Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Публикации

НА ПУТИ В АРКТИКУ

В сентябре 1939 года было организовано Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство Наркомата морского флота СССР. На момент создания Мурманское пароходство имело в своем подчинении всего 12 судов. Новому пароходству были переданы суда из Балтийского и Северного государственного морского пароходства, и к 1940 году Мурманское пароходство насчитывало уже 37 судов.

В годы Великой Отечественной войны Мурманск являлся одним из главных путей, по которому доставлялось военное снаряжение и продовольствие от союзников по антигитлеровской коалиции. В числе судов, вошедших в состав первых караванов в январе 1942 года, были и суда Мурманского пароходства. Многие суда и члены их экипажей погибли, выполняя свою работу. По окончании войны на плаву остались только 3 судна пароходства: «Спартак», «Сосновец» и «Мурманск». Но уже к концу 40-х годов флот пароходства был почти восстановлен до уровня довоенного времени.

25 июня 1953 года произошла реорганизация Мурманского пароходства, которая ставила своей целью оптимизацию деятельности на северных морских коммуникациях, создание единого арктического пароходства с центром в г. Мурманске.

Из приказа Министра морского и речного флота - «Об объединении морских и речных пароходств, портов, предприятий и организаций Министерства морского и речного флота»[1]

25 июня 1953 г.

 

Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1953 г. № 1567 в целях улучшения руководства эксплуатационной и хозяйственной деятельностью морских и речных пароходств, портов, предприятий и организаций и укрепления линейных подразделений морских и речных пароходств

п р и к а з ы в а ю:

1. Начальникам Главсевзапфлота тов. Чеботареву, Главюжфлота тов. Данченко, Главвостокфлота тов. Харитонову и Главсевморпути тов. Бурханову объединить следующие морские и речные пароходства:

[...][2]

д) Мурманское государственное морское пароходство, Архангельское морское арктическое пароходство и Мурманскую морскую контору Главморсевпути в Мурманское государственное морское арктическое пароходство с местонахождением Управления пароходства в г. Мурманске.

 

Заместитель Министра

морского и речного флота                                                                             П. Черевко

 

«После образования Мурманского арктического пароходства на базе объединения двух пароходств, флот возрос вдвое. Если до объединения в Мурманском пароходстве было только 25 судов, то после объединения оно имеет 50 судов.

Весь пассажирский, грузовой и ледокольный флот базируется в Мурманском морском порту». [3]

Об одном из подразделений, вошедшем в новую организацию - Мурманской морской конторе Главморсевпути - нужно сказать особо, так как именно с ней, в первую очередь, была связана реорганизация. Документы, сохранившиеся в фонде Мурманского морского пароходства (Р-753) Государственного архива Мурманской области, дают представление о немалых трудностях, которые преодолевала в своей работе Мурманская морская контора. Например, отсутствие собственных складских помещений стало причиной следующего приказа по конторе: «В целях пресечения расхищения в период разгрузки ценнейших грузов, прибывших из Германии на п/х «Ярославль» в адрес ГСМП, капитанам ледоколов «Сталин», «Красин», «Каганович» совместно с помполитами из числа своих экипажей ежедневно выделять по 6 человек проверенных, честных товарищей в распоряжение Мурманской морской конторы для несения вахты по охране разгружаемых грузов на территории Мурманского порта».[4] Прибывающие грузы приходилось «пристраивать» в сторонние городские организации. В этом же архивном деле можно прочитать и доклад исполняющего обязанности начальника административно-хозяйственного отдела Черткова, который сетовал на отсутствие в конторе фондов технических материалов, в связи с чем постоянно приходится обращаться за помощью в разные организации и «занимать» эти материалы там.

Несмотря на все сложности, Мурманская морская контора исправно работала: занималась агентскими функциями, готовила суда к зверобойному промыслу, осуществляла техническое наблюдение за ремонтом судов Архангельского арктического пароходства, производившимся в Мурманске. Однако масштабы освоения арктических пространств требовали большей концентрации всех имеющихся средств.

Для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения круглогодичного судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива в декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути. Уже в первой половине 1940-х гг. власти региона настаивали на необходимости  «...создать базу для развития арктического мореходства, призванного превратить великий Северный морской путь в нормально действующую водную магистраль».[5]

Кроме того, на Мурманскую морскую контору Главсевморпути возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике.

Реорганизация арктического пароходства, проведенная в 1953 г., способствовала достижению этой стратегически значимой цели. Итогом ее стала передача в подчинение пароходства порта Мурманск и порта Дикси, с января 1954 г. на баланс передаются механические мастерские и плавсредства Архангельского отделения арктикснаба (приказ Министра морского и речного флота № 657 от 15.12.1953), передан ряд ледоколов, в том числе «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке», ледокольные пароходы «Г. Седов», «Дежнев», «С. Леваневский», «В. Русанов», а также танкер «Ненец». Флот арктического пароходства стал активно пополняться судами нового типа, имеющими корпус усиленного ледового класса для арктического плавания и мощную дизель-электрическую силовую установку: первым вошел в состав дизель-электроход «Лена», чуть позже «Обь» и «Енисей». В первых же рейсах «Лена» установила рекорд, совершив первый в истории Северного морского пути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов, а «Ф. Литке» достиг самой северной точки, к которой когда-либо приближалось морское судно в свободном плавании.

Перед вновь созданным Мурманским государственным морским арктическим пароходством также ставилась задача обеспечения транспортных нужд портов и полярных пунктов всего западного сектора Арктики.

В результате Мурманское государственное морское арктическое пароходство, под руководством опытных специалистов: начальника МГМАП - И.В. Фомина, главного инженера - М.И. Чухманенко, начальника морской инспекции - А.И. Дубинина, стало представлять собой довольно крупное предприятие, с 1955 года осуществляющее регулярные рейсы в Арктику, в три раза увеличившее проводку судов ледоколами. Кроме того, было освоено снабжение островных полярных станций транспортными судами, открылись экспериментальные линии на Диксон, Тикси, Певек.

Реорганизация 1953 года, так много сделавшая для открытия пути в Арктику, ознаменовалась торжественным событием мирового значения: в г. Ленинграде был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин», который в 1960 году прибыл в порт приписки Мурманск, что стало началом новой эпохи в покорении арктических широт и оказало значительное влияние на дальнейшее освоение Арктики.



[1] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 2. Д. 25. Л. 7-11. - приказы Министра Морского флота, касающиеся работы Мурманского пароходства.

[2] Опущены сведения о реорганизации других флотов и пароходств СССР.

[3] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 1. Д. 30. Л. 206. - из докладной записки начальника Мурманского государственного морского арктического пароходства Фомина начальнику Главсевморпути Министерства морского и речного флота Карамзину. 3 декабря 1953 г.

[4] ГАМО. Ф. Р-753. Оп. 1. Д. 2. - приказ начальника Мурманской морской конторы Знаменского С.Н.

[5] ГАМО. Ф. Р-543. Оп. 1. Д. 102. Л. 3. - докладная записка первого секретаря обкома ВКП (б) Старостина М.И. председателю Чрезвычайной Государственной комиссии о разрушениях, произведенных немецко-фашистскими захватчиками в Мурманской области.

1.	Один из первых арктических судов пароходства – ледорез «Ф. Литке» во время экспедиции-перехода к острову Врангеля в 1929 г.
ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 239.

1. Один из первых арктических судов пароходства – ледорез «Ф. Литке» во время экспедиции-перехода к острову Врангеля в 1929 г.

ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 239.

 

2.	Ледокол «Красин». Арктическая навигация.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2134.
Фото – Ф. Косинец.

2. Ледокол «Красин». Арктическая навигация.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2134.

Фото – Ф. Косинец.

 

3.	Караван судов Мурманского пароходства в море Лаптевых в арктической навигации.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2133.
Фото – Ф. Косинец.

3. Караван судов Мурманского пароходства в море Лаптевых в арктической навигации.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2133.

Фото – Ф. Косинец.

 

4.	Дизель-электроход «Обь» после зимней навигации в порту.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4696.
Фото – Репин.

4. Дизель-электроход «Обь» после зимней навигации в порту.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4696.

Фото – Репин.

 

5.	Атомный ледокол «Ленин» Мурманского государственного морского арктического пароходства. (В новости)
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 495.
г. Мурманск. 1960 г.

5. Атомный ледокол «Ленин» Мурманского государственного морского арктического пароходства.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 495.

г. Мурманск. 1960 г.

 

6.	Иван Владимирович Фомин – в 1953 г. назначен начальником Мурманского государственного морского арктического пароходства.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4154.
г. Мурманск. 1972 г.

6. Иван Владимирович Фомин – в 1953 г. назначен начальником Мурманского государственного морского арктического пароходства.

ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 4. Д. 4154.

г. Мурманск. 1972 г.

 

 

 

 

Первый шаг к самостоятельности

22 апреля 2018 г. исполнилось 100 лет событию, которое с точки зрения современной педагогической науки можно было бы назвать «подростковым кризисом» Мурмана. Возникла проблема взаимоотношений края и центра: губернский центр - Архангельск - оказывающий финансовую посильную помощь Мурманскому краю, оказался в роли неугодного родителя подростка - Кольского Севера, который потребовал признать себя самостоятельным.

В декабре 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел обратился к местным Советам с предложением заняться разработкой вопроса о необходимости изменения административных границ губерний, уездов и волостей. На волне центробежных тенденций в губерниях России, когда центральная власть шла на такие шаги, ища поддержки окраин,  был образован Мурманский край.

В феврале 1918 г. у руководителей Мурманского Совета рабочих и солдатских депутатов возникла идея создания Мурманского краевого Совета - органа управления Мурманским краем - в связи с тем, что губернский центр Архангельск был расположен далеко, транспортная связь с ним была затруднительной, и Александровский уезд оставался изолированным. К тому же военное, экономическое и политическое значение Кольского полуострова возрастало в условиях угрозы со стороны германских и финских войск, оказывавших давление на приграничную территорию.

18 февраля 1918 г. в Архангельске проходил губернский съезд Советов, который провозгласил Мурманский край совершенно самостоятельным, непосредственно подчиненным ЦИК и СНК. Делегаты от Мурманского краевого Совета зачитали на съезде Наказ, разработанный Советом рабочих и солдатских депутатов.[1] Мурманский делегат С. Н. Баев огласил: «До последнего времени край находился в заброшенном состоянии и его естественные богатства эксплуатировались лишь промышленниками-поморами, которые, не имея возможности прочно обосноваться в нем, естественно превращались лишь в гастролеров, временно наезжавших в пределы Мурмана и тяготевших к Архангельску, как единственному городу на Крайнем Севере России, имеющему железную дорогу. С проведением Мурманской железной дороги положение резко изменяется. Первенствующее значение в Мурманском крае приобретает город Мурманск. Для полномасштабного освоения Мурмана необходимы образование самостоятельного Мурманского края, подчиненного не Архангельску, а непосредственно центральной власти, и государственная поддержка.

На основании изложенного Мурманский Совдеп считает нужным заявить:

1. Мурманский край является совершенно самостоятельным в деле краевого управления с центром политической, культурной и экономической жизни в г. Мурманске.

2. Совдеп, являющийся высшей властью края, ни в коей мере не подчинен Архангельскому Совдепу и работает с ним в контакте при разрешении вопросов, общих для всего Севера.

3. Советская власть Мурманского края непосредственно подчиняется ЦИК Совдепов и Совету Народных Комиссаров.

4. Все технически-административные органы управления, имеющиеся в Мурманском крае, подчиняются лишь Мурманской и Центральной советским властям».

 

И уже 22 апреля 1918 г. на краевом съезде Советов было объявлено о рождении Мурманского края и утверждена Конституция, по которой в него включались Александровский и Кемский уезды, часть Олонецкой губернии.

25 апреля 1918 г. этот документ, включающий в себя 19 статей, был опубликован в газете «Известия Мурманского краевого Совета», номер которой сохранился в Государственном архиве Мурманской области (ниже приведен полный текст этого документа).

А 2 мая 1918 г. в протоколе заседания Совета Народных Комиссаров № 107 можно увидеть согласие «Центра» с Мурманским краевым Советом:

С л у ш а л и:

п. 3. О развитии Мурманского края (Подвойский).

П о с т а н о в и л и:

а) Признать безусловно необходимым назначение Чрезвычайного комиссара в Мурманске и просить комиссаров поспешить наметить кандидатов.

б) Признать желательным отделение Мурмана от Архангельска и создание Краевого Совета и поручить Комиссариату внутренних дел снестись по этому вопросу с Кемью и Архангельском и окончательно оформить это отделение лишь по представлении Комиссариатом внутренних дел доклада.

в) Ассигнование 10.000.000 рублей отложить с тем, чтобы поставить этот вопрос немедленно по назначении Чрезвычайного комиссара и его доклада с мест и просить Мурманский совдеп ускорить представление подробной и обстоятельной сметы.[2]

 

Как показали дальнейшие события, идея краевого управления была несостоятельной. В реальной практике уездные города Александровск и Кемь предпочитали традиционные каналы связи со старым губернским центром. Архангельский губисполком вплоть до лета 2018 г. не только вел переписку с Александровским Советом по различным вопросам управления, но и перечислял последнему кредиты на выплату зарплаты учителям и закупку учебных пособий.

2 августа 1918 г. при активной «поддержке» союзников в Архангельске к власти пришло временное Верховное управление Северной области, в состав которой, по просьбе Мурманского краевого совета, 15 сентября 1918 г. был включен Мурманский край. Постановлением Временного Правительства Северной области от 2 февраля 1920 г. в составе Северной области была создана Мурманская губерния (в составе Александровского, Кемского уездов и части Олонецкой губернии), но она просуществовала менее 3 недель: 21 февраля 1920 г. в результате переворота, организованного рабочими, солдатами и матросами, на Мурмане установилась власть Советов, которая упразднила Мурманскую губернию, восстановив Александровский и Кемский уезды.

Административной самостоятельности Мурмана в тот исторический период не суждено было случиться. Краткий период существования Мурманской губернии в 1921-1927 гг. закончился ее включением в Ленинградскую область. А окончательно отдельным субъектом страны наш край станет лишь в 1938 г., после масштабных изменений 1930-х гг., связанных с кратным ростом численности населения, появлением новых городов и производств. Однако события 1918-1920 гг. показали понимание руководителями государства, причем как Белыми, так и Красными,  возможности выделения Мурмана в отдельный субъект страны, к чему вела вся логика развития региона. Важно отметить, что речь шла лишь об административной самостоятельности, повышающей эффективность управления краем, позволяющей ему на равных «говорить» с центром и другими регионами, никакого сепаратизма, идей отделения или обособления от России на Мурмане никогда не было.

 

 

Конституция Мурманского краевого Совета рабочих и крестьянских депутатов,

принятая и утвержденная общим Собранием Совета 22 апреля 1918 года[3]

Ст. 1. Высшим органом власти в Мурманском крае является краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов.

Примечание. В состав Мурманского края входят Кемский и Александровский уезды Архангельской губернии и полоса отчуждения железной дороги от Мурманска до Званки.

Ст. 2. Краевой Совдеп состоит:

а) из представителей Совдепов: Кемского - 3. Сорокского, Кандалакшского. Кольского и Александровского - по 2, а также Александровского уездного Кредепа - 3;

б) из представителей крестьянских обществ Кемского и Александровского уездов - по 2 от каждой волости;

в) из представителей железнодорожных Совдепов - 6 от главного и по 4 от каждого из шести районных;

г) из представителей г. Мурманска в количестве, не превышающем общего числа представителей от края, поименованных в пп. «а» и «б».

Примечание 1. Члены краевого Совета избираются на неопределенное время и могут быть во всякое время отозваны своими избирателями.

Примечание 2. Иногородние члены Совдепа получают из казны суточное довольствие с момента выезда их из места избрания по 10 рублей в сутки, а также им возмещаются все путевые расходы по поездке в Мурманск и обратно.

Ст. 3. Органами, при помощи которых краевой Совдеп осуществляет свою власть, являются:

а) президиум

б) краевой исполнительный комитет

в) управляющий делами краевого Совдепа

г) краевой совет народного хозяйства

д) отдел гражданского управления краем

е) отдел обороны

ж) революционный трибунал.

Ст. 4. Президиум краевого Совдепа состоит из председателя, 3 товарищей председателя, секретаря и 2 товарищей секретаря, избираемых общим Собранием краевого Совдепа на неопределенный срок.

Ст. 5. Исполнительный комитет состоит из 50-ти членов, избираемых общим Собранием краевого Совдепа на неопределенный срок, и президиума краевого Совдепа.

Ст. 6. Члены исполнительного комитета избираются общим Собранием краевого Совдепа пропорционально количеству представительства от Мурманска, края и железнодорожников.

Ст. 7. Управляющий делами краевого Совдепа назначается президиумом последнего и утверждается в этой должности исполнительным комитетом.

Ст. 8. Краевой совет народного хозяйства состоит из:

а) членов исполнительного комитета и президиума краевого Совдепа

б) из специалистов по отдельным отраслям народного хозяйства в количестве, не превышающем половины числа членов исполнительного комитета, входящих в состав совнархоза.

Примечание 1. Число отделов, на которые распадается краевой совет народного хозяйства, распределение между отделами работы и членов исполнительного комитета, а равно определение количества потребных для отделов специалистов - определяется советом народного хозяйства и утверждается исполнительным комитетом.

Примечание 2. Временно, до создания краевого совнархоза, все члены исполкома разбиваются на секции, сливающиеся с соответствующими отделами Управления районом, существующими в настоящее время, а именно: гражданским, техническим, хозяйственно-продовольственным, санитарным, военно-сухопутным. Общие Собрания совнархоза в соответствии с этим заменяются соединенными заседаниями исполнительного комитета и специалистов разных отделов в количестве, не превышающем половины членов исполкома.

Ст. 9. Отдел гражданского управления состоит из заведующего, его помощника и членов исполнительного комитета в количестве по усмотрению последнего.

Примечание 1. Временно, до сформирования краевого совнархоза, в отдел гражданского управления входят культурно-просветительское дело, муниципальное хозяйство города Мурманска, квартирная комиссия, следственная комиссия, местный суд и отдел труда.

Ст. 10. Оборона края сосредоточена в руках Военного совета при краевом Совдепе согласно

§ 2 соглашения от 2 марта 1918 г. При Военном совете состоят 3 комиссара от краевого Совдепа и Штаб с начальником во главе.

Ст. 11. Все специалисты и техники по разным отделам Управления назначаются на свои должности президиумом и утверждаются в должностях краевым исполнительным комитетом.

Ст. 12. Революционный трибунал при краевом Совдепе образуется на основании соответствующих декретов Совета Народных Комиссаров.

Ст. 13. Помимо органов, перечисленных в ст. 3-11, при краевом Совдепе состоит общая канцелярия с делопроизводителем во главе. Делопроизводитель канцелярии назначается президиумом и утверждается в сей должности исполкомом.

Ст. 14. Все бумаги, касающиеся управления краем, поступают в общую канцелярию (ст. 13) и распределяются президиумом по докладу управляющего делами между органами, указанными в

ст. 3.

Ст. 15. Краевой Совдеп:

а) утверждает общий план работ и государственного хозяйства в крае и все последующие изменения в нем;

б) утверждает все сметы ассигнований на проведение в жизнь плана работ и государственного хозяйства;

в) разрешает передвижение сумм из одной сметы в другую;

г) утверждает правила и положения, касающиеся прав всего населения края и отдельных групп его;

д) устраивает всех должностных лиц и членов организации от должности и предает их суду;

е) разрешает все вопросы управления, имеющие принципиальный характер;

ж) руководит всей политической жизнью края;

з) дает свое заключение по всем вопросам жизни края, поступающим на разрешение центральной Советской власти.

Ст. 16. Президиум краевого Совдепа в качестве Народной коллегии Мурманского района (приказ главнача от 20 февраля 1918 г. за № 23) разрешает все текущие дела Управления по докладу управляющего делами Совдепа, в качестве ответственного заведующего делами Управления, пользуясь при этом всеми правами Народной коллегии предоставленными.

Ст. 17. Исполнительный комитет:

а) подготавливает все дела общеполитического характера, подлежащие рассмотрению краевого Совдепа, назначает по ним докладчиков и утверждает их доклады;

б) наблюдает за исполнением всех постановлений краевого Совдепа;

в) контролирует деятельность всех организаций и должностных лиц, и в случаях злоупотреблений с их стороны, устраняет их временно от должности до утверждения сего общим Собранием краевого Совдепа;

г) в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает собственной властью все дела, подлежащие рассмотрению общего Собрания краевого Совдепа, докладывая о сем на ближайшем заседании Общего Собрания;

д) рассматривает просьбы о кассации решений Революционного трибунала.

Ст. 18. Все ассигнования подписываются председателем, одним из его товарищей и секретарем и скрепляются управляющим делами Совдепа.

Ст. 19. Все дела Управления, для обсуждения коих требуется специальное знание, обсуждаются и разрешаются в совете народного хозяйства, а засим вносятся в общее Собрание краевого Совдепа.

 

Председатель Архангельский

Секретарь Поляков

 

 

 

 

 

1.      ГАМО. Ф. Р-1027. Мурманский краевой Совет солдатских и крестьянских депутатов,

г. Мурманск 1918-1919 гг.

2.      Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г.

3.      П.В. Федоров «Северный вектор в Российской истории. Центр и Кольское Заполярье в XVI-XX вв.», Мурманск, 2009 г.

4.      П.В. Федоров «К событиям весны 1918 г.», «Наука и бизнес» № 2, апрель 2002 г.



[1] Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г., С. 135, документ № 101.

 

[2] Сборник «Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане», Мурманск, 1960 г., С. 138, документ № 102.

3 ГАМО. Ф. Р-1027. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

 

 


1

ГАМО. Ф.Р-1027. Оп.1. Д.1. Л.4
 

К ЮБИЛЕЮ СТАНИСЛАВА НАУМОВИЧА ДАЩИНСКОГО

23 апреля исполняется 80 лет со дня рождения известного мурманского журналиста, писателя, краеведа, невероятно талантливого человека и большого труженика - Дащинского Станислава Наумовича.

Станислав Наумович родился в деревне Волковщина Могилевской области 23 апреля 1938 года. Окончив ремесленное училище в  Могилеве, он в 1956 году приехал по комсомольской путевке на Кольский полуостров строить Ловозерский горно-обогатительный комбинат, жилые дома, клуб горняков[1] и остался на севере навсегда.

Работая каменщиком на стройке, Станислав Наумович находил время для своего любимого дела - писал заметки в местные газеты. Под публикациями он ставил скромный автограф: «С. Дащинский, каменщик строительного управления «Рудстрой» треста «Кольстрой». Однако уже в 1957-ом году он занялся журналистикой вплотную  - его пригласили литературным сотрудником в городскую газету «Мончегорский рабочий».[2] Об этом времени он писал своему другу: «... я стал газетчиком, о чем мечтал еще со школы и к чему  готовили меня мои учителя».[3]

После службы в армии в г. Ленинграде с 1957 по 1960 годы Станислав Наумович вернулся на Кольский север и устроился работать в райгазету «Ловозерская правда», отдав ей, в итоге, семь лет своей жизни. До конца 1973 года он трудился в газетах «Полярная кочегарка» на архипелаге Шпицберген и «Заполярный труд» в Коле. Но, неожиданно журналистская карьера была прервана - С.Н. Дащинского избрали секретарем Кольского райкома КПСС. Находясь на этой должности Станислав Наумович занимался проблемами школ, профтехучилищ, милиции, суда, прокуратуры, исправительно-трудовых колоний, печати, радио, военных организаций.[4]

В ноябре 1982 г. он ушел с работы в парторганах и стал редактором газеты «Рыбный Мурман».

Помимо журналистики Станислава Наумовича в неменьшей степени интересовала краеведческая работа. С неподдельной любовью к Кольскому краю он публиковал статьи по его истории, особое внимание уделяя периоду Великой Отечественной войны. Благодаря своему краеведческому азарту С.Н. Дащинский издал несколько книг по истории Мурманска и области, Великой Отечественной войны на севере, которые стали кладезем знаний для многих краеведов, журналистов, историков: «Кола», «Ловозеро», «Мурманск-город-герой», «Победу решает минута отваги» и другие. Так он сам отзывался о своих произведениях: «Все мои творения - строго документальные, в художественной прозе не работаю».[5]

В 1979 году его вклад в науку и краеведение был оценен и он был удостоен степени кандидата исторических наук. А в 1990 году Мурманский областной Совет народных депутатов избрал Станислава Наумовича на должность главного редактора создаваемой областной газеты «Советский Мурман» (в будущем «Мурманский вестник»). За короткий срок известный журналист добился того, что газета стала ведущим печатным органом области, в котором стали публиковаться актуальные проблемы общественной, политической и культурной жизни.

В то же время он трудился над реализацией своей невероятно трудной и амбициозной задумки - создание «Энциклопедии Кольского края». Первая публикация с вступительным словом С.Н. Дащинского появилась в «Советском Мурмане» 14 ноября 1991 года и называлась «Энциклопедия Кольского края». Позднее все пробное издание со статьями от «А» до «Я» вышло в свет в газете «Рыбный Мурман». В течение 1997-2000 годов редакция разместила 54 выпуска, содержащих около 5 тысяч статей.  Невероятный труд был проделан для поиска и привлечения неравнодушных людей для коллективной работы над «Энциклопедией Кольского края»: академиков, историков, краеведов, журналистов. После пробного выхода в периодическом издании планировалось выпустить серьезный, красивый двухтомник, дополненный и откорректированный. В итоге редакционная команда была подобрана, статьи для издания были в большинстве своем написаны, но с выходом полнопечатной версии не сложилось по разным причинам. Однако газетный вариант лег в основу «Кольской энциклопедии», вышедшей в 2008-2016 годах.

Рассказывая о разных вехах жизни Станислава Наумовича Дащинского нельзя не вспомнить об огромной работе, проделанной над составлением Книги памяти Мурманской области, которую небезосновательно можно назвать делом всей его жизни. Рабочая группа, возглавляемая Станиславом Наумовичем, трудилась над этим монументальным изданием на протяжении многих лет. В итоге составителям удалось увековечить память жителей Кольского севера, павших в войнах 20-го столетия. Книга памяти в 6 томах вышла в свет в 1994-2000 годах.

В последние годы своей жизни Станислав Наумович Дащинский помимо работы в сфере журналистки и краеведения много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Он плодотворно руководил отделением общества «Мемориал» и объединением белорусов в Мурманской области «Радима», помимо этого преподавал на кафедре отечественной истории Мурманского государственного педагогического университета.

Ушел из жизни известный краевед, журналист, историк, писатель Станислав Наумович Дащинский 27 мая 2002 года. Память об этом удивительном человеке остается в его печатном слове на страницах книг и полосах газет. Также, память берегут документы его личного фонда, которые хранятся в Государственном архиве Мурманской области. Среди документов фонда - книги писателя, исторические очерки и статьи на различные темы, личные документы, материалы, собранные Дащинским С.Н. на интересующие его темы, переписки с друзьями и коллегами.

Алмазова А.В.



[1] Ф. Р-1228, оп. 1, д. 23, л. 2.

[2] Ф. П-174, оп. 2, д. 217, л. 21.

[3] Ф. Р-1228, оп. 1, д. 49, л. 1.

[4] Ф. Р-1228, оп. 1, д. 23, л. 2.

[5] Ф. Р-1228, оп. 1, д. 49, л. 1.

 

 

 

С.Н. Дащинский, 1989. Ф.Р-1272, оп. 4, д. 245

С.Н. Дащинский, 1989. Ф.Р-1272, оп. 4, д. 245

 

Выступление С.Н. Дащинского в ДК Железнодорожников на вечере Герои труда-герои книг, 1983 г.Ф.Р-1310, д. 10505

Выступление С.Н. Дащинского в ДК Железнодорожников на вечере Герои труда-герои книг, 1983 г.Ф.Р-1310, д. 10505

 

 

 

 

 

 

150 лет со Дня рождения Алексея Максимовича Горького

28 марта исполняется 150 лет со Дня рождения великого русского писателя, прозаика, драматурга Алексея Максимовича Горького.

В этот юбилейный день хочется напомнить и рассказать о визите известного писателя в Мурманск в далеком 1929 году и о последующем рождении его очерка про суровый край, северных «больших» людей. О значимости визита Горького в Заполярье спорили раньше, спорят и сейчас, но нельзя отрицать тот факт, что его приезд оставил неизгладимый след у свидетелей этого события, воспоминания которых и сейчас передаются следующим поколениям.

Заочно свое знакомство с Севером писатель начал уже  давно. В Казани в 1889 году он услышал рассказ о нем от бывшего ссыльного революционера С.Г. Сомова. К тому же Горький был знаком с рукописью Леонтия Поморца «Письма другу из полунощной земли» о «мурманах». Спустя годы, будучи в Крыму, Алексей Максимович прочитал письмо, полученное врачом А.Н. Алексиным от его друга с северных земель. «Кола-городишко убогий. Неказисто прилеплен на голых камнях между рек Туломы и Колы. Жители душ пятьсот, держатся в нем ловлей рыбы и торговлишкой с лопарями, беззащитным народцем. Торговля, как ты знаешь, основана на священном принципе - «не обманешь - не продашь». Пьют здесь так, что даже мне страшно стало пить, бросаю», - говорилось в этом письме.[1] Кто знает, что думал тогда Алексей Максимович о Мурмане и думал ли вообще, тем не менее, когда в конце 1920-х годов писатель задумал грандиозную поездку по городам Советского Союза, в список планируемых мест посещений попал и  Север. В течение 1928-1929х годов Горький, будучи в разных городах пишет очерки о том, что видит. Так, в 1930 году, в журнале «Наши достижения» был напечатан и знаменитый очерк о Мурмане «На краю света».

Алексей Максимович Горький прибыл в Мурманск 23 июня 1929 года в вагоне поезда № 2229.[2] Так он сам описывает свое прибытие: «Поезд Мурманской железной дороги стоит на станции Кола минуту и, кажется, только по соображениям вежливости, а не по деловым. Кратко и нехотя свистнув, он катится мимо толпы сереньких домиков «заштатного» городка дальше, к мурманскому берегу «ядовитого» океана.<...> Когда поезд подкатился к Мурманску, часы показывали время около полуночи, а над океаном, не очень высоко над его свинцовой водой, сверкало солнце. Разумеется, я читал, что здесь «так принято», но, видя первый раз в жизни солнце в полночь, чувствуешь себя несколько смущенным и сомневаешься: честно ли работают часы?» (Из очерка «На краю света»).

23 июня 1929 года поезд подошел к станции. Тысячная толпа ждала на перроне известного писателя. Однако он не вышел...по причине нездоровья Горький остался в вагоне и на следующий день ему не удалось выйти в море на ледоколе, как это было запланировано. Но, несмотря на плохое самочувствие, каждая минута пребывания писателя в Мурманске была расписана: встречи с моряками, железнодорожниками, посещение стадиона, порта. Новый Мурманск в это время только создавался, писатель смотрел, как работают строители, каменщики, грузчики, как строятся дома, дороги - как рождается скелет города. Об этом он не преминул рассказать своему читателю: «Крупные люди, неторопливая мощность и стойкое упрямство работы - это впечатление закрепилось у меня на все дни в Мурманске и «по вся дни» жизни. На пустынном берегу Ледовитого океана, на гранитных камнях, местами уже размолотых движением ледника и временем в песок, строится город. Именно - так: люди строят сразу целый город. Против вокзала, на пригорке, обширное здание гостиницы, центральная часть его сложена из разноцветных кусков гранита, а крылья - деревянные, эти крылья и островерхая крыша придали всему корпусу странную легкость. Всюду идет стройка общественно-служебных учреждений.

- Это будет больница, а там - клуб, исполком,- говорят мне.

Выравнивается почва для будущих улиц, свозят камень для мостовых; на горе, над городом, строится целый поселок - маленькие домики. Небольшие особнячки обывателей, построенные «на скорую руку», деревянные, скучные коробки без украшений, немногочисленны и незаметны в общей массе нового» (Из очерка «На краю света»).

В газете «Полярная правда» 1929 года писали о встрече штатных рабкоров с известным писателем: «Он вкратце разъяснил нам, как он работал на Волге грузчиком. Дальше мы коротенько рассказали, каким темпом проходит наша рабкоровская работа и учеба. <...>. Мы рабкоровская делегация от имени «Полярной правды» и рабкоров - Максиму Горькому за все данные нам советы и товарищескую беседу говорим спасибо».[3]

Это встреча прошла 25 июня 1929 года, в этот же день Горький планировал посетить биологическую станцию в Александровске, но переутомление, обострившаяся болезнь и плохая погода нарушили его планы. Вечером 25 июня он уехал. Несмотря на краткость своего визита, Горький многое увидел, многое узнал и приступил к работе над очерком в конце ноября 1929 года. Выпущен он был в свет в 1930 году. Прежде всего визит Горького был значим для простых северян, которые с радостью встречали его и впоследствии с гордостью делились воспоминаниями, мало того, сам факт его приезда поднимал престиж Севера, а, благодаря очерку «На краю света», о Заполярье узнало еще больше людей.

В Государственном архиве Мурманской области хранятся документы, из которых можно узнать о подробностях визита Горького, о событиях 23-25 июня 1929 года рассказывают материалы теле- и радиопередач фонда ГТРК «Мурман», подшивки газет того времени.

А.В. Алмазова



[1] Ф. Р-947, оп. 1, д. 2963, л. 2.

[2] Ф. Р-947, оп. 2, д. 1713, л. 2.

[3] Газета «Полярная правда», Пинаев «У Максима Горького», 29 июня 1929 г., № 71.

1

А.М. Горький
 

Человек-легенда

 

13 января исполнилось 85 лет со дня рождения Виталия Николаевича Мешкова - участника становления и развития энергетики Кольского края, почетного гражданина Мурманской области, одаренного, общительного человека.

Виталий Николаевич родился в 1933 г. в поселке Свирьстрой. Его родители, участвовавшие в строительстве Свирской ГЭС, приняли решение переехать на Север на строительство первой электростанции Нивского каскада. О жизни в поселке Нивском Виталий Николаевич писал в своих воспоминаниях: «Интересная публика населяла тогда базу кольских гидростроителей: это были не только заключенные, но и спецпоселенцы, трудпоселенцы, условно осужденные, в общем - ссыльные всех мастей и калибров, в основном по политическим статьям, представленные в большинстве своем коренными питерцами, интеллектуалами старой закваски. Жили они в бараках, но своим аристократическим манерам не изменяли: рядом устроили теннисный корт, организовали клуб, где собирались по вечерам и праздникам. Таким образом, моими первыми впечатлениями об этом мире стали нивские бараки, местные аристократы, играющие в теннис, и еще дорога к отцу, возводившему плотину на порожистой речке Пиренга».[1]

Повзрослев, Виталий Николаевич решил пойти по стопам родителей-энергетиков и поступил учиться на гидроэнергетический факультет Московского энергетического института. «А преддипломную практику я проходил, конечно же, на Нивской ГЭС. Именно тогда глубоко врезались в мою память лекции по регулированию скорости турбины, которые читал нам, студентам, начальник ГЭС-2 Евгений Вениаминович Смирнов. Правда, потом я узнал, что за его плечами нет даже техникума, а глубины познаний он достиг исключительно самообразованием. Именно ему, рабочему человеку, доверили руководить станцией», - вспоминал Виталий Мешков студенческие годы.[2]

Свою рабочую деятельность легендарный энергетик начал в 1957 году с должности дежурного инженера на Княжегубской ГЭС. Об этом «зеленом» времени Виталий Николаевич писал с теплотой: «Славное было время! Строительство Княжегубской ГЭС и бурное развитие Нотозерского леспромхоза притягивало молодежь. У нас сложилась очень приличная волейбольная команда, занимавшая в табели о рангах второе место в области. Любые соревнования превращались в настоящие спортивные праздники, которые мы сами себе устраивали. В результате многие турниры районного масштаба стали проходить не в Кандалакше, а у нас.<...>. Княжегубская - особая веха в моей жизни. Знал я всех работников по имени-отчеству, и до сих пор память хранит светлые, мудрые лики наставников»[3].

В связи с развитием горнодобывающих металлургических предприятий  Кольского полуострова и нехваткой мощностей существующих электростанций в 1956 году в Апатитах началось строительство гидроэлектростанции. Виталий Мешков в 1960 году уговорил свое начальство перевести его на строившуюся станцию. Новое, активное и живое влекло его. Даже жизнь в бараке с удобствами во дворе не испугала молодого энергетика. Не сдаваться помогали энтузиазм, общественная и спортивная жизнь. И здесь Виталий Мешков участвовал в создании волейбольной команды, а позже и в организации спортивных соревнований по разным видам спорта.

С 1965 года Виталий Николаевич работал директором каскада Пазских ГЭС Колэнерго в поселке Раякоски Печенгского района, с 1967 года занимал должность заместителя главного инженера, позже главного инженера региональной энергетической системы «Колэнерго», а с 1985 года стал руководителем «Колэнерго», где он проработал до 2001 года. В 1997 году был избран депутатом Мурманской областной думы 2‑го созыва.

Хоть и невозможно переоценить вклад Мешкова в развитие северной энергетики и региона, его деятельность была отмечена наградами:

Орденами: «Дружбы народов» (1985 г.), «Орден почета» (1996 г.);

Медалями: «За трудовую доблесть» (1976 г.), «Ветеран труда» (1984 г.),

Ведомственными наградами: «Отличник Министерства энергетики и электрификации СССР» (1966 г.), «Почетный энергетик СССР» (1982 г.),

«Почетный работник топливно-энергетического комплекса» (2000 г.), «80 лет Плана ГОЭЛРО» (2000) г.

Присвоены звания: «Заслуженный энергетик РФ» (1992 г.), «Ветеран энергетики» (1996 г.), Почетный гражданин п. Мурмаши (2003г.), Почетный гражданин Мурманской области (2006 г.).

Государственная награда Финляндии: Рыцарский крест 1 класса Льва Финляндии (2010г).

 

Ушел из жизни Виталий Николаевич Мешков 19 апреля 2016 года.

Именно с именем В.Н. Мешкова связывают период становления и развития Кольской энергетики. Благодаря его профессионализму, неравнодушию, любви к своему делу Колэнерго смогло пройти через сложные годы постсоветского периода. Он умел заряжать коллег оптимизмом и надеждой, его любили сотрудники, уважали партнеры. Так писал о высоких достижениях Виталия Николаевича в Полярной правде Василий Белоусов в 1997 году: «При его непосредственном участии внедрена одна из первых в стране автоматизированная система диспетчерского управления энергосистемой на базе новейших вычислительных комплексов. В результате повысилась оперативность управления станциями и эффективность использования установленного на них оборудования. По инициативе Мешкова в энергосистеме началась и успешно осуществляется целевая программа реконструкции и модернизации электрических станций. Энергетиков не балуют высокими наградами. Тем более весомыми считается в их среде получение звания «Заслуженный энергетик Российской Федерации». Виталий Николаевич Мешков - один из них. А еще он «Заслуженный работник «Колэнерго».[4] В декабре 2017 года в дань памяти Виталию Николаевичу была открыта мемориальная доска в п. Мурмаши.

Светлую память бережет и его личный фонд, который хранится в стенах Государственного архива Мурманской области. Среди документов фонда - сочинения и статьи Виталия Николаевича об энергетике Кольского Севера, его личные документы (характеристики, дипломы, и т.д.), выпуски газеты «Энергетик Заполярья», документы о работе Колэнерго (отчеты, планы), материалы, собранные Мешковым на интересующие его темы.

 

Публикацию подготовила А.В. Алмазова



[1]Мешков В.Н., «Моя жизнь. Мое призвание. Моя судьба», 2014 г., с. 6.

[2] Мешков В.Н., «Моя жизнь. Мое призвание. Моя судьба», 2014 г., с. 18.

[3] там же, с. 23.

[4] Ф.Р-1414, оп. 1, д. 49, л. 4.

В.Н. Мешков

В.Н. Мешков

 

 


Страница 1 из 8
100-let-arch
logo80
100let
logodobro
baner
godkino