Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

БОРОДУЛИН ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

 

Исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Михайловича Бородулина (1911-1991) - почетного гражданина города-героя Мурманска, фронтовика, ветерана рыбной промышленности, прошедшего долгий путь от механика тралового флота до основателя и начальника «Севрыбхолодфлота».

Родился Георгий Михайлович 8 декабря 1911 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. В 1927 году успешно закончил школу-девятилетку. Работать начал береговым матросом, а затем стал мотористом по двигателям легкого топлива в Ленинградском торговом порту, получив профессию на двухгодичных электромеханических курсах при механическом техникуме.

За годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) Кольский полуостров стал крупным промышленным районом, увеличилась загрузка транспортных линий, динамично развивался промысел рыбы.

Как писал Г. М. Бородулин в своих воспоминаниях, хранящихся фондах Государственного архива Мурманской области, основная отрасль промышленности города Мурманска - рыбная -  развивалась «...за счет поступления с новостроя новых рыболовных траулеров и строительства обслуживающих флот, рыбоперерабатывающих и судоремонтных предприятий».

Для работы на новых промысловых судах Северному бассейну требовались квалифицированные технические кадры. Георгий Бородулин как моряк с опытом работы поступил слушателем на курсы по подготовке механиков-дизелистов. Завершив учебу, в 1932 году Георгий Михайлович отправился в Мурманск, где трудился по специальности на судах «Севтралтреста». До 1938 года работал на рыболовных траулерах РТ-56 «Белуга», РТ-51 «Лещ», и РТ-55 «Кета» третьим, вторым, старшим механиком.

В 1935 году Георгия Михайловича арестовали по обвинению в шпионаже, но вскоре он был освобожден из-за отсутствия каких-либо доказательств вины. В конце 1938 года Бородулина переводят старшим механиком на яхту Мурманского тралового флота «Жемчужина Севера», предназначенную для экспедиционных рейсов по рыбным предприятиям на побережье Баренцева и Белого морей (во время войны яхта была переименована в «ПС-1», до 1942 года относилась к Беломорской военной флотилии, позднее включена в состав Северного флота).

В апреле 1941 года Георгия Михайловича как моряка-резервиста направили на трехмесячную учебную переподготовку. Занятия проходили на базе бригады подводных лодок в Полярном. В сентябре 1941 года Бородулина призвали на военную службу. Он служил командиром БЧ-5 посыльного судна «ПС-1», экипаж которого выполнял поручения штаба флота связного характера. В годы войны на «ПС-1» часто выходил в море командующий Северным флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич.

В упомянутых воспоминаниях Георгий Михайлович писал не только о себе, но и о людях, с которыми его свела судьба.

Так, весной 1941 года на базе подводных лодок в Полярном он познакомился с командиром дивизиона Магомедом Гаджиевым. «Вызывало удивление и глубокое уважение, как этот уже в возрасте капитан второго ранга с искалеченными ревматизмом ногами от длительного плавания в полярных морях, все еще выходил в море. Хотя это уже была вторая половина мая, и было совсем тепло, как я обратил внимание, он был одет в валенки с галошами...», - писал об этой встрече Бородулин.

В Государственном архиве Мурманской области хранится рассказ Бородулина о А. Г. Головко, раскрывающий характер флотоводца с неожиданной стороны: «Как-то наше судно возвратилось из довольно длительного инспекторского похода по восточному побережью Мурмана. Почти вся команда отправилась в кино на какой-то новый нашумевший фильм. Совершенно неожиданно дежурный по судну получил распоряжение из штаба немедленно готовиться к выходу, так как командующему флотом необходимо было срочно быть на одном из флотских объектов в районе Мотовского залива. Уже потом, на переходе, командующий поинтересовался, как удалось так быстро подготовить судно к выходу. Командир доложил, что пришлось послать посыльного в кино, вызвать и собрать личный состав. Когда мы возвратились в Полярное, позвонил дежурный штаба флота и передал, что командующий приглашает свободных от вахты, желающих досмотреть прерванный кинофильм, в кинозал ЗКП Штаба».

Довелось Г. М. Бородулину стоять на вахте вместе с Николаем Луниным, ставшим впоследствии командиром легендарной подводной лодки «К-21». Вот как вспоминал Георгий Михайлович об этой встрече: «Во время моей короткой службы на бригаде подводных лодок возвратился в прошлом репрессированный командир лодки капитан-лейтенант Н. А. Лунин. Призван на флот он был из капитанов торгового флота и прошел в свое время переподготовку в военно-морском училище и на специальных офицерских курсах».

Еще раз они встретятся в мирное время в Главном управлении «Севрыбы», когда Н. А. Лунин, занимающий после войны скромную гражданскую должность, приедет в Мурманск решать производственные вопросы черноморской китобойной флотилии. Георгий Михайлович с горечью писал о Герое Советского Союза Николае Лунине, ушедшем из жизни в 1970 году: «...Ведь протяни вовремя руку помощи «товарищи из военно-морского флота» тому же Н. А. Лунину и, как знать, возможно, и жив был бы еще герой войны. Ан не хватило у них милосердия и заботы к судьбе этого неординарного, страдавшего тяжелым недугом человека, так много в свое время сделавшего для защиты Родины в тяжелую годину войны...».

Опыт и знания Георгия Михайловича понадобились для развития рыбохозяйственной отрасли в послевоенные годы. В 1946 году Бородулин получил назначение на должность главного инженера приемо-транспортной конторы кольского госрыбтреста. С начала пятидесятых годов он принимает непосредственное и активное участие в создании сельдяного флота. Сначала работал главным инженером, а с 1957 года занимал пост начальника управления «Мурмансельдь», впоследствии стал одним из организаторов круглогодичного океанического вылова сельди, руководил подготовкой судов для опытных сельдяных экспедиций к Исландии и Шпицбергену.

В конце 1964 года Бородулину поручают вести подготовку к созданию нового флота. С 1 января 1965 года начал работу «Севрыбхолодфлот», первым руководителем которого и стал Георгий Михайлович, человек не понаслышке знающий тонкости рыбацкого дела.

Имея техническое образование и богатый практический опыт механика на морских судах, Георгий Михайлович является автором нескольких изобретений, предназначенных для предотвращения столкновения в открытом море швартующихся судов. В архивном фонде бережно хранятся авторские свидетельства, расчеты экономической эффективности от внедрения изобретений и рацпредложений Г. М. Бородулина.

В 1973 году у берегов Новой Земли в Баренцевом море из-за ошибки штурмана произошла авария плавбазы «Полярная Звезда». Георгий Михайлович почти трое суток провел в радиоцентре, руководя работами по снятию судна с мели по радиотелефону. Перенесенные во время спасательной операции перегрузки и волнение сказались на его здоровье. После сильнейшего сердечного приступа, пройдя длительное лечение в стационаре, Георгий Михайлович принял решение отойти от дел.

В 1974 году Бородулин выходит на пенсию и переезжает на родину в Ленинград. Находясь на заслуженном отдыхе, он остался активным и неравнодушным человеком, часто приезжал в Мурманск, внимательно изучал местную прессу. В архиве можно ознакомиться с письмами Георгия Михайловича журналисту газеты «Рыбный Мурман» П. А. Быстроумову о подробностях гибели РТ-48, о работе на РТ-56 «Белуга», о прохождении учебных сборов в Полярном в 1941 году.

Как свидетельствуют сохранившиеся в архиве документы, Г. М. Бородулина глубоко волновали проблемы ведения рыбного промысла, вопросы аварийности промыслового флота, судьбы несправедливо забытых героев Великой Отечественной войны.

На страницах воспоминаний Георгий Михайлович высказал такую мысль: «...для связи времен и поколений городу-герою необходима подлинная история во всех ее проявлениях». В своих книгах «Неизменным курсом» и «Ничего, кроме правды», Г. М. Бородулин делится с читателями знаниями, опытом, рассказывает о событиях, свидетелем которых он стал за свою долгую жизнь.

Заслуги Г. М. Бородулина перед Родиной были высоко оценены как в военное, так и в мирное время. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За доблестный труд», бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Георгий Михайлович ушел из жизни в 1991 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Государственный архив Мурманской области бережно хранит фонд Г. М. Бородулина Р-1308, в котором представлены не только многочисленные фотографии, но и письма, воспоминания, почетные грамоты, адреса, документы о награждении.

 

Публикацию подготовила ведущий архивист ГОКУ ГАМО Ю.А. Пенькова

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи:

1. П. Болычев. Свирепый мужик: 100 лет назад родился Георгий Бородулин, почетный гражданин Мурманска. - Мурманский вестник. - 2011. - 8 декабря.

2.Имена нашего города: Почетные граждане города-героя Мурманска / Г.И. Лебедева, А. Бабкин, С. Гущин, А. Мусорина. - Мурманск: Кн. изд-во, 2008. - 254 с.

3. Ф. Р-1308. Оп 2. Д. 25 Л. 94, 141.

4. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 27. Л. 20, 22, 34, 38, 40.

5. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 24. Л. 1, 2, 3, 34.

6. Ф. Р-1038. Оп. 1. Д. 53, 80.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

Празднование дня Военно-морского флота.
На снимке: Г. М. Бородулин (в центре), Н. Х. Шаповалов - начальник управления «Мурмансельди» (слева). 1966 г.

ГАМО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д. 53.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Выступление бывшего начальника управления «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бородулина на торжественном собрании в честь 10-летия флота. Мурманск, Дворец культуры им. С. М. Кирова. 1975 г.

ГАМО. Ф.Р-1308. Оп. 1. Д. 80.

 

 

 

 

 

 

 
100-let-arch
100let
baner
godkino