Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Бурков Константин Лаврентьевич

 

3 июня исполняется 110 лет со дня рождения Константина Лаврентьевича Буркова (1906-1964), орденоносного капитана Мурманского тралового флота, энергичного и отважного человека, чьим именем 18 декабря 1965 г. была названа одна из улиц нашего города.

Имя Константина Лаврентьевича упоминается во многих публикациях и книгах, есть воспоминания его коллег и сослуживцев, рассказы Марии Владимировны Бурковой - жены и верной подруги Константина Лаврентьевича. Он - удивительный человек, заслуживающий чтобы о его жизни, ратных и трудовых подвигах знали больше.

Константин Лаврентьевич Бурков родился в 1906 году в деревне Патракеевка Архангельской губернии, в поморской семье. С 14 лет начались его выходы в море: сначала коком на маленьком боте, затем матросом на парусном судне ходил он на Мурман за треской, был помощником тралмейстера, старшим клипфисником - прошел многие ступени рыбацкой науки.

Далее была учеба на вечернем отделении Архангельского морского техникума. Постигнув теорию судовождения, по окончании учебного заведения в 1933 году Константин Лаврентьевич становится штурманом. Но скоро его назначают капитаном первого «рыболовного комбайна» - судна, приспособленного для лова различными способами, спущенного на воду Архангельской судоверфью. Знание своего дела, хорошая морская подготовка, целеустремленность, невероятная работоспособность - вот что стало основой столь стремительного профессионального взлета вчерашнего выпускника.

В 1938 году в деятельности Константина Лаврентьевича происходят некоторые перемены, которые мы можем увидеть с помощью сохранившегося в Государственном архиве Мурманской области личного дела Буркова. В автобиографии мы видим написанную его рукой строчку: «В 1938 году был выдвинут заместителем начальника управления тралового флота в Архангельске и временно исполнял обязанности начальника».

Неизвестно, как бы продолжилась карьера Константина Лаврентьевича, если бы не начавшаяся в ноябре 1939 года советско-финская война. Буркова мобилизуют в войска Северного морского флота, где он служит командиром военного тральщика № 895. Выписка из характеристики К. Л. Буркова в его личном деле: «Товарищ Бурков участвовал в боях за взятие Петсамо (Печенги) и за успешное выполнение заданий командования награжден орденом Красного Знамени». Он первым ступил на причал освобожденной Печенги и разминировал его. Также, в числе других военных подразделений ему предстояло очистить фарватер к Линахамари от мин, чтобы вслед за тральщиками в порт могли безопасно пройти корабли с десантом.

После демобилизации в мае 1940 г. в жизни Константина Лаврентьевича были недолгие мирные вахты капитана РТ-412. И снова Родина в опасности! И снова мобилизация на Северный флот в качестве командира военного тральщика. Уже на четвертый день Великой Отечественной войны Бурков вновь поднимается на командирский мостик. Воевал Константин Лаврентьевич на ТЩ-38, бывшем рыболовном траулере «Киров», сменив прежнего командира Стрельбицкого Андрея Иосифовича. Сам Константин Лаврентьевич напишет о своем участии в военных операциях так: «...участвовал в боях с воздушными пиратами (имею на счету сбитый самолет) и подводной лодкой, конвоировали переход транспортных судов, несли дозор, выходили на боевые траления, уничтожали мины, перебрасывали десант на территорию, занятую противником». А «Полярная правда» 24 июля 1943 г. расскажет о тральщике Буркова: «В один из последних налетов на корабль напали семнадцать самолетов врага. Бомбы ложились у самого борта, и вода кругом бурлила как кипяток. Ни одна из брошенных бомб не угодила в корабль. Бурков умело маневрировал, не прекращая огня по машинам противника». При доставке боезапаса на полуостров Рыбачий под обстрелом противника из береговой артиллерии, Константин Лаврентьевич был тяжело ранен осколком. Много часов врачи боролись за жизнь командира, а потом - долгие месяцы в госпитале. Ему определили инвалидность, но он продолжал воевать, нести боевые вахты.

После войны в салоне траулера была установлена мемориальная доска: «В составе Северного флота активно участвовал в Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. В боях за нашу Родину экипаж корабля 200 суток провел в дозоре, конвойных операциях, уничтожил 20 мин, неоднократно отражал атаки вражеской авиации».

Но даже с победными залпами салюта, война для Константина Лаврентьевича и его боевого тральщика не закончилась. Еще больше года прочесывал он Баренцево море, вылавливая разбросанные фашистами мины. Хотел, чтобы его товарищи рыбачили в безопасных водах.

Только осенью 1946 года вернулся к мирному труду обретший прежнее название РТ-29 «Киров». Вступил он в строй промыслового флота, и повел его к мирным рекордам Бурков Константин Лаврентьевич. На груди ветерана к уже имеющемуся ордену Красного Знамени прибавились другие ордена и медали: орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией». Судно-рекордсмен, слава которого гремела еще со времен довоенных пятилеток, вновь показало себя. Следуя славным традициям, команда успешно завершила свой первый послевоенный рейс, доставив в порт 219,5 тонн рыбы. Вот что мы можем прочитать в архивном документе «Условия социалистического соревнования мастеров рыбной промышленности»: «Капитан РТ «Киров» тов. Бурков К.Л. и тралмейстер тов. Маслов В.Н., благодаря правильной расстановке людей и применения усовершенствованных приспособлений, способствовали в 1947 году вылову тральщиком 60 тыс. центнеров рыбы, что превышает довоенный уровень вылова...». И мало кто знал, подсчитывая уловы славного экипажа, что у капитана Буркова после фронтового ранения почти не действует левая рука.

Не менее известны успехи экипажа РТ «Семга», который в 1949 году принял Константин Лаврентьевич. Он вместе с основной частью команды перешел на отстающий в соц. соревновании траулер и сумел вывести его в передовые. Стахановский рекорд траулера «Киров» - 60 тысяч центнеров рыбы - был повторен промысловиками «Семги» в 1950 году. «Воля к победе» - так названа статья в «Полярной правде», рассказывающая о том периоде в истории коллектива траулера.

Этот год отмечен в жизни Константина Лаврентьевича еще одним знаменательным событием: в декабре 1950 года Правительство Советского Союза отметило его трудовые подвиги орденом Ленина и присвоении ему звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга».

Следующие восемь лет Бурков проведет в активной и плодотворной управленческой и общественной деятельности: он становится начальником промысловой разведки и заместителем начальника объединения «Мурманрыба», избирается членом ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности, членом Мурманского городского комитета партии, депутатом городского Совета трех созывов. Константин Лаврентьевич признавался: «Нет ничего более ценного в жизни, чем доверие народа. Я приложу все силы к тому, чтобы полностью оправдать Ваше доверие».

Но море зовет его... И в 1958 году Бурков возвращается в Мурманский траловый флот на капитанскую работу. Ежегодное прохождение обязательной медицинской комиссии перед выходом в море становится для него настоящим препятствием. Надзор врачей за здоровьем Константина Лаврентьевича осуществлялся строго: «Выход в море разрешен на 1 (один) рейс». Затем еще на один, и еще. Но вот в санитарной книжке появляется запись: «Может работать капитаном-наставником, как старослужащий». Это значит, что он должен быть на берегу, под присмотром медиков, и, как уступка врачей - редкие выходы в море.

Утром 3 декабря 1964 года капитан флота рыбной промышленности I ранга Константин Лаврентьевич Бурков умер на шестом причале, не дойдя несколько шагов до траулера. Похоронили его на Мурманском городском кладбище. Спустя год имя прославленного капитана ожило в названии мурманской улицы.

Публикацию подготовила С. А. Мазина

 

Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.

Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 134. Л. 114.

Ф. П-1. Оп. 19. Д. 829.

«Полярная правда» № 152 от 24.07.1943. С. 3. Статья «Командир вернется»

«Полярная правда» № 153 от 09.07.1950. С. 3. Статья «Воля к победе»

«Рыбный Мурман» № 7 от 15.02.1980. С. 8. и № 8 от 22.02.1980. С. 8. Документальный очерк «Лицом к морю»

«История Мурманского тралового флота. 1920-1970». А. А. Киселев, А. И. Краснобаев. Мурманское книжное издательство. 1973 г.

«Улицы Мурманска». А. А. Киселев, М. А. Тулин. Мурманское книжное издательство. 1974 г.

Бурков Константин Лаврентьевич. ГАМО. «Рыбный Мурман». № 8 от 22.02.1980.

 

Бурков Константин Лаврентьевич.
(ГАМО. «Рыбный Мурман». № 8 от 22.02.1980.)


Команда траулера РТ-29 «Киров». 1944 год. В центре – капитан Бурков К. Л. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10336 (н).

Команда траулера РТ-29 «Киров». 1944 год. В центре – капитан Бурков К. Л.
(ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 10. Д. 10336 (н).)

 


Выписка из приказа о присвоении персонального звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга» Буркову К. Л. ГАМО. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.

Выписка из приказа о присвоении персонального звания «Капитан флота рыбной промышленности I ранга» Буркову К. Л.
(ГАМО. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 279. Л. 259.)


 
100let
godkino
baner