Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Первый шаг к самостоятельности

22 апреля 2018 г. исполнилось 100 лет событию, которое с точки зрения современной педагогической науки можно было бы назвать «подростковым кризисом» Мурмана. Возникла проблема взаимоотношений края и центра: губернский центр - Архангельск - оказывающий финансовую посильную помощь Мурманскому краю, оказался в роли неугодного родителя подростка - Кольского Севера, который потребовал признать себя самостоятельным.

В декабре 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел обратился к местным Советам с предложением заняться разработкой вопроса о необходимости изменения административных границ губерний, уездов и волостей. На волне центробежных тенденций в губерниях России, когда центральная власть шла на такие шаги, ища поддержки окраин,  был образован Мурманский край.

В феврале 1918 г. у руководителей Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов возникла идея создания Мурманского краевого Совета - органа управления Мурманским краем - в связи с тем, что губернский центр Архангельск был расположен далеко, транспортная связь с ним была затруднительной, и Александровский уезд оставался изолированным. К тому же военное, экономическое и политическое значение Кольского полуострова возрастало в условиях угрозы со стороны германских и финских войск, оказывавших давление на приграничную территорию.

18 февраля 1918 г. в Архангельске проходил губернский съезд Советов, который провозгласил Мурманский край совершенно самостоятельным, непосредственно подчиненным ЦИК и СНК. Делегаты от Мурманского краевого Совета зачитали на съезде Наказ, разработанный Советом рабочих и солдатских депутатов.[1] Мурманский делегат С. Н. Баев огласил: «До последнего времени край находился в заброшенном состоянии и его естественные богатства эксплуатировались лишь промышленниками-поморами, которые, не имея возможности прочно обосноваться в нем, естественно превращались лишь в гастролеров, временно наезжавших в пределы Мурмана и тяготевших к Архангельску, как единственному городу на Крайнем Севере России, имеющему железную дорогу. С проведением Мурманской железной дороги положение резко изменяется. Первенствующее значение в Мурманском крае приобретает город Мурманск. Для полномасштабного освоения Мурмана необходимы образование самостоятельного Мурманского края, подчиненного не Архангельску, а непосредственно центральной власти, и государственная поддержка.

На основании изложенного Мурманский Совдеп считает нужным заявить:

1. Мурманский край является совершенно самостоятельным в деле краевого управления с центром политической, культурной и экономической жизни в г. Мурманске.

2. Совдеп, являющийся высшей властью края, ни в коей мере не подчинен Архангельскому Совдепу и работает с ним в контакте при разрешении вопросов, общих для всего Севера.

3. Советская власть Мурманского края непосредственно подчиняется ЦИК Совдепов и Совету Народных Комиссаров.

4. Все технически-административные органы управления, имеющиеся в Мурманском крае, подчиняются лишь Мурманской и Центральной советским властям».

 

И уже 22 апреля 1918 г. на краевом съезде Советов было объявлено о рождении Мурманского края и утверждена Конституция, по которой в него включались Александровский и Кемский уезды, часть Олонецкой губернии.

25 апреля 1918 г. этот документ, включающий в себя 19 статей, был опубликован в газете «Известия Мурманского краевого Совета», номер которой сохранился в Государственном архиве Мурманской области (ниже приведен полный текст этого документа).

А 2 мая 1918 г. в протоколе заседания Совета Народных Комиссаров № 107 можно увидеть согласие «Центра» с Мурманским краевым Советом:

С л у ш а л и:

п. 3. О развитии Мурманского края (Подвойский).

П о с т а н о в и л и:

а) Признать безусловно необходимым назначение Чрезвычайного комиссара в Мурманске и просить комиссаров поспешить наметить кандидатов.

б) Признать желательным отделение Мурмана от Архангельска и создание Краевого Совета и поручить Комиссариату внутренних дел снестись по этому вопросу с Кемью и Архангельском и окончательно оформить это отделение лишь по представлении Комиссариатом внутренних дел доклада.

в) Ассигнование 10.000.000 рублей отложить с тем, чтобы поставить этот вопрос немедленно по назначении Чрезвычайного комиссара и его доклада с мест и просить Мурманский совдеп ускорить представление подробной и обстоятельной сметы.[2]

 

Как показали дальнейшие события, идея краевого управления была несостоятельной. В реальной практике уездные города Александровск и Кемь предпочитали традиционные каналы связи со старым губернским центром. Архангельский губисполком вплоть до лета 2018 г. не только вел переписку с Александровским Советом по различным вопросам управления, но и перечислял последнему кредиты на выплату зарплаты учителям и закупку учебных пособий.

2 августа 1918 г. при активной «поддержке» союзников в Архангельске к власти пришло временное Верховное управление Северной области, в состав которой, по просьбе Мурманского краевого совета, 15 сентября 1918 г. был включен Мурманский край. Постановлением Временного Правительства Северной области от 2 февраля 1920 г. в составе Северной области была создана Мурманская губерния (в составе Александровского, Кемского уездов и части Олонецкой губернии), но она просуществовала менее 3 недель: 21 февраля 1920 г. в результате переворота, организованного рабочими, солдатами и матросами, на Мурмане установилась власть Советов, которая упразднила Мурманскую губернию, восстановив Александровский и Кемский уезды.

Административной самостоятельности Мурмана в тот исторический период не суждено было случиться. Краткий период существования Мурманской губернии в 1921-1927 гг. закончился ее включением в Ленинградскую область. А окончательно отдельным субъектом страны наш край станет лишь в 1938 г., после масштабных изменений 1930-х гг., связанных с кратным ростом численности населения, появлением новых городов и производств. Однако события 1918-1920 гг. показали понимание руководителями государства, причем как Белыми, так и Красными,  возможности выделения Мурмана в отдельный субъект страны, к чему вела вся логика развития региона. Важно отметить, что речь шла лишь об административной самостоятельности, повышающей эффективность управления краем, позволяющей ему на равных «говорить» с центром и другими регионами, никакого сепаратизма, идей отделения или обособления от России на Мурмане никогда не было.

 

 

Конституция Мурманского краевого Совета рабочих и крестьянских депутатов,

принятая и утвержденная общим Собранием Совета 22 апреля 1918 года[3]

Ст. 1. Высшим органом власти в Мурманском крае является краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов.

Примечание. В состав Мурманского края входят Кемский и Александровский уезды Архангельской губернии и полоса отчуждения железной дороги от Мурманска до Званки.

Ст. 2. Краевой Совдеп состоит:

а) из представителей Совдепов: Кемского - 3. Сорокского, Кандалакшского. Кольского и Александровского - по 2, а также Александровского уездного Кредепа - 3;

б) из представителей крестьянских обществ Кемского и Александровского уездов - по 2 от каждой волости;

в) из представителей железнодорожных Совдепов - 6 от главного и по 4 от каждого из шести районных;

г) из представителей г. Мурманска в количестве, не превышающем общего числа представителей от края, поименованных в пп. «а» и «б».

Примечание 1. Члены краевого Совета избираются на неопределенное время и могут быть во всякое время отозваны своими избирателями.

Примечание 2. Иногородние члены Совдепа получают из казны суточное довольствие с момента выезда их из места избрания по 10 рублей в сутки, а также им возмещаются все путевые расходы по поездке в Мурманск и обратно.

Ст. 3. Органами, при помощи которых краевой Совдеп осуществляет свою власть, являются:

а) президиум

б) краевой исполнительный комитет

в) управляющий делами краевого Совдепа

г) краевой совет народного хозяйства

д) отдел гражданского управления краем

е) отдел обороны

ж) революционный трибунал.

Ст. 4. Президиум краевого Совдепа состоит из председателя, 3 товарищей председателя, секретаря и 2 товарищей секретаря, избираемых общим Собранием краевого Совдепа на неопределенный срок.

Ст. 5. Исполнительный комитет состоит из 50-ти членов, избираемых общим Собранием краевого Совдепа на неопределенный срок, и президиума краевого Совдепа.

Ст. 6. Члены исполнительного комитета избираются общим Собранием краевого Совдепа пропорционально количеству представительства от Мурманска, края и железнодорожников.

Ст. 7. Управляющий делами краевого Совдепа назначается президиумом последнего и утверждается в этой должности исполнительным комитетом.

Ст. 8. Краевой совет народного хозяйства состоит из:

а) членов исполнительного комитета и президиума краевого Совдепа

б) из специалистов по отдельным отраслям народного хозяйства в количестве, не превышающем половины числа членов исполнительного комитета, входящих в состав совнархоза.

Примечание 1. Число отделов, на которые распадается краевой совет народного хозяйства, распределение между отделами работы и членов исполнительного комитета, а равно определение количества потребных для отделов специалистов - определяется советом народного хозяйства и утверждается исполнительным комитетом.

Примечание 2. Временно, до создания краевого совнархоза, все члены исполкома разбиваются на секции, сливающиеся с соответствующими отделами Управления районом, существующими в настоящее время, а именно: гражданским, техническим, хозяйственно-продовольственным, санитарным, военно-сухопутным. Общие Собрания совнархоза в соответствии с этим заменяются соединенными заседаниями исполнительного комитета и специалистов разных отделов в количестве, не превышающем половины членов исполкома.

Ст. 9. Отдел гражданского управления состоит из заведующего, его помощника и членов исполнительного комитета в количестве по усмотрению последнего.

Примечание 1. Временно, до сформирования краевого совнархоза, в отдел гражданского управления входят культурно-просветительское дело, муниципальное хозяйство города Мурманска, квартирная комиссия, следственная комиссия, местный суд и отдел труда.

Ст. 10. Оборона края сосредоточена в руках Военного совета при краевом Совдепе согласно

§ 2 соглашения от 2 марта 1918 г. При Военном совете состоят 3 комиссара от краевого Совдепа и Штаб с начальником во главе.

Ст. 11. Все специалисты и техники по разным отделам Управления назначаются на свои должности президиумом и утверждаются в должностях краевым исполнительным комитетом.

Ст. 12. Революционный трибунал при краевом Совдепе образуется на основании соответствующих декретов Совета Народных Комиссаров.

Ст. 13. Помимо органов, перечисленных в ст. 3-11, при краевом Совдепе состоит общая канцелярия с делопроизводителем во главе. Делопроизводитель канцелярии назначается президиумом и утверждается в сей должности исполкомом.

Ст. 14. Все бумаги, касающиеся управления краем, поступают в общую канцелярию (ст. 13) и распределяются президиумом по докладу управляющего делами между органами, указанными в

ст. 3.

Ст. 15. Краевой Совдеп:

а) утверждает общий план работ и государственного хозяйства в крае и все последующие изменения в нем;

б) утверждает все сметы ассигнований на проведение в жизнь плана работ и государственного хозяйства;

в) разрешает передвижение сумм из одной сметы в другую;

г) утверждает правила и положения, касающиеся прав всего населения края и отдельных групп его;

д) устраивает всех должностных лиц и членов организации от должности и предает их суду;

е) разрешает все вопросы управления, имеющие принципиальный характер;

ж) руководит всей политической жизнью края;

з) дает свое заключение по всем вопросам жизни края, поступающим на разрешение центральной Советской власти.

Ст. 16. Президиум краевого Совдепа в качестве Народной коллегии Мурманского района (приказ главнача от 20 февраля 1918 г. за № 23) разрешает все текущие дела Управления по докладу управляющего делами Совдепа, в качестве ответственного заведующего делами Управления, пользуясь при этом всеми правами Народной коллегии предоставленными.

Ст. 17. Исполнительный комитет:

а) подготавливает все дела общеполитического характера, подлежащие рассмотрению краевого Совдепа, назначает по ним докладчиков и утверждает их доклады;

б) наблюдает за исполнением всех постановлений краевого Совдепа;

в) контролирует деятельность всех организаций и должностных лиц, и в случаях злоупотреблений с их стороны, устраняет их временно от должности до утверждения сего общим Собранием краевого Совдепа;

г) в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает собственной властью все дела, подлежащие рассмотрению общего Собрания краевого Совдепа, докладывая о сем на ближайшем заседании Общего Собрания;

д) рассматривает просьбы о кассации решений Революционного трибунала.

Ст. 18. Все ассигнования подписываются председателем, одним из его товарищей и секретарем и скрепляются управляющим делами Совдепа.

Ст. 19. Все дела Управления, для обсуждения коих требуется специальное знание, обсуждаются и разрешаются в совете народного хозяйства, а засим вносятся в общее Собрание краевого Совдепа.

 

Председатель Архангельский

Секретарь Поляков

 

 

 

 

 

1.      ГАМО. Ф. Р-1027. Мурманский краевой Совет солдатских и крестьянских депутатов,

г. Мурманск 1918-1919 гг.

2.      Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г.

3.      П.В. Федоров «Северный вектор в Российской истории. Центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв.», Мурманск, 2009 г.

4.      П.В. Федоров «К событиям весны 1918 г.», «Наука и бизнес» № 2, апрель 2002 г.



[1] Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г., С. 135, документ № 101.

 

[2] Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г., С. 138, документ № 102.

3 ГАМО. Ф. Р-1027. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

 

 


1

ГАМО. Ф.Р-1027. Оп.1. Д.1. Л.4
 
100-let-arch
logo80
100let
logodobro
baner
godkino