Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Публикации

К юбилею актрисы М. П. Скоромниковой

К юбилею актрисы М. П. Скоромниковой

 

 

26 мая отмечает юбилей ведущая актриса Мурманского областного драматического театра Марина Петровна Скоромникова.

Есть люди, встреча с которыми оставляет в нашей душе след на всю жизнь. Тот, кто побывал хотя бы на одном из спектаклей с участием Марины Петровны, несомненно, с этим согласится. Созданные ею образы запечатлены в памяти зрителей нескольких поколений - более сотни героинь, более сотни прожитых жизней. В чем тайна актерского обаяния актрисы Скоромниковой? Откуда этот дар владеть душой зрителя, пока на сцене идет действо, и даже еще какое-то время спустя?

В Государственном архиве Мурманской области, в фонде документов личного происхождения Скоромниковой Марины Петровны (Р-1183), имеются воспоминания актрисы, дающие ключ к постижению феномена ее дарования.

Театр в жизни Марины Скоромниковой был всегда - с первых мгновений жизни. Ведь родилась она в актерской семье. Семья Скоромниковых много ездила по стране («папе не сиделось на одном месте») и только перед самой Великой Отечественной войной осела в тихом городке Иваново. Здесь прошли отрочество и юность Марины. Отец с первых дней войны ушел на фронт и погиб в 1942 г. Мама, актриса филармонии, почти все время находилась вместе с другими актерами на выезде - поддерживали боевой дух бойцов. Дошкольницу Марину определили в круглосуточный детский сад.

В воспоминаниях о детских годах присутствует мир фантазий, в который маленькая Марина ныряла с головой и «из которого так не хотелось выныривать». Сказки рождались в ней сами по себе («Приходили откуда-то из таинственного космоса, который был внутри меня»). Первым воплощенным творческим опытом стала написанная по мотивам русской народной сказки пьеса «Колобок», в которой «сценарист» сама сыграла роль дедушки, т.к. мальчики в то время вместе с девочками в школе не учились. Потом были еще школьные пьески, тематические вечера, игра в театр с друзьями во дворе. «Даже в школе на переменке умудрялись под лестницей играть в театр. А сыщики-разбойники! О, это восторг. Я любила быть разбойником, гримировалась, одевалась в разные одежды, меняла походку, то старушку изображала, то мальчишку, чтобы пройти под носом у сыщиков и тебя не поймали».

Марина Петровна никогда не училась актерскому мастерству в институте. Театр жил в ней, был ее миром. Она прорастала в него душой. «...помню, я сидела на балконе, почему-то на ступеньках, в Малом театре в Москве, и смотрела «Снегурочку» Островского. И опять эта ужасная тоска, я вышла в вестибюль и плакала. Ко мне подошел какой-то мужчина, положил руку на голову и сказал: «Будешь актрисой, девочка».

В 1954 г. Марина Скоромникова окончила школу и поступила в педагогический институт на физико-математический факультет (мама, испытавшая на себе тяготы актерского ремесла, была категорически против театра). «Но тоска по чему-то другому, что я словами не могла определить, что требовало реализации, все росла и росла. У меня все время было ощущение, что я состою из большого количества людей, они запрятаны во мне и никак не могут выйти из своей темницы, а я не могу им помочь... И в конце концов мама взяла меня за руку и привела в народный театр, где режиссером был бывший мамин партнер по театру. Это был театр при фабрике Зиновьева... И началось счастье...Это был самый счастливый, чистый и бескорыстный период моей жизни».

Вскоре талантливую молодую актрису заметил режиссер профессионального театра. Ее пригласили во вспомогательный состав. Потом была роль Светланы в комедии по пьесе Н. Винникова «Когда цветет акация». Марина Петрова вспоминает: «Я ничего не умела делать технически, все - по-настоящему». С отсутствием актерской техники связаны забавные эпизоды, о которых актриса рассказывает теперь с юмором. «После пятого спектакля, помню, подошел ко мне рабочий сцены: «Послушай, теперь уж тебе, наверное, можно сказать. В последней сцене, в парке, не трогай деревья и электрические столбы. Они ведь не настоящие и падают за тобой».

Потом были победы и яркая творческая жизнь. 4 года в Ивановском областном драматическом театре, сезон - в театре комедии в Горьком. В 1961 г. получила приглашение от театра Краснознаменного Северного флота. И поехала в даль далекую. Годы службы в этом театре Марина Петровна вспоминает как время удивительное: потрясающий актерский состав, талантливый главный режиссер Исай Шойхет. «Я получила настоящую школу, четкое понимание, что такое театр и моя профессия». «Шойхет был действительно гениальный педагог. Он не только дал мне знания профессиональные. Он показал мне театр без прикрас». Это были годы тяжелого труда, ежедневного подчинения себя дисциплине. Каждый день выезды. «Отмены спектаклей не допускалось. Никакие болезни или несчастья не признавались». Первый успех в этом театре пришел с ролями Вики в спектакле «Чайки над морем» (он шел более 150 раз!), Лики («Мой бедный Марат»), Нюрки («В день свадьбы»), Надежды Миловановой («Верность»).

В 1969 г. М. П. Скоромникова перешла в Мурманский областной драматический театр. И вот уже 47 лет царит на его сцене. За это время сыграны десятки ярких, разноплановых ролей. «Оптимистическая трагедия», «Вдовий пароход», «Гроза», «Старомодная комедия», «Три сестры», «Пылкий влюбленный», «Синее небо, а в нем облака», «Медея», «24 часа из жизни женщины» - невозможно перечислить и малой доли полюбившихся зрителям спектаклей. По словам драматурга С. Коковкина, «ее женщины не всегда счастливы и удачливы, но всегда несдающиеся, верные своему чувству, своему выбору».

Поражает удивительная работоспособность Марины Петровны, ее энергия. Над каждой ролью актриса работает с полной самоотдачей: «Я вообще не могу брать прототипы своих ролей из жизни. Я должна сочинить каждый образ, придумать и прожить жизнь этого человека на сцене...». А награда за этот самоотверженный труд - «...такие волшебные минуты,... когда живешь единым дыханием с залом, на одной какой-то тоненькой, чуткой струне».

Марина Петровна проявила себя не только как талантливая актриса, но и как режиссер. Ею поставлены спектакли «Медея», «24 часа из жизни женщины».

За заслуги в области советского театрального искусства 20 ноября 1978 г. М. П. Скоромниковой было присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», а 1 июля 1988 г. - «Народный артист РСФСР». Но, на наш взгляд, важнее всех званий для актрисы - это радость творчества, радость пребывания на сцене, восхищение и любовь зрителей, которые принадлежат Марине Петровне по праву.

 

 

 

Ф. Р-1183. Оп. 1. Д. 7. Л. 1-38. Д. 47. Л. 1. Д. 49. Л. 7.

Т. Бойкова. Актриса. - Комсомолец Заполярья. - 1978 - 2 декабря. - С. 3.

 

 

Публикацию подготовила Е. А. Волосникова


В роли Герарды («Хитроумная влюбленная», сезон 1964-1965 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.21. Л.5)

 

В роли Герарды («Хитроумная влюбленная», сезон 1964-1965 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.21. Л.5)


В роли Инны Воронец («Полярная звезда», 1967 г.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.23. Л.18.)

В роли Инны Воронец («Полярная звезда», 1967 г.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.23. Л.18.)

 


В роли Марии Ориэлли («Пробуждать спящих», сезон 1974-1975 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.27. Л.13)

В роли Марии Ориэлли («Пробуждать спящих», сезон 1974-1975 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.27. Л.13)


В роли Лидии Васильевны («Старомодная комедия», сезон 1975-1976 г.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.28. Л.20)

В роли Лидии Васильевны («Старомодная комедия», сезон 1975-1976 г.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.28. Л.20)


В роли Зои Ериной («Характеры», сезон 1976-1977 гг.) (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.29. Л.10)

В роли Зои Ериной («Характеры», сезон 1976-1977 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.29. Л.10)


В роли Комиссара («Оптимистическая трагедия», сезон 1979-1980 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.32. Л.12)

В роли Комиссара («Оптимистическая трагедия», сезон 1979-1980 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.32. Л.12)


В роли Сонечки («Синее небо, а в нем облака», сезон 1985-1986 гг.). (Ф.Р-1183. Оп.1. Д.37. Л.5)

В роли Сонечки («Синее небо, а в нем облака», сезон 1985-1986 гг.)
(Ф.Р-1183. Оп.1. Д.37. Л.5)


 
1 И.Ф. Ушаков в день своего 75-летнего юбилея в актовом зале Мурманского государственного педагогического института , 1996 г.
(Ф. Р-1355. Оп. 3. Д. 103)

К юбилею И. Ф. Ушакова

2 марта - 95 лет со дня рождения Ивана Федоровича Ушакова (1921 - 2002), доктора исторических наук, профессора Мурманского государственного педагогического института (Мурманский арктический государственный университет), члена Российской академии педагогических и социальных наук, участника Великой Отечественной войны, почётного гражданина города-героя Мурманска, краеведа Кольского Заполярья.

Иван Федорович Ушаков родился в 1921 году в г. Верхнеуральске. В 1939 году он закончил с отличием Вичужское педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов». 1 сентября 1939 года Иван Федорович поступил на исторический факультет Ивановского государственного педагогического института, но учебу пришлось приостановить - 29 сентября его призвали в ряды Красной армии.

Во время войны он участвовал в операциях по освобождению Украины, Венгрии Румынии, Югославии, Австрии. Был неоднократно ранен. По окончании Великой Отечественной войны Иван Федорович был отмечен военными наградами, в числе которых орден Отечественной войны I степени, медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За боевый заслуги», «За отвагу» и др.

Из воспоминаний И. Ф. Ушакова о начале военных действий в Украине, близ г. Каменец-Подольска в июне 1941 г.: «Отведенный нам участок обороны мы успели укрепить - отрыть окопы, траншеи, ячейки, щели, но боевые средства наши не усилились - правда, получили со склада патроны гранаты (помню, как я раздавал патроны от ППД[1]: вызывал к штабу командиров рот и заставлял расписываться за получение патронов, как будто была не война, а предстояли учебные стрельбы и нужен особый учет и ответственность за расход боезапасов). Из пополнений было дано взятых по мобилизации несколько сот бессарабских крестьян, которые почти все без исключения удрали по домам при первых столкновениях с врагом. Это были люди несоветские - ровно год назад они еще находились под румынами.

Остальная масса в большинстве своем готова была отдать жизнь, честно выполнить свой долг. Молодые лейтенанты рвались в бой. Помню: получили медальоны - «смертники» - патроны, в которые вкладывалась записка с именем и адресом на случай смерти для опознания - черные, пластмассовые, с завинчивающейся головкой - и люди писали: «погиб за мировую революцию - лейтенант Дуркин» и не более (этот был по национальности коми).

Комиссар части Гольдберг сидел и карандашом делал записи, вел дневник. Он, видимо, сознавал важность отражения боевой обстановки первых дней, и говорил мне, что надо сохранить его записи для будущего. Но они, конечно, погибли, сам Гольдберг погиб хорошо - в первом серьезном сражении под [...][2], осколок пробил ему голову и смерть была мгновенной»[3].

1 сентября 1946 года И. Ф. Ушаков поступил в Магнитогорский государственный педагогический институт. Во время учебы в нем он получал персональную стипендию имени И. В. Сталина, а по окончании был рекомендован в аспирантуру и в 1950 году стал аспирантом кафедры истории СССР Ленинградского государственного педагогического института. Там же Иван Федорович начал работать преподавателем и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Белорецкое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX века». С 1956 года Ушаков работал в Выборгском педагогическом институте  старшим преподавателем истории. Но так как в 1957 году институт был закрыт, Иван Федорович был назначен старшим преподавателем кафедры истории СССР в новообразованном Мурманском государственном педагогическом институте. Здесь и началось становление И. Ф. Ушакова не просто как талантливого педагога, но и маститого краеведа Заполярья.

Начав преподавать в Мурманске, Иван Федорович столкнулся с тем, что история Кольского Севера мало изучена, а во многом и не изучена вовсе, нет краеведческой литературы, в том числе и необходимой для педагогов, и он взялся восполнить эту брешь. Ушаков стал постоянным посетителем архивов и библиотек Мурманска, Архангельска, Санкт-Петербурга и Москвы. Ученый выявлял документы, собирал по крупицам информацию - формировал историю края. В процессе своих скрупулезных поисков Иван Федорович писал научные труды, издавал брошюры, учебные пособия, печатал свои публикации в местных газетах, участвовал в создании энциклопедии Кольского края, выступал на телевидении и радио.

Результатом научных исследований краеведа стала вышедшая в 1972 году под редакцией доктора исторических наук И. П. Шаскольского книга «Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период». Материалы монографии в дальнейшем были положены в основу докторской диссертации Ушакова «История Кольского Севера с древнейших времен до 1917 года», которую он защитил в 1980 году в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена.

Говоря о научной деятельности профессора, нельзя не сказать о его колоссальном труде - трехтомнике «Избранные произведения. Историко-краеведческие исследования». В эти книги вошли ценнейшие материалы по истории Кольского Севера, написанные, собранные, систематизированные и проанализированные Иваном Федоровичем. Это собрание представляет собой фундамент краеведения всей Мурманской области. Трехтомник вышел в конце 90-х годов, уже был переиздан с небольшими правками, но до сих пор является настольной книгой исследоваталей-краеведов Кольской земли.

В 2004 году на базе Мурманского государственного педагогического университета была организована научно-практическая конференция «Ушаковские чтения», которая впоследствии стала ежегодной. Проведение конференции - выполнение решения Ученого совета Мурманского государственного педагогического института об увековечивании памяти профессора И. Ф. Ушакову.

В Государственном архиве Мурманской области бережно хранится личный фонд Ивана Федоровича Ушакова (Ф. Р-1355). Он содержит в себе все собранные им за долгие годы материалы по истории Мурманска и области, все статьи, опубликованные в местной печати, вырезки из газет, фотоматериалы, рецензии, рукописные заметки и черновики. В фонде нашли свое место не только результаты научных исследований Ивана Федоровича, но и его личные документы, которые помогают исследователям всесторонне узнать личность ученого - характеристики, дневники, грамоты, дипломы, стихи и публикации, посвященные ему. В научно-справочной библиотеке архива хранится полное собрание опубликованных работ И. Ф. Ушакова, которое может помочь в исследованиях как учащемуся, так и опытному историку.

 

Сотрудник ГОКУ ГАМО

А. В. Алмазова


И.Ф. Ушаков за кафедрой в аудитории Мурманского государственного педагогического института, 1987 г.(Ф. Р-1355. Оп.3. Д. 91)

И.Ф. Ушаков за кафедрой в аудитории Мурманского государственного педагогического института, 1987 г.(Ф. Р-1355. Оп.3. Д. 91)

 

Фотопортрет И.Ф. Ушакова, 1947 г. (Ф. Р-1355. Оп. 3. Д. 55)

Фотопортрет И.Ф. Ушакова, 1947 г. (Ф. Р-1355. Оп. 3. Д. 55)

 

Фотопортрет И.Ф. Ушакова, 1981 г. (Ф. Р-1355. Оп. 3. Д. 81)

Фотопортрет И.Ф. Ушакова, 1981 г. (Ф. Р-1355. Оп. 3. Д. 81)

 

Шарж на и. Ф. Ушакова. Бумага, тушь.Автор, даты неизвестны.(Ф. Р-1355. Оп. 1. Д. 1159)

Шарж на И. Ф. Ушакова. Бумага, тушь. Автор, даты неизвестны.(Ф. Р-1355. Оп. 1. Д. 1159)



[1] Пистолет-пулемёт Дегтярёва, использовался на начальном этапе Великой Отечественной войны.

[2] Населенный пункт неразборчив.

[3]ГОКУ ГАМО. Ф. Р-1355. Оп. 1. Д. 376. Л. 25-32.

 

 

К Международному дню музыки

1310-5257bУрок в музыкальной школе г. Оленегорска. У доски - преподаватель школы Е. В. Степанова, выпускница Мурманского музыкального училища. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 5. Д. 5256
Международный день музыки во всем мире отмечается 1 октября. И это праздник не только для профессионалов. Ведь музыка присутствует в жизни каждого человека с самого его рождения: мамины колыбельные, веселые детские песенки, уроки музыки в школе. С возрастом формируются музыкальные пристрастия. И, как правило, музыка юности, молодости остается любимой нами навсегда.

У каждого поколения - своя любимая музыка. В 1930-х на пике популярности были Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Вадим Козин, Клавдия Шульженко... В 1940-х - военные песни: «Синий платочек», «Темная ночь», «Смуглянка», «В землянке»... В 1950-е повсюду слышались голоса Эдит Утесовой, Майи Кристалинской, Марка Бернеса, Эдиты Пьехи, Георга Отса...

Сегодня мы предлагаем Вам вспомнить (а молодежи - узнать), какая музыка была популярна в далеком 1964 году. Обратимся к архивному документу. Это заявка одного из мурманских магазинов на получение грампластинок. В списке - хорошо знакомые людям старшего поколения песни: «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Люблю тебя», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Наманганские яблочки», «Девочка из Рима». Судя по количеству заказываемых пластинок, на пике популярности в 1964 году были песни «Я тебя подожду» (магазин готов продать 300 таких пластинок!), «Девчонки танцуют на палубе», «Пожар», «Оренбургский платок», песни в исполнении Робертино Лоретти, песенка шофера из кинофильма «Там, где кончается асфальт».

IMG IMG IMG IMG
ГАМО. Ф. Р-982. Оп. 1. Д. 134. Л. 170-173
Публикация подготовлена главным архивистом  Е. А. Волосниковой
 

Мурманскому памятнику Кириллу и Мефодию – 25 лет

25 лет назад, 22 мая 1990 года, в сквере перед зданием Мурманской областной научной библиотеки прошло торжественное и красочное открытие памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Две статуи покровителям славянской письменности сделаны из бронзы, и находятся на бетонном постаменте, расположенном на основании, состоящим из 12 гранитных плит. Скульптуры просветителей просты, естественны, но в то же время и величественны. Автор создал ярко индивидуализированные образы, хотя реальных изображений первоучителей до нас не дошло. Тонкое одухотворенное лицо более молодого святого Кирилла полно задумчивости. В руке создатель славянской письменности держит перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий, напротив, умудрён годами, трудами и благочестивыми размышлениями, но полон сил и энергии. Как свидетельство его неустанной пастырской деятельности - Священное Писание, бережно прижимаемое к груди. Братья, облачённые в широкие монашеские одеяния, поддерживают свиток, на котором выведены первые буквы славянского алфавита: аз и буки. Бронзовые статуи, символизирующие собой неугасимые свечи, установлены на невысоком бетонном постаменте, который, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Пространство перед памятником замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выполненное из блоков серого гранита.

История этого памятника довольно необычна. Памятник славянским просветителям в Мурманске стал результатом активной деятельности местных литераторов. Благодаря инициативе писателей Заполярья, в особенности Виталия Семеновича Маслова, 24 мая 1986 года в городе Мурманске впервые в СССР торжественно отметили День славянской письменности и культуры. С 1987 года инициативу мурманчан подхватили многие города Советского Союза, праздник стал широко отмечаться по всей стране, а 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры, праздник стал государственным. «День славянской письменности и культуры» - это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 1988 году, когда В. С. Маслов находился в Болгарии, возникла идея подарить нашему городу памятник Кириллу и Мефодию, в знак признательности нашему городу и мурманчанам, которые возродили День славянской письменности и культуры в России.

Памятник создателям славянской азбуки - авторская копия памятника скульптора из Болгарии Владимира Гиновски, расположенного перед фасадом здания Народной библиотеки в столице Болгарии Софии (есть еще две копии - в городе Благоевграде (Болгария) и в Риме).

В День независимости Болгарии, 3 марта 1990 года, Святейший Патриарх Болгарский Максим в присутствии советских и болгарских официальных лиц освятил монумент; был подписан акт о его передаче представителям Мурманска. В документе сказано: "Государственно-общественная организация "13 веков Болгарии" от имени всего болгарского народа дарит копию памятника святым Мефодию и Кириллу городу Мурманску, где в 1986 году впервые в Советском Союзе был отмечен День славянской письменности". Почти пять тысяч километров преодолел трейлер, доставивший шестиметровый памятник равноапостольным просветителям из болгарской столицы через Варну, Одессу, Киев, Минск, Новгород и Петрозаводск в Заполярье. А уже через полтора месяца состоялось торжественное открытие монументальной композиции для мурманчан и многочисленных гостей города.

 

 

 

«Город-герой»

6 мая 1985 года городу Мурманску Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено почетное звание «Город-герой». Высокой награды город был удостоен за мужество и героизм его защитников в период Великой Отечественной войны.

На следующий день на площади Советской Конституции собралось все население города на торжественный митинг, посвященный присвоению звания «Город-герой» Мурманску. Митинг открыл первый секретарь горкома КПСС Тимур Николаевич Щербаев: «Дорогие товарищи! Вчера мы узнали волнующую весть. Указом Президиума Верховного Совета СССР дважды орденоносному Мурманску за мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны, присвоено почетное звание «Город-герой». [...]. Позвольте, дорогие товарищи, от имени горкома КПСС и исполкома городского Совета народных депутатов сердечно поздравить вас, всех жителей города-героя Мурманска, особенно, защитников Заполярья с высокой наградой Родины».

Член Центрального Комитета партии, депутат Верховного Совета СССР, первый секретарь Мурманского обкома КПСС Владимир Николаевич Птицын отметил: «Герои обороны Мурманска есть и на этой площади, среди участников митинга. Они помнят, что вот здесь, рядом, на месте этого высотного здания, стояла старая гостиница «Арктика», та самая, где фашистские захватчики собирались утроить банкет по случаю взятия города. Ничего не вышло у немецких генералов [...]».

Председатель Совета ветеранов ордена Октябрьской революции Мурманского тралового флота Николай Иванович Малыгин в своем выступлении отдал дань памяти защитникам Заполярья: «Немало тралфлотовских судов покрыли себя неувядаемой славой на просторах студеного Баренцева моря. Вспомним подвиг траулеров «Туман», «Пассат», «Бриз» и других наших кораблей. Об этом напоминают теперешнему поколению документы, мемориальные комплексы рассказы моряков-северян. [...]. Светлая память увековечена в названиях городов, площадей, кораблей. Только в траловом флоте 18 современных океанских траулеров носят имена героев Великой Отечественной. Иван Сивко, Анатолий Бредов, полководцы и флотоводцы Еременко, Душенов, Колышкин, Щербаков, Радзиевский и другие навечно вписаны в состав экипажей, их заработная плата переводится в фонд мира».

Митинг закончился заключительным словом первого секретаря горкома КПСС Тимура Николаевича Щербаева и исполнением Гимна Советского Союза.

В Государственном архиве Мурманской области хранится фонд Мурманского горкома КПСС, в котором есть протоколы проведения митинга по случаю присвоения звания «Город-герой» Мурманску, в фонде Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Мурман» - телерепортаж с торжественного собрания.

 

 

 

 

 

 

pp7061985-s

Полярная правда, 07. 05. 1985г. Указ Президиума Верховного Совета СССР

p1272-4-214

Ф.Р-1272. Оп. 4. Д. 214. Митинг у гостиницы «Арктика» в честь присвоения г. Мурманску звания «Город-герой».

p1272-4-215

Ф. Р-1272. Оп. 4. Д. 215. На трибуне руководители области и города Мурманска, приглашенные лица.

p1272-4-217

Ф. Р-1272. Оп. 4. Д. 217. Митинг.


Сотрудник Государственного архива Мурманской области          А. В. Алмазова

 


Страница 3 из 7
100-let-arch
100let
baner
godkino