заключенных состоял. «Туломская театральная экспедиция» - так он назывался. И ведь репертуар-то, по воспоминаниям Дворжецкого, был солидный. Даже водевили ставили! Известный актер Вацлав Дворжецкий затем сыграл роли почти в ста картинах. Среди них «Петровка, 38», «ТАСС уполномочен заявить…». Около 5 лет Дворжецкий провел в Заполярье, на строительстве Нижнетуломской гидроэлектростанции. Его актерский талант тут не пропал».

В Государственном архиве Мурманской области хранится фонд Беломоро-Балтийского комбината НКВД СССР (Р-921), в котором находятся материалы (отчеты, чертежи, схемы, фотографии) строительства Нижнетуломской ГЭС. Одновременно со строительством станции проектировались и строились линии электропередач от Нижней Туломы до станции Оленья и от Туломы до Полярного. Также в ходе строительства ГЭС решались вопросы объединения двух первенцев заполярной энергетики – Туломской ГЭС и Нива ГЭС-2– в единую энергосистему. Эти две электростанции (соединённые позже линией электропередач) в мае 1936 года стали основой Кольского энергетического районного управления «Колэнерго».

В это же время рядом с предприятием был построен поселок энергетиков – Мурмаши. В газете «Полярная правда» от 12 января 1937 года в статье «На берегу Туломы» инструктор-контролер по переписи населения Е.И. Сапожников пишет: «Изменилась картина нашего округа. В 1934 году село Мурмаши составляла всего одна рыбацкая хижина. За два года на этом месте, на берегу Туломы, построена гидроэлектрическая станция с красивым поселком».

В Мурмашах на улице Советской до сих пор стоит памятник с удивительной историей. На фотографии запечатлен памятник С. М. Кирову, созданный в 1936 году и вырезанный из цельной гранитной глыбы. Памятник сооружен заключенным, который после завершения работы, по воспоминаниям других лагерников, был освобожден. Фамилии ваятеля отыскать не удалось.

У новой ГЭС есть еще одна уникальная деталь – рыбоход – сооружение, служащее для обеспечения естественной миграции рыб по реке. Рыбоходные шлюзы и рыбоподъёмники Нижнетуломской ГЭС оказались весьма удачными, действующими до настоящего времени и признанными самыми простыми и удобными в мире. А по плотине ГЭС проложен автомобильный переход.

Роль Нижнетуломской ГЭС для Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Два агрегата из трех были демонтированы, но станция продолжала работать и бесперебойно снабжала электричеством Мурманск и объекты Северного флота. Немцы почти год не бомбили ГЭС – берегли её для себя. Когда же им стало ясно, что лёгкой победы не видать, налёты фашистской авиации стали ежедневными, только прицельное бомбометание совершалось 18 раз. Но станция работала почти без остановок. Многие работники Нижнетуломской ГЭС в годы войны были награждены орденами и медалями. Кольский Север значительное время снабжался электроэнергией от единственного агрегата гидроэлектростанции.

В послевоенные годы ГЭС была восстановлена. В 1948 и 1949 гг. смонтированы два новых гидроагрегата, о чем мы можем узнать из дел фонда № 959 Государственного архива Мурманской области. 15 смет было утверждено на восстановление и реконструкцию Нижнетуломской ГЭС.

Станция была построена с большим запасом прочности и надежности. Поэтому, когда в 1980-е годы началась капитальная реконструкция, без больших затрат удалось поднять мощность станции на 12%.

В 2015 в машинном отделении ГЭС открыт музей каскада Туломских и Серебрянских ГЭС.

На сегодняшний день Нижнетуломская ГЭС является основным источником питания центрального диспетчерского пульта, который обеспечивает связь и управление всей Кольской энергосистемой.

Публикацию подготовила С.А. Мазина

 

 

Здание станции Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши. Октябрь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1555.

Здание станции Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши.

Октябрь 1937 года.

ГАМО. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1555.

 

 

Мурмаши – поселок энергетиков. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1549.

Мурмаши – поселок энергетиков.

Январь 1937 года.

ГАМО. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1549.

 

 

Памятник С.М. Кирову. Мурманская область, пос. Мурмаши. Сентябрь 1980 г. Фото – В. Кононова. Ф. 1272. Оп. 5. Д. 186.

Памятник С.М. Кирову. Мурманская область, пос. Мурмаши.

Сентябрь 1980 г. Фото – В. Кононова.

ГАМО. Ф. 1272. Оп. 5. Д. 186.

 

 

Инженер Туломской ГЭС М.Ф. Браницкий. Пос. Мурмаши. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1572.

Инженер Туломской ГЭС М.Ф. Браницкий. Пос. Мурмаши.

Январь 1937 года.

Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1572.

 

 

Первая турбина Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1547.

Первая турбина Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши.

Январь 1937 года.

Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1547.

 

 

 

 

 

 

БОРОДУЛИН ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

 

Исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Михайловича Бородулина (1911-1991) - почетного гражданина города-героя Мурманска, фронтовика, ветерана рыбной промышленности, прошедшего долгий путь от механика тралового флота до основателя и начальника «Севрыбхолодфлота».

Родился Георгий Михайлович 8 декабря 1911 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. В 1927 году успешно закончил школу-девятилетку. Работать начал береговым матросом, а затем стал мотористом по двигателям легкого топлива в Ленинградском торговом порту, получив профессию на двухгодичных электромеханических курсах при механическом техникуме.

За годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) Кольский полуостров стал крупным промышленным районом, увеличилась загрузка транспортных линий, динамично развивался промысел рыбы.

Как писал Г. М. Бородулин в своих воспоминаниях, хранящихся фондах Государственного архива Мурманской области, основная отрасль промышленности города Мурманска - рыбная -  развивалась «...за счет поступления с новостроя новых рыболовных траулеров и строительства обслуживающих флот, рыбоперерабатывающих и судоремонтных предприятий».

Для работы на новых промысловых судах Северному бассейну требовались квалифицированные технические кадры. Георгий Бородулин как моряк с опытом работы поступил слушателем на курсы по подготовке механиков-дизелистов. Завершив учебу, в 1932 году Георгий Михайлович отправился в Мурманск, где трудился по специальности на судах «Севтралтреста». До 1938 года работал на рыболовных траулерах РТ-56 «Белуга», РТ-51 «Лещ», и РТ-55 «Кета» третьим, вторым, старшим механиком.

В 1935 году Георгия Михайловича арестовали по обвинению в шпионаже, но вскоре он был освобожден из-за отсутствия каких-либо доказательств вины. В конце 1938 года Бородулина переводят старшим механиком на яхту Мурманского тралового флота «Жемчужина Севера», предназначенную для экспедиционных рейсов по рыбным предприятиям на побережье Баренцева и Белого морей (во время войны яхта была переименована в «ПС-1», до 1942 года относилась к Беломорской военной флотилии, позднее включена в состав Северного флота).

В апреле 1941 года Георгия Михайловича как моряка-резервиста направили на трехмесячную учебную переподготовку. Занятия проходили на базе бригады подводных лодок в Полярном. В сентябре 1941 года Бородулина призвали на военную службу. Он служил командиром БЧ-5 посыльного судна «ПС-1», экипаж которого выполнял поручения штаба флота связного характера. В годы войны на «ПС-1» часто выходил в море командующий Северным флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич.

В упомянутых воспоминаниях Георгий Михайлович писал не только о себе, но и о людях, с которыми его свела судьба.

Так, весной 1941 года на базе подводных лодок в Полярном он познакомился с командиром дивизиона Магомедом Гаджиевым. «Вызывало удивление и глубокое уважение, как этот уже в возрасте капитан второго ранга с искалеченными ревматизмом ногами от длительного плавания в полярных морях, все еще выходил в море. Хотя это уже была вторая половина мая, и было совсем тепло, как я обратил внимание, он был одет в валенки с галошами...», - писал об этой встрече Бородулин.

В Государственном архиве Мурманской области хранится рассказ Бородулина о А. Г. Головко, раскрывающий характер флотоводца с неожиданной стороны: «Как-то наше судно возвратилось из довольно длительного инспекторского похода по восточному побережью Мурмана. Почти вся команда отправилась в кино на какой-то новый нашумевший фильм. Совершенно неожиданно дежурный по судну получил распоряжение из штаба немедленно готовиться к выходу, так как командующему флотом необходимо было срочно быть на одном из флотских объектов в районе Мотовского залива. Уже потом, на переходе, командующий поинтересовался, как удалось так быстро подготовить судно к выходу. Командир доложил, что пришлось послать посыльного в кино, вызвать и собрать личный состав. Когда мы возвратились в Полярное, позвонил дежурный штаба флота и передал, что командующий приглашает свободных от вахты, желающих досмотреть прерванный кинофильм, в кинозал ЗКП Штаба».

Довелось Г. М. Бородулину стоять на вахте вместе с Николаем Луниным, ставшим впоследствии командиром легендарной подводной лодки «К-21». Вот как вспоминал Георгий Михайлович об этой встрече: «Во время моей короткой службы на бригаде подводных лодок возвратился в прошлом репрессированный командир лодки капитан-лейтенант Н. А. Лунин. Призван на флот он был из капитанов торгового флота и прошел в свое время переподготовку в военно-морском училище и на специальных офицерских курсах».

Еще раз они встретятся в мирное время в Главном управлении «Севрыбы», когда Н. А. Лунин, занимающий после войны скромную гражданскую должность, приедет в Мурманск решать производственные вопросы черноморской китобойной флотилии. Георгий Михайлович с горечью писал о Герое Советского Союза Николае Лунине, ушедшем из жизни в 1970 году: «...Ведь протяни вовремя руку помощи «товарищи из военно-морского флота» тому же Н. А. Лунину и, как знать, возможно, и жив был бы еще герой войны. Ан не хватило у них милосердия и заботы к судьбе этого неординарного, страдавшего тяжелым недугом человека, так много в свое время сделавшего для защиты Родины в тяжелую годину войны...».

Опыт и знания Георгия Михайловича понадобились для развития рыбохозяйственной отрасли в послевоенные годы. В 1946 году Бородулин получил назначение на должность главного инженера приемо-транспортной конторы кольского госрыбтреста. С начала пятидесятых годов он принимает непосредственное и активное участие в создании сельдяного флота. Сначала работал главным инженером, а с 1957 года занимал пост начальника управления «Мурмансельдь», впоследствии стал одним из организаторов круглогодичного океанического вылова сельди, руководил подготовкой судов для опытных сельдяных экспедиций к Исландии и Шпицбергену.

В конце 1964 года Бородулину поручают вести подготовку к созданию нового флота. С 1 января 1965 года начал работу «Севрыбхолодфлот», первым руководителем которого и стал Георгий Михайлович, человек не понаслышке знающий тонкости рыбацкого дела.

Имея техническое образование и богатый практический опыт механика на морских судах, Георгий Михайлович является автором нескольких изобретений, предназначенных для предотвращения столкновения в открытом море швартующихся судов. В архивном фонде бережно хранятся авторские свидетельства, расчеты экономической эффективности от внедрения изобретений и рацпредложений Г. М. Бородулина.

В 1973 году у берегов Новой Земли в Баренцевом море из-за ошибки штурмана произошла авария плавбазы «Полярная Звезда». Георгий Михайлович почти трое суток провел в радиоцентре, руководя работами по снятию судна с мели по радиотелефону. Перенесенные во время спасательной операции перегрузки и волнение сказались на его здоровье. После сильнейшего сердечного приступа, пройдя длительное лечение в стационаре, Георгий Михайлович принял решение отойти от дел.

В 1974 году Бородулин выходит на пенсию и переезжает на родину в Ленинград. Находясь на заслуженном отдыхе, он остался активным и неравнодушным человеком, часто приезжал в Мурманск, внимательно изучал местную прессу. В архиве можно ознакомиться с письмами Георгия Михайловича журналисту газеты «Рыбный Мурман» П. А. Быстроумову о подробностях гибели РТ-48, о работе на РТ-56 «Белуга», о прохождении учебных сборов в Полярном в 1941 году.

Как свидетельствуют сохранившиеся в архиве документы, Г. М. Бородулина глубоко волновали проблемы ведения рыбного промысла, вопросы аварийности промыслового флота, судьбы несправедливо забытых героев Великой Отечественной войны.

На страницах воспоминаний Георгий Михайлович высказал такую мысль: «...для связи времен и поколений городу-герою необходима подлинная история во всех ее проявлениях». В своих книгах «Неизменным курсом» и «Ничего, кроме правды», Г. М. Бородулин делится с читателями знаниями, опытом, рассказывает о событиях, свидетелем которых он стал за свою долгую жизнь.

Заслуги Г. М. Бородулина перед Родиной были высоко оценены как в военное, так и в мирное время. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За доблестный труд», бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Георгий Михайлович ушел из жизни в 1991 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Государственный архив Мурманской области бережно хранит фонд Г. М. Бородулина Р-1308, в котором представлены не только многочисленные фотографии, но и письма, воспоминания, почетные грамоты, адреса, документы о награждении.

 

Публикацию подготовила ведущий архивист ГОКУ ГАМО Ю.А. Пенькова

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи:

1. П. Болычев. Свирепый мужик: 100 лет назад родился Георгий Бородулин, почетный гражданин Мурманска. - Мурманский вестник. - 2011. - 8 декабря.

2.Имена нашего города: Почетные граждане города-героя Мурманска / Г.И. Лебедева, А. Бабкин, С. Гущин, А. Мусорина. - Мурманск: Кн. изд-во, 2008. - 254 с.

3. Ф. Р-1308. Оп 2. Д. 25 Л. 94, 141.

4. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 27. Л. 20, 22, 34, 38, 40.

5. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 24. Л. 1, 2, 3, 34.

6. Ф. Р-1038. Оп. 1. Д. 53, 80.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

Празднование дня Военно-морского флота.
На снимке: Г. М. Бородулин (в центре), Н. Х. Шаповалов - начальник управления «Мурмансельди» (слева). 1966 г.

ГАМО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д. 53.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Выступление бывшего начальника управления «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бородулина на торжественном собрании в честь 10-летия флота. Мурманск, Дворец культуры им. С. М. Кирова. 1975 г.

ГАМО. Ф.Р-1308. Оп. 1. Д. 80.

 

 

 

 

 

 

 

КОПЫТОВ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ

26 ноября исполняется 130 лет со дня рождения (1886 - 1971 гг.) прославленного капитана Мурманского тралового флота Степана Дмитриевича Копытова. Его имя навечно вписано в золотой фонд флота. Он - один из организаторов тралового промысла на Мурмане, первооткрыватель нескольких новых промысловых районов, капитан рыболовных траулеров «Камбала», «Треска», «Димитров», поискового РТ-17 «Ким», с 1939 года - заместитель начальника промысловой разведки объединения «Мурманрыба» - живой свидетель истории развития тралфлота.

В книге «Всего одна жизнь» Ефима Вайнбира читаем о Копытове: «Да, это был капитан-разведчик большого таланта. Именно таланта... Опыт опытом, мастерство мастерством, трудолюбие трудолюбием - всего этого было ему не занимать, но он был еще одарен удивительной способностью понимать жизнь моря. Он очень остро чувствовал то, что ученые именуют «экологическими связями». Нужно было видеть, как внимательно читал он утром, в самом начале рабочего дня, сводки и радиограммы; как вникал в смысл каждой фразы, каждой цифры рейсового отчета; как дотошно расспрашивал обо всем возвратившихся с моря капитанов-разведчиков. Ничто не могло ускользнуть от его внимания. Все для него было наполнено глубоким смыслом, все для него было важно. Он пропускал ежедневно через свой мозг огромный поток информации. Его обзорные выступления о промысловой обстановке были всегда исчерпывающе аргументированы, а предложения конкретны. Он мог предсказать, какими путями будет мигрировать рыба, когда и где будет накапливаться, долго ли там продержится, какие следует ожидать уловы. Ошибался редко, многими это воспринималось как некий дар предвидения». А вот как скромно отзывался о своей работе сам Степан Дмитриевич. Всего в трех предложениях рассказывает он об открытии под его руководством нового промыслового района (Северный склон Центрального района) в книге «Беседы старых капитанов»: «В июне 1924 года уловы в прибрежных районах Мурманского побережья очень упали. Надо было искать рыбу в других, более отдаленных районах. Вопрос обнаружения хороших косяков нужно было решать самостоятельно, и мы отправились искать «счастья». В результате кропотливой работы и знания своего дела был открыт новый промысловый район, отличающийся весьма благоприятными для траления условиями». Всего три предложения! А сколько труда, упорства и смекалки вложено в эту работу. Ведь в те годы траловый флот делал свои первые шаги: не было опытных специалистов лова, не существовало еще промысловой разведки, суда, осуществлявшие лов, не имели необходимого оборудования.

Передача опыта, наставничество в биографии Копытова были постоянно. Он всегда охотно делился с молодыми моряками багажом своих знаний. Был в его биографии и опыт написания учебных пособий. В соответствии с приказом начальника Управления тралового флота № 176 от 17 октября 1936 года опытных специалистов управления тралового флота привлекали к составлению и изданию стахановской библиотеки для рыбной промышленности. Опытные промысловики - капитаны, тралмейстеры, старшие механики, технологи и инженеры - сели за составление учебников. Степан Дмитриевич писал главу на тему: «Трал и техника работы с тралом».

А летом 1936 года Копытов снова доказывает, что звание одного из лучших капитанов закрепилось за ним не случайно. 27 июня газета «Полярная правда» публикует письмо команд передовых судов тралового флота наркому пищевой промышленности А.И. Микояну о стахановском движении на флоте: «Дорогой Анастас Иванович! Мы первыми досрочно, за пять с половиной месяцев, выполнили годовые государственные планы по добыче рыбы...» А в документах фонда управления тралфлота (Р-542), хранящегося в областном архиве, мы видим список 18 стахановских траулеров с отчетом по улову за 1936 год. Лучшим стал траулер РТ-82 «Димитров» под руководством капитана Копытова Степана Дмитриевича, показатель выполнения плана - 210 %. В ответ на траулер «Димитров» пришла телеграмма, адресованная капитану Копытову и помполиту Платонову: «Поздравляю с досрочным выполнением плана добычи рыбы. Приказываю выдать из директорского фонда премии каждому члену команды. Желаю вам быть первыми в борьбе за максимальное перевыполнение годового плана. Микоян». Как отмечено в личном деле Копытова, 30 августа 1936 года  за перевыполнение плана рыбодобычи и стахановскую работу  Степан Дмитриевич был награжден орденом «Знак Почета».

В апреле 1949 года был издан приказ по Министерству рыбной промышленности СССР

«Об утверждении Совета старейших капитанов при Управлении тралового флота». Как указывалось в Положении о Совете, создавался он  для обобщения и передачи опыта, а также для анализа работы рыболовных траулеров. Совет старейших капитанов при Управлении тралового флота объединения «Мурманрыба» состоял из 6 наиболее заслуженных капитанов, проплававших в траловом флоте не менее 15 лет. В их число входил и Копытов Степан Дмитриевич.

Одно из самых значимых открытий в трудовой биографии Степана Дмитриевича - новый промысловый район, названный в последствие  «Копытовской банкой». Обратимся снова к книге «Всего одна жизнь», где очень подробно описан этот эпизод из жизни капитана: «...Еще до войны крепко задумывался Копытов, рассматривал на карте один весьма обширный участок моря. Это было самое что ни на есть «белое пятно». Промысловые суда - ни наши, ни иностранные - никогда сюда не заглядывали. Одним словом - целина. Прикидывал и так и этак - по всем статьям, должна там быть рыба и, скорее всего, морской окунь. «Эх, сходить бы туда, сделать бы хоть одно траление», - мечтал Копытов, но не пришлось ему там побывать - лежал этот район где-то в стороне от главных рыбацких дорог, а потом началась война.

Прошло немало лет, кончилась война, а «белое пятно» на карте не давало покоя капитану. На всех промсоветах упорно предлагал послать туда поисковый траулер, но энтузиазма его предложение ни у кого не вызывало. Не хочется рассказывать, как «хитрил» Степан Дмитриевич, давая задания капитанам поисковых судов (был он тогда заместителем начальника Промразведки) «отклониться» от намеченного маршрута, чтобы «заглянуть» в район, который его интересовал. И весною 1952 года нашли, наконец, рыбу. Да еще какую! Это были мощные концентрации морского окуня. Нашли именно там, куда настойчиво звал Копытов. Весной 1952 года на одном из промысловых советов начальник Главмурманрыбпрома (Платон Васильевич Сапанадзе) сказал: «Мы открыли новый промысловый район. Главк предлагает назвать его районом Копытова в честь старейшего капитана тралового флота, проявившего большую инициативу и настойчивость в поиске и разработке этой промысловой банки». Возражений не последовало».

За свой труд Степан Дмитриевич в разные годы был награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд во время ВОВ», за 20-летнюю работу в траловом флоте - значком «Отличник рыбной промышленности». А 11 декабря 1950 года Родина отметила его вклад в работе тралового флота орденом Ленина.

До последних дней жизни, уже будучи на пенсии, старый капитан был вместе с флотом, душой болел за его успехи и неудачи. В книге «Беседы старых капитанов» Копытов пишет главу «Дорожите честью моряка», напутствуя молодых моряков призывом всегда быть дисциплинированным, исполнительным, являть пример отличного поведения!

Именем Степана Дмитриевича Копытова в 1972 году названа улица нашего города.

Публикацию подготовила Мазина С.А.

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи.

1. «Всего одна жизнь» Вайнбир Е.А., Мурманское книжное издательство, 1976

2. «Беседы старых капитанов» Копытов С.Д. («Так рождался флот»),  Мурманское книжное издательство, 1961

3. «История Мурманского тралового флота» А.А. Киселев, А.И. Краснобаев, Мурманское книжное издательство, 1973

4. «Развитие рыбной промышленности Мурманской области» Сборник ГАМО, Мурманское книжное издательство, 1986

5. «Полярная правда» от 27.06.1936, статья «Свое слово - сдержим!»

6. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 2941. - личное дело Копытова С.Д.

7. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 13. Л. 76.

8. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 92. Л. 59-72.

9. Ф. Р-534. Оп. 3. Д. 3. Л. 409.

10. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 280. Л. 72.

11. Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58. - скан документа.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.

ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.

ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

 

 

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».

Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

 

 

 

 

ПОНОМАРЕВ ПАВЕЛ АКИМОВИЧ

 

Многие, наверное, помнят старую почтовую марку, где гигантский черный ледокол сокрушает арктические льды. Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду в 1957 году, первое в мире надводное судно с атомным двигателем - яркий символ советской эпохи. Через три десятилетия он в последний раз причалил к Мурманску, где и был поставлен на вечную стоянку. Теперь атомоход - одна из главных достопримечательностей нашего города. Но не все знают, что первым капитаном этого мощного корабельного организма был выдающийся мореход-полярник, чьим трудом в историю города и Мурманского морского пароходства вписаны ярчайшие страницы - Пономарев Павел Акимович (1896-1973).

За свою удивительно яркую жизнь он с честью прошел непростой путь как флагманский корабль: всегда первый, ведущий, ответственный за выполнение самых сложных задач, высоко несущий флаг.

Родился Павел Акимович 12 июня 1896 года в поморском селе Нименьга Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. С 16 лет ходил в море юнгой на шхуне «Святой Михаил», принадлежавшей архангельскому купцу. В 1913 году поступил в Кемскую мореходную школу и в 1915 году, окончив ее, получил диплом штурмана малого плавания. Далее была учеба в Архангельском мореходном училище и служба на Военно-морском флоте Балтики. Позже, выполнив плавательный ценз, Пономарев получил диплом капитана. С 1922 года ходил штурманом на ледоколах "Ленин" и "Ермак" в Балтийском море, участвовал в проводке судов Карских товарообменных экспедиций.

1928 год приносит Павлу Пономареву назначение на должность старшего помощника капитана ледокола «Красин» и участие в одном очень знаменательном событии. В Государственном архиве Мурманской области есть личное дело Пономарева Павла Акимовича, где в автобиографии его рукой вписана лишь одна неприметная строчка об этом: «...был переведен на л/к «Красин» на период экспедиции по спасению экипажа с дирижабля «Италия»». Вот так скромно оценил он свой труд в спасательной операции, за которой наблюдал весь мир. 16 июня ледокол отправился на помощь экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение во льдах Арктики и ожидавшей спасения близ архипелага Шпицберген. Для оказания помощи были направлены 22 судна шести стран мира, но к ледовому лагерю экспедиции пробился только ледокол «Красин», сам получивший повреждения о тяжелые льды в районе поиска. Пономарев неоднократно облачался в водолазный костюм и опускался под воду для осмотра винта и рулевого устройства. Выживших членов экспедиции «Италии» судну удалось взять на борт, после чего оно последовало в Норвегию на ремонт. Но в это время пришла тревожная радиограмма с немецкого пассажирского лайнера «Монте Сервантес»: судно получило во льдах вблизи Шпицбергена большие пробоины. На борту лайнера было 1500 пассажиров и 318 членов экипажа. «Красин», несмотря на свое аварийное состояние, поспешил на помощь. Судовая команда под руководством старшего помощника капитана П. Пономарева и старшего механика М. Ершова наложила пластыри и откачала воду, а затем «Красин» сопроводил «Монте Сервантес» до Хаммерфеста. В Норвегии наших моряков встречали как героев. Не менее торжественно встретили «Красина» после возвращения из ремонта на родине. За мужество, проявленное в спасательных операциях в Арктике и при оказании помощи терпящему бедствие судну, Павел Пономарев был награжден Грамотой ЦИК СССР, орденом Трудового Красного Знамени, Грамотой ЦК Союза водного транспорта, золотыми часами ОСОАВИАХИМа и серебряным нагрудным знаком «За спасение на водах».

Ледокол «Красин» надолго стал родным для Павла Акимовича. В 1932 году Пономарев становится его капитаном и впервые в истории полярных плаваний выходит в Арктику в зимнее время. В 1934 году совершает переход из Ленинграда в Чукотское море через Панамский канал для оказания помощи экспедиции О. Ю. Шмидта. Челюскинцы были благополучно сняты с льдины полярной авиацией еще до прихода «Красина», а ледокол же совершил переход к острову Врангеля и принял на борт вынужденно зимовавших там пять лет полярников. За этот поход Павел Акимович был награжден орденом Красной Звезды.

Во время Великой Отечественной войны Пономарев командует ледоколом «И. Сталин», под бомбами гитлеровской авиации обеспечивает проводку конвоев в беломорских льдах. 15 января 1942 г. в результате налета фашистской авиации ледокол получил серьезные повреждения, а его командир был контужен. После лечения Павел Акимович вновь поднимается на мостик и возглавляет ледокольные операции в Балтийском море. В декабре 1945 г. Пономарева награждают орденом Отечественной войны 2 степени и орденом Ленина за успешное осуществление ледовых операций в Арктике и на Дальнем Востоке во время войны.

Ярчайшей вехой не только в жизни Павла Акимовича, но и в истории арктического плавания стал период, связанный с работой на первом в мире атомном ледоколе «Ленин». 24 августа 1956 г. в Ленинграде на судостроительном заводе им. А. Марти был заложен атомный ледокол «Ленин». Павел Пономарев принимал непосредственное участие в разработке рабочего проекта атомохода, с начала закладки он работал в группе наблюдения за строительством ледокола. Советы арктического капитана не однажды приходились кстати судостроителям. А с 1 марта 1957 г. Павел Акимович был назначен капитаном атомохода. Богатый опыт, накопленный за десятилетия плаваний, волевой характер, спокойствие и выдержка сыграли решающую роль в назначении П. А. Пономарева на должность капитана первенца будущего атомного флота страны. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода «Ленин» отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева. В фондах архива Мурманского морского пароходства мы видим приказ, изданный в мае 1960 г. «О премировании членов экипажа а/л «Ленин»»: «Мурманское морское арктическое пароходство начало проведение опытной эксплуатации первого в мире надводного судна с атомной установкой. Закончены проектирование, строительство и приемка ледокола. Большую работу по разработке проекта, приемке на заводах-поставщиках главных механизмов и испытаниях ледокола провела группа наблюдения ММАП под руководством Пономарева П. А. За активное участие и безаварийную работу членов экипажа в сдаточной команде Адмиралтейского завода в период швартовых и ходовых испытаний а/л «Ленин», на основании вышеизложенного приказываю: премировать работников группы наблюдения». За создание и строительство атомного ледокола «Ленин», 14 мая 1960 г. Павел Акимович награждается третьим орденом Ленина, а 29 мая он повел атомоход в первый экспериментальный испытательный рейс в Карское море. О результатах первой арктической навигации мы узнаем из архивных документов: «Арктическая навигация 1960 года завершена успешно. В арктические порты завезен весь предъявленный к перевозке груз. Все полярные станции, радиоцентры, экспедиции снабжены всем необходимым для их нормальной работы до будущего года. Высокое мастерство работы во льдах проявил экипаж ледокола «Ленин» при проводке речных судов через пролив Вилькицкого. Операция проводки совершенно неприспособленных к ледовому плаванию судов, была осуществлена впервые в истории арктического мореплавания в предельно поздние сроки, в условиях интенсивного ледообразования». К сожалению, в следующей арктической навигации Павлу Акимовичу участвовать не пришлось - медицинская комиссия не выпустила его в море. В 1962 году Пономареву пришлось расстаться с флотом.

Родина высоко оценила заслуги Павла Акимовича Пономарева. Он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны 2 степени, многими медалями и многочисленными наградами различных ведомств и общественных организаций. Пономарев был почетным полярником, почетным работником морского флота.

Умер Павел Акимович 9 августа 1973, похоронен в Санкт-Петербурге. А его имя осталось жить в названии транспортно-ледокольного судна «Павел Пономарев» Мурманского морского пароходства и улицы нашего города, названной в честь прославленного капитана 11 августа 1971 года.

 

Публикацию подготовила С. А. Мазина

 

 

ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 2. Д. 65. Л. 399, 405.

ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 2. Д. 66. Л. 475.

ГАМО. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 4848.

«Улицы Мурманска». А. А. Киселев, М. А. Тулин. 1991 г. Мурманское книжное издательство.

«Родное Заполярье». Очерки истории Мурманской области. А. А. Киселев. 1974 г. Мурманское книжное издательство.

«Полярная правда». № 114 от 17.05.1972. С. 3. Статья «Всю жизнь с Арктикой».

 

Пономарев Павел Акимович.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 285.

 

Пономарев Павел Акимович.
(ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 285.)


Ледокол «Красин». ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 4. Д. 105.

Ледокол «Красин».
(ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 4. Д. 105.)

 


Атомный ледокол «Ленин». ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 495.

Атомный ледокол «Ленин».
(ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 495.)


 

Бурков Константин Лаврентьевич

 

3 июня исполняется 110 лет со дня рождения Константина Лаврентьевича Буркова (1906-1964), орденоносного капитана Мурманского тралового флота, энергичного и отважного человека, чьим именем 18 декабря 1965 г. была названа одна из улиц нашего города.

Имя Константина Лаврентьевича упоминается во многих публикациях и книгах, есть воспоминания его коллег и сослуживцев, рассказы Марии Владимировны Бурковой - жены и верной подруги Константина Лаврентьевича. Он - удивительный человек, заслуживающий чтобы о его жизни, ратных и трудовых подвигах знали больше.

Константин Лаврентьевич Бурков родился в 1906 году в деревне Патракеевка Архангельской губернии, в поморской семье. С 14 лет начались его выходы в море: сначала коком на маленьком боте, затем матросом на парусном судне ходил он на Мурман за треской, был помощником тралмейстера, старшим клипфисником - прошел многие ступени рыбацкой науки.

Далее была учеба на вечернем отделении Архангельского морского техникума. Постигнув теорию судовождения, по окончании учебного заведения в 1933 году Константин Лаврентьевич становится штурманом. Но скоро его назначают капитаном первого «рыболовного комбайна» - судна, приспособленного для лова различными способами, спущенного на воду Архангельской судоверфью. Знание своего дела, хорошая морская подготовка, целеустремленность, невероятная работоспособность - вот что стало основой столь стремительного профессионального взлета вчерашнего выпускника.

В 1938 году в деятельности Константина Лаврентьевича происходят некоторые перемены, которые мы можем увидеть с помощью сохранившегося в Государственном архиве Мурманской области личного дела Буркова. В автобиографии мы видим написанную его рукой строчку: «В 1938 году был выдвинут заместителем начальника управления тралового флота в Архангельске и временно исполнял обязанности начальника».

Неизвестно, как бы продолжилась карьера Константина Лаврентьевича, если бы не начавшаяся в ноябре 1939 года советско-финская война. Буркова мобилизуют в войска Северного морского флота, где он служит командиром военного тральщика № 895. Выписка из характеристики К. Л. Буркова в его личном деле: «Товарищ Бурков участвовал в боях за взятие Петсамо (Печенги) и за успешное выполнение заданий командования награжден орденом Красного Знамени». Он первым ступил на причал освобожденной Печенги и разминировал его. Также, в числе других военных подразделений ему предстояло очистить фарватер к Линахамари от мин, чтобы вслед за тральщиками в порт могли безопасно пройти корабли с десантом.

После демобилизации в мае 1940 г. в жизни Константина Лаврентьевича были недолгие мирные вахты капитана РТ-412. И снова Родина в опасности! И снова мобилизация на Северный флот в качестве командира военного тральщика. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны Бурков вновь поднимается на командирский мостик. Воевал Константин Лаврентьевич на ТЩ-38, бывшем рыболовном траулере «Киров», сменив прежнего командира Стрельбицкого Андрея Иосифовича. Сам Константин Лаврентьевич напишет о своем участии в военных операциях так: «...участвовал в боях с воздушными пиратами (имею на счету сбитый самолет) и подводной лодкой, конвоировали переход транспортных судов, несли дозор, выходили на боевые траления, уничтожали мины, перебрасывали десант на территорию, занятую противником». А «Полярная правда» 24 июля 1943 г. расскажет о тральщике Буркова: «В один из последних налетов на корабль напали семнадцать самолетов врага. Бомбы ложились у самого борта, и вода кругом бурлила как кипяток. Ни одна из брошенных бомб не угодила в корабль. Бурков умело маневрировал, не прекращая огня по машинам противника». При доставке боезапаса на полуостров Рыбачий под обстрелом противника из береговой артиллерии, Константин Лаврентьевич был тяжело ранен осколком. Много часов врачи боролись за жизнь командира, а потом - долгие месяцы в госпитале. Ему определили инвалидность, но он продолжал воевать, нести боевые вахты.

После войны в салоне траулера была установлена мемориальная доска: «В составе Северного флота активно участвовал в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. В боях за нашу Родину экипаж корабля 200 суток провел в дозоре, конвойных операциях, уничтожил 20 мин, неоднократно отражал атаки вражеской авиации».

Но даже с победными залпами салюта, война для Константина Лаврентьевича и его боевого тральщика не закончилась. Еще больше года прочесывал он Баренцево море, вылавливая разбросанные фашистами мины. Хотел, чтобы его товарищи рыбачили в безопасных водах.

Только осенью 1946 года вернулся к мирному труду обретший прежнее название РТ-29 «Киров». Вступил он в строй промыслового флота, и повел его к мирным рекордам Бурков Константин Лаврентьевич. На груди ветерана к уже имеющемуся ордену Красного Знамени прибавились другие ордена и медали: орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией». Судно-рекордсмен, слава которого гремела еще со времен довоенных пятилеток, вновь показало себя. Следуя славным традициям, команда успешно завершила свой первый послевоенный рейс, доставив в порт 219,5 тонн рыбы. Вот что мы можем прочитать в архивном документе «Условия социалистического соревнования мастеров рыбной промышленности»: «Капитан РТ «Киров» тов. Бурков К.Л. и тралмейстер тов. Маслов В.Н., благодаря правильной расстановке людей и применения усовершенствованных приспособлений, способствовали в 1947 году вылову тральщиком 60 тыс. центнеров рыбы, что превышает довоенный уровень вылова...». И мало кто знал, подсчитывая уловы славного экипажа, что у капитана Буркова после фронтового ранения почти не действует левая рука.

Не менее известны успехи экипажа РТ «Семга», который в 1949 году принял Константин Лаврентьевич. Он вместе с основной частью команды перешел на отстающий в соц. соревновании траулер и сумел вывести его в передовые. Стахановский рекорд траулера «Киров» - 60 тысяч центнеров рыбы - был повторен промысловиками «Семги» в 1950 году. «Воля к победе» - так названа статья в «Полярной правде», рассказывающая о том периоде в истории коллектива траулера.

Этот год отмечен в жизни Константина Лаврентьевича еще одним знаменательным событием: в декабре 1950 года Правительство Советского Союза отметило его трудовые подвиги орденом Ленина и присвоении ему звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга».

Следующие восемь лет Бурков проведет в активной и плодотворной управленческой и общественной деятельности: он становится начальником промысловой разведки и заместителем начальника объединения «Мурманрыба», избирается членом ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности, членом Мурманского городского комитета партии, депутатом городского Совета трех созывов. Константин Лаврентьевич признавался: «Нет ничего более ценного в жизни, чем доверие народа. Я приложу все силы к тому, чтобы полностью оправдать Ваше доверие».

Но море зовет его... И в 1958 году Бурков возвращается в Мурманский траловый флот на капитанскую работу. Ежегодное прохождение обязательной медицинской комиссии перед выходом в море становится для него настоящим препятствием. Надзор врачей за здоровьем Константина Лаврентьевича осуществлялся строго: «Выход в море разрешен на 1 (один) рейс». Затем еще на один, и еще. Но вот в санитарной книжке появляется запись: «Может работать капитаном-наставником, как старослужащий». Это значит, что он должен быть на берегу, под присмотром медиков, и, как уступка врачей - редкие выходы в море.

Утром 3 декабря 1964 года капитан флота рыбной промышленности I ранга Константин Лаврентьевич Бурков умер на шестом причале, не дойдя несколько шагов до траулера. Похоронили его на Мурманском городском кладбище. Спустя год имя прославленного капитана ожило в названии мурманской улицы.

Публикацию подготовила С. А. Мазина

 

Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.

Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 134. Л. 114.

Ф. П-1. Оп. 19. Д. 829.

«Полярная правда» № 152 от 24.07.1943. С. 3. Статья «Командир вернется»

«Полярная правда» № 153 от 09.07.1950. С. 3. Статья «Воля к победе»

«Рыбный Мурман» № 7 от 15.02.1980. С. 8. и № 8 от 22.02.1980. С. 8. Документальный очерк «Лицом к морю»

«История Мурманского тралового флота. 1920-1970». А. А. Киселев, А. И. Краснобаев. Мурманское книжное издательство. 1973 г.

«Улицы Мурманска». А. А. Киселев, М. А. Тулин. Мурманское книжное издательство. 1974 г.

Бурков Константин Лаврентьевич. ГАМО. «Рыбный Мурман». № 8 от 22.02.1980.

 

Бурков Константин Лаврентьевич.
(ГАМО. «Рыбный Мурман». № 8 от 22.02.1980.)


Команда траулера РТ-29 «Киров». 1944 год. В центре – капитан Бурков К. Л. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10336 (н).

Команда траулера РТ-29 «Киров». 1944 год. В центре – капитан Бурков К. Л.
(ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10336 (н).)

 


Выписка из приказа о присвоении персонального звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга» Буркову К. Л. ГАМО. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.

Выписка из приказа о присвоении персонального звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга» Буркову К. Л.
(ГАМО. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.)


 


Страница 2 из 7
100-let-arch
100let
baner
godkino