Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЕК

new96Через несколько дней мурманчане в 96-й раз в истории города будут провожать старый год и приветствовать новый, а спустя еще неделю встретят Рождество. Новогодние праздники отмечают в заполярной столице с момента ее основания - уже почти век. Уходили в прошлое даты, эпохи, руководители страны и города, а любимые народом новогодние торжества оставались. Правда, в зависимости от исторических условий менялись и они. Судите сами.

Становление заполярной столицы пришлось на трудные годы революции и Гражданской войны, однако, несмотря на острый жилищный голод и общую неустроенность о праздниках не забывали. На стыке 1918 и 1919-го их, помимо горожан, встречали расквартированные в краевом центре части союзных войск держав Антанты. Год спустя, праздновали уже без союзников. Для детей тогда устроили новогодний утренник и рождественскую елку. Отмечали, конечно, и взрослые. Вот характерное объявление из газеты «Мурманский вестник» от 6 января 1920 года: «К празднику Рождества Христова продаю пятинедельных поросят. Справиться: Порт, внизу фанерный барак № 420, квартира Попова». Новогодние торжества были омрачены тем, что из-за нехватки дров мурманская электростанция с 1 января отключила от электричества некоторые районы города. И все-таки - праздновали. Последнее «белое» новогодье в Мурманске описал в своих мемуарах лейтенант Дмитрий Астафьев. «Встречу Нового года, повествовал он, - решено было устроить втроем: я, Державин и Павловский. Державин помещался в доме рядом с Управлением порта; вечером, часов около 10 собрались мы в его комнате, украсили ее флагами, наладили освещение - вообще придали вид, соответствующий торжественному случаю. Мишка (вестовой Астафьева - Д.Е.) принес из Собрания посуду, рябчиков, закуску, заказанный там специально сладкий пирог, расставил все это на столе и ½ 12 доложил:

- Кушать готово...

В 12 часов, крепко расцеловавшись друг с другом, пожав руки с искренними пожеланиями добра и счастья, уже веселые и радостные, начали мы 1920-й год». Не прошло и двух месяцев, как белые были вынуждены покинуть Кольский полуостров и бежать за рубеж, а Державин, у которого происходило описанное выше новогоднее торжество, погиб во время антибелогвардейского переворота в Мурманске.

После установления на Кольском полуострове советской власти Рождество и Новый год были объявлены «старорежимными» праздниками. В пику православию, комсомольцы устраивали антирелигиозное «красное рождество», а строчки из стихотворения А. Введенского «Не позволим» «только тот, кто друг попов елку праздновать готов» получили тогда широкое распространение. «Знаете ли вы, - информировал читателей в начале 1924 года журнал «Вестник Мурмана», - что надо было проделать и что миллионами делалось между первым и двенадцатым ударами часов? А вот что: на маленьком, заранее заготовленном клочке бумаги писалось самое большое, самое пламенное желание, торопливо сжигалась бумажка в огне свечи, и проглатывался пепел, но обязательно до конца боя часов и так, чтобы ни одна из начертанных и сожженных букв не прилипла ни к языку, ни к гортани. Операция - не из легких... Так бывало когда-то. Но - сорваны завесы со сверхъестественного, сорваны маски и плащи пришельцев, сбиты венцы с чудесного и бессильны давно магические круги и заклинанья. На опыте прошлых дней, побед и поражений строим будущее свое сами, становимся сами кузнецами своего счастья и задорно и весело смеемся порой в лицо пришельца - нового года».

Так продолжалось до середины 30-х. На исходе 1935 года «Правда» неожиданно напечатала заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Реабилитация праздника произошла как раз тогда, когда Сталин произнес памятную фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее». Новогодние торжества служили теперь укреплению советского строя, являясь одной из иллюстраций к знаменитой формуле «За детство счастливое наше спасибо родная страна». Комсомольцам и пионерработникам давалась директива в срочном порядке  устроить под Новый год коллективные елки для детей. В Мурманском округе Ленинградской области отреагировали на нее с годовым опозданием - уж слишком неожиданным оказался очередной поворот «генеральной линии». Спектакль для детей в кукольном театре по рассказу Чехова «Хирургия», вечера в ресторанах и столовых для взрослых, - вот и все, чем запомнилось тогда северянам новогодье. Зато уже в 1936-м елки устраивали повсюду - в школах, клубах, доме культуры. А в 37-м уже даже не елки - настоящие балы с играми, песнями, танцами, конфетти, серпантином, костюмами и духовым оркестром. На площади по проспекту Сталина построили в конце декабря две ледяные, шестиметровой высоты, горки для катания детей с желобом для спуска длиной 60 метров. Наконец, тогда же в «Полярке» появилось первое изображение Деда Мороза. Ну а Рождество так и не получило официального признания вплоть до начала 90-х.

Великая Отечественная, казалось, отодвинула на задний план все мирные дела и заботы. До праздников ли, когда вокруг столько горя? Но факты свидетельствуют - Новый год отмечали и тогда. К примеру, 1944-й мурманские портовики встретили ударным трудом, сумев, за последние 44 часа уходящего года поставить своеобразный рекорд - выгрузить на рейде с 6 пароходов 19 торпедных катеров. Работу они закончили около полуночи 31 декабря. Не забывали и о детях. Для них устраивали елки в главном мурманском бомбоубежище - с хороводами, подарками и просмотром «союзной» английской комедии «Джордж из Динки-джаза».

В первые послевоенные годы, когда культ личности Сталина достиг апогея, новогодние поздравления по всей стране, в том числе и в Мурманской области сопровождались обязательными славословиями в адрес вождя. В мурманской прессе того времени можно собрать богатую коллекцию «сталинских тостов». Вот лишь несколько примеров:

«Так прославим того, кто возглавил победы народа,

Кто зажег над страною сиянье рубиновых звезд.

Мы ему посвящаем на празднике Нового года

Нашу первую песню и первый торжественный тост».

 

«... До краев наполним чашу

И поднимем выше всех,

За того, кто в мыслях наших

И на сердце кто у всех.

Кто стоит всегда на страже

Словно кормчий у руля.

В Новый год страна вся наша

Выпьет, Сталин, за тебя».

 

«С новогодней заздравною чашей

За большим и за дружным столом

Мы о верности Родине нашей,

Мы о Сталине песню поем».

В 50-е - 80-е годы минувшего века Новый год уже был устоявшейся традицией. Хотя первая фотография елки на главной городской площади появилась в «Полярной правде» только в январе 1957 года - уже после ХХ съезда партии. В дальнейшем жители Мурманской области вместе со всем Советским Союзом, встречая праздник, досрочно выполняли и перевыполняли планы, подводили итоги социалистического соревнования, а так же смотрели «Карнавальную ночь», «Иронию судьбы...» «Голубой огонек», собираясь за праздничным столом, ждали боя курантов и слушали поздравления партийных лидеров. Впрочем, сформировались и свои, специфические, северные традиции. Например, морякам порой приходилось встречать Новый год в море, в рейсе, а спортсменам нравилось дожидаться двенадцатого удара часов на лыжне или - как моржам - в проруби. Мурманчане, отметив праздник дома, спешили на площадь Пять углов, «под елочку» - проветриться, пообщаться с народом, других посмотреть, себя показать.

В канун 1986-го в центре Мурманска появились прекрасно выполненные из дерева и фанеры Дед Мороз и Снегурочка. Они были настоящими великанами - рукавица Деда Мороза достигала полуметра в длину, а сам он возвышался до пятиметровой высоты. Рядом стояла Снегурочка - ему под стать. Годом позже 31 декабря в областном центре состоялось красочное карнавальное шествие с музыкой и танцами. В конце 1989-го мурманские коммунальщики соорудили в центре города сказочный замок с башнями и ледяной горкой, увенчанной фигурой крылатого коня. Кроме того, в тот год вместо живой ели на площади Советской Конституции впервые собрали искусственную конструкцию высотой 20 метров и диаметром у основания - 10. Подходящий проект отыскали в Новосибирске, а все остальное сделали в Мурманске. Для «озеленения» этого чуда техники потребовалось 7 тысяч веток лапника. Их добыли на лесозаготовках - из отходов.

Послесоветские праздники тоже имели свои, особые приметы. Из политической нестабильности и продовольственной скудости начала 90-х, когда хозяйкам приходилось прикладывать невероятные усилия для того, чтобы накрыть - иногда используя для этого продукты из «гуманитарной помощи» - приличный праздничный стол, Россия шагнула в сытые 2000-е. Сегодня новогодние торжества знаменуются скидками и распродажами в супер и гипермаркетах, обилием корпоративов, праздничными шоу на телеканалах, десятидневными каникулами. Вернулось и быстро обрело былое признание в народе Рождество. Ныне стала уже привычной картина, которую прежде нельзя было представить - руководители города, региона, государства на торжественном богослужении в православном храме.

Что впереди? Приближается столетие Мурманска и хочется верить - новогодние праздники, преодолевшие вместе с нашей страной, с нашим краем и с самым большим заполярным городом мира длинный, непростой путь, останутся с нами и впредь.

 
100let
godkino
baner