Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Из истории развития законодательства о «северных льготах»

В мае 2012 г. исполнилось 80 лет законодательству о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР. Обратимся к истории его становления и развития, тем более что вопрос о «северных льготах» не потерял своей актуальности и в наши дни.

В конце 20-х - начале 30-х годов началось интенсивное освоение Кольского полуострова: разработка Хибинского месторождения апатита, планомерное изучение Монче-тундры, строительство гидростанции на реке Ниве, развитие рыбной промышленности, развитие Мурманского тралового флота. При этом одной из задач было обеспечение грандиозных строек кадрами. Низкая степень осёдлости населения края, периодическая сменяемость кадров, большая их текучесть приводили к острой нехватке рабочей силы. Стране нужны были весомые стимулы для притока рабочей силы в активно осваиваемые тогда «севера» - одних административных и даже репрессивных мер было недостаточно, поэтому наиболее эффективными мерами стало введение северных льгот.

По Положению о льготах для лиц, работающих в отдалённых местностях СССР, и вне крупных городских поселений, утверждённым Постановлением ЦИК СССР  № 42 и СНК СССР № 204а от 12.08.1930, для определения объёма предоставляемых льгот все работники разделялись на три группы по их квалификации и занимаемой должности. К первой и второй группам относились высший и средний административный персонал и специалисты высшей и средней квалификации промышленности, транспорта, связи, сельского и водного хозяйства, а также медицинский и ветеринарный персонал, работающий по борьбе с эпидемиями и эпизоотиями. К третьей группе относились все прочие работники, не отнесённые к первой и второй группам.

 

Льготами не пользовались иностранцы, привлекаемые на работу из-за границы.

 

Трудовые договоры с работниками первой группы и вне крупных городских поселений, могли заключаться до пяти лет.

Работникам первой группы по соглашению сторон могли быть оплачены расходы по поездке для предварительного ознакомления с условиями работы. Для лиц, приехавших на Север по личной инициативе, такой возможности не предоставлялось.

При увольнении работника по независящим от него причинам ему выплачивалось единовременное пособие (сверх обычного выходного пособия) в размере месячного заработка, а также оплачивалась стоимость проезда к прежнему месту жительства работнику и членам его семьи.

По истечении каждого года работнику начислялась 10% надбавка к окладу, общая сумма надбавок не могла превышать 100 % оклада.

При временной утрате трудоспособности наниматель выплачивал доплату к пособию до полного размера содержания, получаемого по службе.

До 12.08.1930 отпуск составлял полтора месяца, но только в том случае, если работник выезжал на отдых за пределы Мурманского округа. «Полярная правда» от 30.01.1929 № 12 писала: «...Рабочий Севгосрыбтреста Фёдор Родионов проработал на Мурмане целый год, но был отпущен в отпуск лишь на один месяц. Отпуск свой провёл не выезжая из Мурманска. В конце года Родионов предъявил Севгосрыбтресту претензию на дополнительный двухнедельный отпуск. Но суд, на основании положения об отпусках на отдалённых северных окраинах СССР, в иске Родионову отказал». А следом, 12.04.1929, вышла пояснительная статья Мурманского окружного суда: «...лица, проработавшие к моменту отпуска менее года и получившие отпуск на 1 месяц, не имеют права в дальнейшем требовать дополнительного отпуска на две недели».

Положением от 12.08.1930 продолжительность очередного отпуска увеличивалась на месяц, а работники, прослужившие три года, имели право на трёхмесячный отпуск, включая очередной. При этом стоимость проезда работника в место использования отпуска и обратно могла быть оплачена нанимателем по соглашению сторон.

Также по соглашению сторон в целях повышения квалификации работнику могла быть предоставлена командировка длительностью от полутора до шести месяцев с оплатой проезда и сохранением содержания.

За работниками первой и второй групп сохранялась жилая площадь в месте прежнего жительства, независимо от того, остались ли там члены семьи работника, или уехали вместе с ним.

По соглашению сторон наниматель мог выплачивать стипендию детям работников, обучающимся в ВУЗах и техникумах.

Подоходный налог с работников взыскивался из расчёта половины общей суммы заработной платы.

В случаях необходимости работник мог получить путёвку на поправку здоровья.

Постановлением Совета Народных комиссаров СССР от 27.01.1932 «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги» Мурманский округ был отнесён к первому поясу отдалённых местностей, то есть к местностям с особо тяжёлыми климатическими условиями.

Газета «Полярная Правда» 1932 г. № 31 пишет: «Призывая рабочий класс строить на Кольском полуострове мощную индустриальную базу, партия и правительство ставят вопрос о дальнейшем улучшении материальных, культурных и культурно-бытовых условий трудящихся. Правительственным решением Мурманский округ отнесён к первому поясу отдалённых местностей. В месячный срок центральными органами будет разработан проект дополнительных льгот для рабочих и служащих, предусмотрев в этом проекте увеличение заработной платы, отпусков и заграничных командировок».

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.04.1932 были установлены дополнительные льготы для рабочих и служащих в Мурманском округе, которые, применялись дополнительно к льготам, установленным для отдалённых местностей, и сводились к следующему:

1.           процентные надбавки стали выплачиваться по истечении каждых шести месяцев работы, причем срок на получение процентных надбавок исчислялся с момента приезда на место работы в Мурманский округ, но не ранее 01.01.1932;

2.           продолжительность очередного отпуска увеличилось на полтора месяца или 24 рабочих дня (но не должна была превышать двух с половиной месяца);

3.           для лиц, проработавших в Мурманском округе не менее года, стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно с 01.01.1932 оплачивалась за счёт нанимателя.

В соответствии с решениями 16 съезда КПСС Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.05.1932 было утверждено «Положение о льготах для  лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР». Этим Постановлением впервые в отдельную группу были выделены районы Крайнего Севера РСФСР. С этого момента законодательство о северных льготах стало существовать самостоятельно.

В связи с обстоятельствами военного времени с 03.10.1942 северные льготы были отменены. Сохранились лишь процентные надбавки к заработной плате, выслуженные в определённой сумме на 01.10.1942.

После окончания Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР 01.08.1945 издал новый Указ «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера». Вслед за этим вышло Постановление СНК СССР от 02.09.1945 № 2262 «Об утверждении перечня местностей Крайнего Севера и инструкции Наркомфина СССР и ВЦСПС по применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.08.1945», согласно которому Мурманская область была отнесена к районам Крайнего Севера. Льготы были восстановлены, но с существенными изменениями, которые сводились к следующему:

1. Постановлением СНК СССР от 18.11.1945 впервые был утвержден перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и на эти территории распространялось действие Указа от 01.08.1945 с перечнем льгот меньших объёмов;

2. Отменено деление рабочих и служащих на две группы по квалификации и занимаемой должности;

3. Отменено предоставление льгот по соглашению сторон; сокращены дополнительные отпуска за работу на Крайнем Севере;

4. Перестали существовать льготы по обучению как самого работника, так и его детей, льготы по командировкам, льготы по исчислению подоходного налога и т.д.

Самым существенным изменением в законодательстве о льготах стало положение о предоставлении льгот только при условии заключения работником трудового договора на срок не менее трёх лет.

Льготы, установленные для переселенцев на Север в 1945 г., не пересматривались до 1960 г., до принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», который был введён в действие с 01.03.1960.

В последующие годы было издано много важных нормативных и методических документов, регламентирующих предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу (далее - РКС и МКС). Большая часть их уже утратила силу, однако некоторые, будучи неоднократно измененными и дополненными, сохранили свою силу до настоящего времени.

Сейчас вопросы трудовых правоотношений, предоставления льгот и компенсаций работающим в РКС и МКС регулируются несколькими десятками нормативных и методических документов. Важнейшими из них являются:

- Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004);

- глава 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (статьи 313 - 327) Трудового Кодекса Российской Федерации;

-  Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2004 № 245;

Современная законодательная база по установлению льгот и компенсаций зависит от вида финансирования организаций и предусматривает дополнительные выплаты к заработной плате в виде:

1. Районного коэффициента.

Согласно Постановлению Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 на территории Мурманской области в централизованном порядке установлен районный коэффициент в размере 1,4 (за исключением н.п. Туманный, где такой коэффициент с 01.06.1992 определен в размере 1,7 и н.п. Островной, где с 01.12.1992 он составляет 1,8).

Постановлением администрации Мурманской области от 27.01.1992 (в редакции постановления АМО от 14.05.1992 N 275) установлен районный коэффициент в размере 1.5.

2. Процентной надбавки к заработной плате (так называемые «полярки»).

В общем порядке начисляются по 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60% надбавки - 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка.

3. Дополнительных дней к отпуску и иных гарантий и льгот, таких как дополнительный выходной день одному из родителей без сохранения заработной платы, сокращённая рабочая неделя для женщин (36 часов).

4. Гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтенным методом в северных районах.

6. Льгот при назначении пенсии.

Наиболее объективным показателем эффективности законодательства о льготах для работников Крайнего Севера служит состояние численности населения Мурманского края.

Согласно отчету по административному учёту населения Мурманского окружного статистического отдела от 20.11.1928 население Мурманской области составляло 11429 человек (ф. Р-162, оп.1, д. 149, л. 1, 2).

По материалам истории хозяйственного освоения Кольского Севера на 01.01.1933 года численность населения составляла 112 тыс. человек, на 01.01.1940 г. - 318,4 тыс. человек, на 01.01.1953 - 404,4 тыс. человек, на 01.01.1957 г. - 524 тыс. человек (В. Добров «Население Кольского Севера», 1967 г., стр. 31).

Численность населения по данным переписей населения1)

 

Года

Все население,

тыс. человек

в том числе

В % к предыдущей

переписи (все население)

городское

сельское

1959

568,2

523,1

45,1

х

1970

801,0

708,2

92,8

141,0

1979

978,0

869,8

108,2

122,1

1989

1164,6

1071,0

93,6

119,1

2002

892,5

823,2

69,3

76,6

2010

796,1

739,0

57,1

89,2

 

1. Данные Мурманскстата приведены: за 1959 и 1970 годы - на 15 января, за 1979 год - на 17 января; за 1989 год - на 12 января; за 2002 год - на 9 октября; за 2010 год - на 14 октября.

 

Таким образом, обратившись к истории становления и развития законодательства о северных льготах, можно с уверенностью сказать, что введение льгот для работников Крайнего Севера позволило на продолжительное время решить задачу обеспечения отдалённых и малообжитых районов страны, в т.ч. Кольского полуострова, трудовыми ресурсами, что, в конечном итоге, содействовало освоению этих районов, превращению их из отсталой окраины в экономически развитые регионы.

 
100-let-arch
100let
baner
godkino