Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Публикации

«Звездный» путь

 

9 июня. В этот день празднует свое 85-летие одно из старейших печатных изданий нашего края – газета Мурманского морского пароходства «Арктическая звезда». Если быть абсолютно точным, то 9 июня 1932 года вышел первый номер газеты, которая называлась «Мурманский портовик». Тем не менее, именно это событие считается точкой отсчета истории пароходской газеты.

ТАК РОЖДАЛАСЬ ГАЗЕТА

История газеты неотделима от истории Мурманского торгового порта. Разрушенный во время интервенции, он начал восстанавливаться уже в 1923 году, принимая генеральные грузы, поступавшие из стран, которые признали молодую Советскую республику.

В 1928 году рабочий порта Михаил Рыжков был направлен в редакцию газеты «Полярная правда» как один из активных рабкоров. И в начале 1932 года получил предложение от начальника порта Макарова о выпуске особой газеты – рабочей, портовой. Идею в «Полярке» поддержали и вскоре Михаила Павловича назначили главным редактором новой газеты «Мурманский портовик». «Конечно, об организации газеты я имел представление весьма приблизительное, – делится он своими воспоминаниями в юбилейном выпуске «Арктической звезды» от 9 июня 1982 года. – Но был определенный опыт работы в журналистике. Выручали комсомольский энтузиазм, огромное желание принести пользу, сознание нужности нового дела». Первый номер «Мурманского портовика» вышел 9 июня 1932 года. Этот день и считается днем рождения газеты.

Газета сумела сплотить вокруг себя массы портовиков и судоремонтников. Они, под руководством партийной организации, ратовали за скорейшее создание на окраине страны высокоорганизованного, механизированного порта, индустриального города. Основными авторскими кадрами были рабочие корреспонденты, или рабкоры. Любой моряк мог рассказать на страницах газеты о своих трудовых свершениях или работе своего коллектива.

22 сентября 1939 года было организовано Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство Наркомфлота. «Мурманский портовик» перешел в ведение управления политотдела пароходства и районного комитета профсоюза рабочих морского и речного флота и стал называться «Моряк Заполярья». В те годы газета широко освещала жизнь тружеников порта, рассказывала о том, как советские люди приступили к активному покорению Арктики.

В ГОДЫ ГРОЗОВЫЕ…

Рассказывает главный редактор газеты «Моряк Заполярья» В. А. Забровский: «Редактором «Моряка Заполярья», как тогда называлась газета, был я назначен за 3 месяца до начала Великой Отечественной войны. Только несколько месяцев проработали в мирных условиях. Публиковали, как обычно, материалы о социалистическом соревновании, на партийно-политические и воспитательные темы, показывали лучшие бригады портовиков и экипажи судов флота. Словом, жили одной жизнью с коллективом пароходства.

Началась великая битва. Пришлось перестраиваться на новый лад. Не могли уже мы публиковать вести с моря, радиограммы к нам не поступали, о многом приходилось умалчивать – оказались мурманчане на передовой. Писали мы тогда о сформированных в порту «фронтовых бригадах», массовом патриотизме, когда труженики бассейна отдавали свои сбережения на строительство самолетов и танков, работали сутками под непрерывными бомбежками.

Работники редакции охраняли порядок на проходных и причалах, ходили в походы, когда требовалось разоружить сбитые самолеты противника, на поиски летчиков. Все это делали. А флот и порт работали с полным напряжением сил, направляя фронту оружие, продовольствие, снаряжение для победы».

«Моряк Заполярья» по праву считался газетой всех поколений моряков Мурманского морского пароходства и их предшественников из арктического пароходства Главсевморпути. Она отражала на своих страницах нелегкие будни моряков, работников берега, их партнеров – портовиков, судоремонтников и многих-многих других людей разных профессий.

Новое название газеты «Арктическая звезда» появилось в 1953 году. В Государственном архиве Мурманской области хранится постановление бюро Мурманского обкома КПСС от 13.08.1963 года «Об организации с 1 сентября 1963 года при пароходстве редакции многотиражной газеты «Арктическая звезда». Это были годы, когда флот пополнялся новыми судами, созданными специально для Арктики: дизельэлектроходами, ледоколами с мощными силовыми установками. И газета отражала на своих страницах все новинки флота и его эксплуатацию, азартно писала о новых регионах плавания. Она ярко пропагандировала все новое, передовое и прогрессивное.

Жизнь флота ярко и многосторонне отражалась в газете благодаря широкому авторскому активу. Писали не только моряки и рабочие порта. Делились опытом ветераны флота, свои предложения вносили и представители мурманской общественности. Вот выдержка из объяснительной записки к годовому отчету газеты: «…Значительно укреплен и расширен авторский актив. Сейчас рабкоры имеются на всех кораблях и береговых предприятиях бассейна. В прошлом году редакция получила 580 статей, корреспонденций, информационных заметок и писем. Более 90 процентов этих материалов опубликовано в газете. С помощью авторского актива редакция проделала большую работу по мобилизации трудящихся бассейна за досрочное выполнение государственного плана. Газета широко показывала социалистическое соревнование, пропагандировала опыт передовиков, много внимания уделяла вопросам скоростной обработки судов, правильной эксплуатации флота и режиму экономии…».

Издание освещало все основные этапы становления и развития арктического флота, как ледокольного, так и транспортного. «Арктическая звезда» одной из первых сообщала о событиях освоения Арктики, за которыми следила вся страна, таких как приход в Мурманск и экспериментальные рейсы 60-х годов первенца атомного флота ледокола «Ленин», первый в истории поход на Северный полюс атомного ледокола «Арктика» в августе 1977 года и многое другое.

Главными редакторами газеты в разные годы были: М. П. Рыжков, В. А. Забровский, А. С. Малкин, А. А. Шатова, В. В. Простихин. 26 декабря 1997 года главный редактор Владимир Михайлович Блинов подписал последний номер газеты: «Арктическая звезда» прекратила свое существование. Но в год шестидесятилетия Мурманского морского пароходства – в сентябре 1999 года – выпуск газеты был возобновлен.

В Государственном архиве Мурманской области есть фонд (Р-937) редакции газеты «Арктическая звезда», а в читальном зале архива – подшивки газет «Мурманский портовик», «Моряк Заполярья» и «Арктическая звезда».

Одним из показательных фактов в истории газеты стало присвоении безымянному острову в устье реки Тамбей (Карское море, Обская губа) наименования «Остров газеты «Арктическая звезда» 21 мая 1982 года.

Сегодня «Арктическая звезда» позиционирует себя как корпоративное издание ОАО «Мурманское морское пароходство», как газета, издаваемая моряками и для моряков. Но ее читают не только моряки, портовики и члены их семей, но и жители Мурманска, напрямую не связанные с пароходством. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что газета выдержала испытание временем. Испытание, начавшееся 85 лет назад.

 

 

Публикацию подготовила С.А. Мазина

Список архивных материалов и литературы, использованных при написании статьи:

1. «Арктическая звезда» от 9 июня 1982 г.

2. «Арктическая звезда» от 5 июня 1987 г.

3. «Арктическая звезда» от июня 2002 г.

4. «Арктическая звезда» от июня 2007 г.

5. Ф. Р-937. Оп. 1. Д. 4. Редакция газеты «Моряк Заполярья». Годовой отчет редакции газеты «Моряк Заполярья» за 1950 год.

6. Ф. П-2018. Оп. 1. Д. 328. Политотдел Мурманского государственного морского Арктического пароходства. Переписка по газете «Моряк Заполярья». 1953 г.

7. Ф. П-1. Оп. 23. Д. 13. Л. 128. (п.12).

Мурманский портовик

 

 

Моряк заполярья

 

 

Арктическая звезда

 

 

Главный редактор газеты - Блинов В. М.

 

 

 

 

 

ЗДЕСЬ МОЙ ПРИЧАЛ

 

В 1998 году в Государственный архив Мурманской области поступили документы личного происхождения для создания семейного фонда Хрусталевой-Блиновых. В документах отразилась многолетняя и многообразная деятельность этой прекрасной семьи моряков, писателей, ученых. И на первое место в созданном фонде Р-1239 вынесены документы Александры Серапионовны Хрусталевой – мурманчанки, избравшей для себя необычную профессию судового механика, первой на Севере женщины из морского братства. В этом году исполнилось 105 лет со дня ее рождения.

«Я горжусь тем, что имела отношение к этому большому миру, именуемому морским братством. Я благодарна судьбе, позволившей мне связать свою жизнь с морем – прямо и косвенно», – написала она в книге «Здесь мой причал», выпущенной в 1988 году Мурманским книжным издательством. Помимо уже упомянутой автобиографической повести, в 1997 году вышла книга рассказов «Бабушкины бриллианты», а в 2000 году в Москве увидела свет книга «На полубаке», которую иллюстрировал старший сын Александры Серапионовны – Николай Блинов. Ее рассказы и статьи были опубликованы в газетах «Полярная правда», «Рыбный Мурман», «Мурманский вестник», «Водный транспорт». Александра Серапионовна стала писательницей только на седьмом десятке лет, ведь большая часть ее жизни была связана с морем…

В 16 лет, когда обстоятельства «привели» ее в морской техникум, Шура Хрусталева поняла, что сможет опровергнуть известную примету «Женщина на судне – быть беде». Она много и упорно училась, бралась за любую работу и не обращала внимания на неласковые взгляды и слова моряков-мужчин. Море приняло ее не сразу. Но приняло. Приняли и люди. Не сразу и не одинаково. Было горе, были слезы, и кровавые мозоли. Но была и радость победы, победы над собой. «…На траулер меня механики не хотели брать, говоря «баба на судне – несчастье, да еще в машинное отделение – сердце судна – совсем беда» и отсылали обратно в отдел кадров. В это время из Германии пришел новый тральщик «Днепр», капитаном на нем был Георгий Герасимович Тисленко, а старшим механиком – Макаревич Владимир Михайлович. Очень хорошие люди, старший механик добросовестно учил меня практическим навыкам работы. Люди строгого нрава и большой души. Это были мои первые наставники на морском пути», – напишет позднее Александра Серапионовна в своей автобиографии. И добавит затем в своих воспоминаниях: «Была работа. Подчас тяжелая, изматывающая, но необходимая. Она не казалась нам казенной, работа была на себя, на страну, на близких людей, это придавало смысл жизни, делало ее насыщенной, полной и интересной».

Более 10 лет в море на кораблях тралового флота, затем преподавание морских дисциплин в мореходном училище. «И еще я трижды благодарна судьбе, давшей мне познать семейное счастье, счастье материнства», – написала в своей книге Александра Серапионовна. Больше полувека прожили они с мужем – писателем Николаем Николаевичем Блиновым, тоже моряком, длительное время проработавшим судомехаником в Мурманском траловом флоте, а затем – в Управлении Судоремонтного завода. Супруги вырастили двоих сыновей – Николая и Бориса, увлеченных, как и все члены династии, литературой, морем и техникой.

Старший сын Николай – писатель, художник, профессор, доктор технических наук, член Союза российских писателей – прожил яркую и насыщенную жизнь, умер в апреле 2015 года. Младший, Борис – прозаик и публицист, с 1992 года возглавлял Мурманское областное отделение Союза российских писателей. Инициатор создания и первый главный редактор альманаха «Мурманский берег». Инициатор создания Ассоциации творческих союзов Мурманской области (АСТЭС). Лауреат Международной литературной премии. В настоящее время живет в Мурманске. Когда у Александры Серапионовны спросили: «Как вы их воспитывали?», она ответила: «А… никак… С детьми надо постоянно заниматься. Сами по себе они хорошими не вырастут. И здесь, конечно, все зависит от матери. Нет таких обстоятельств, которые могли бы простить матери плохое воспитание детей».

Вот такой ее и запомнили сотрудники Государственного архива Мурманской области: полной добра и света, обаятельной, умной, волевой, очень доброй и отзывчивой – Александру Серапионовну Хрусталеву, женщину, которая своим примером доказала, что жизнь прожить – не море переплыть.

 

 

Публикацию подготовила С.А. Мазина

Список архивных материалов и литературы, использованных при написании статьи:

1. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 4. Статьи А. С. Хрусталевой о работе в море.

2. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 9. Автобиография А. С. Хрусталевой.

3. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 10. Воспоминания А. С. Хрусталевой.

4. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 15. Характеристика, свидетельство о браке, трудовая книжка и трудовой договор, удостоверения о награждении А. С. Хрусталевой.

5. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 17. Статьи, очерки, заметки о деятельности А. С. Хрусталевой и семье Блиновых.

6. А. С. Хрусталева «Здесь мой причал», Мурманское книжное издательство, 1988 г.

Хрусталева А. С., автор книги «Бабушкины бриллианты». Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 2624.

Хрусталева А. С., автор книги «Бабушкины бриллианты».

Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 2624.

 

 

Александра Серапионовна Хрусталева – первая и единственная в мире женщина-механик судна с мужем – Николаем Николаевичем Блиновым. Ф. Р-1310. Оп. 11. Д. 10586.

Александра Серапионовна Хрусталева – первая и единственная в мире женщина-механик судна с мужем – Николаем Николаевичем Блиновым.

Ф. Р-1310. Оп. 11. Д. 10586.

 

 

Характеристика на бывшего группового механика плавсредств Мурвоенпорта тов. Хрусталеву А. С. Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.

Характеристика на бывшего группового механика плавсредств Мурвоенпорта тов. Хрусталеву А. С.

Ф. Р-1239. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.

 

 

 

 

 

 

 

К юбилею Нижнетуломской ГЭС

01

Еще при создании широко известного ленинского плана ГОЭЛРО, было обращено внимание на богатейшие гидроэнергетические ресурсы Кольского полуострова: планировалось строительство гидроэлектростанций на реках Нива и Тулома. «В короткий срок – 1934-1936 гг. – в трудных природных условиях Заполярья, при весьма сложной геологической характеристике района было осуществлено строительство Нижнетуломской ГЭС – самой северной в мире гидростанции. Правительственной приемной комиссией было отмечено как большое достижение строительство глухой плотины высотой 29 метров с применением совершенно новых технических методов возведения плотин, что явилось крупным достижением советской гидротехники, заслуживающим большого внимания», – читаем мы в документах фонда Р-959 Нижне-Туломской ГЭС Кольско-Карельского районного управления (Колэнерго).

13 января 1937 года ровно 80 лет назад был введен в эксплуатацию первый гидроагрегат Нижнетуломской ГЭС – гидроэлектростанции в нижнем течении реки Тулома, первой (по времени возведения) из Туломского каскада. Введение в строй Нижнетуломской ГЭС способствовало электрификации Кировской железной дороги, обеспечению электроэнергией предприятий Мурманска и прилегающих районов, объектов Северного флота.

Строительство ГЭС началось в 1934 году. Среди строителей в основном были люди, прошедшие суровую школу сооружения Беломоро-Балтийского канала. И среди них были талантливые, творческие люди, которые и в тех трудных, почти нечеловеческих условиях могли творить и вести за собой других. Вспоминает директор каскада Туломских ГЭС Александр Ткаченко: «Именно здесь, в Мурмашах, в ту пору отбывал срок знаменитый в будущем артист, основатель актерской династии Дворжецких – Вацлав Янович. Там тогда целый театр имелся – лагерный, целиком из заключенных состоял. «Туломская театральная экспедиция» - так он назывался. И ведь репертуар-то, по воспоминаниям Дворжецкого, был солидный. Даже водевили ставили! Известный актер Вацлав Дворжецкий затем сыграл роли почти в ста картинах. Среди них «Петровка, 38», «ТАСС уполномочен заявить…». Около 5 лет Дворжецкий провел в Заполярье, на строительстве Нижнетуломской гидроэлектростанции. Его актерский талант тут не пропал».

В Государственном архиве Мурманской области хранится фонд Беломоро-Балтийского комбината НКВД СССР (Р-921), в котором находятся материалы (отчеты, чертежи, схемы, фотографии) строительства Нижнетуломской ГЭС. Одновременно со строительством станции проектировались и строились линии электропередач от Нижней Туломы до станции Оленья и от Туломы до Полярного. Также в ходе строительства ГЭС решались вопросы объединения двух первенцев заполярной энергетики – Туломской ГЭС и Нива ГЭС-2– в единую энергосистему. Эти две электростанции (соединённые позже линией электропередач) в мае 1936 года стали основой Кольского энергетического районного управления «Колэнерго».

В это же время рядом с предприятием был построен поселок энергетиков – Мурмаши. В газете «Полярная правда» от 12 января 1937 года в статье «На берегу Туломы» инструктор-контролер по переписи населения Е.И. Сапожников пишет: «Изменилась картина нашего округа. В 1934 году село Мурмаши составляла всего одна рыбацкая хижина. За два года на этом месте, на берегу Туломы, построена гидроэлектрическая станция с красивым поселком».

В Мурмашах на улице Советской до сих пор стоит памятник с удивительной историей. На фотографии запечатлен памятник С. М. Кирову, созданный в 1936 году и вырезанный из цельной гранитной глыбы. Памятник сооружен заключенным, который после завершения работы, по воспоминаниям других лагерников, был освобожден. Фамилии ваятеля отыскать не удалось.

У новой ГЭС есть еще одна уникальная деталь – рыбоход – сооружение, служащее для обеспечения естественной миграции рыб по реке. Рыбоходные шлюзы и рыбоподъёмники Нижнетуломской ГЭС оказались весьма удачными, действующими до настоящего времени и признанными самыми простыми и удобными в мире. А по плотине ГЭС проложен автомобильный переход.

Роль Нижнетуломской ГЭС для Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Два агрегата из трех были демонтированы, но станция продолжала работать и бесперебойно снабжала электричеством Мурманск и объекты Северного флота. Немцы почти год не бомбили ГЭС – берегли её для себя. Когда же им стало ясно, что лёгкой победы не видать, налёты фашистской авиации стали ежедневными, только прицельное бомбометание совершалось 18 раз. Но станция работала почти без остановок. Многие работники Нижнетуломской ГЭС в годы войны были награждены орденами и медалями. Кольский Север значительное время снабжался электроэнергией от единственного агрегата гидроэлектростанции.

В послевоенные годы ГЭС была восстановлена. В 1948 и 1949 гг. смонтированы два новых гидроагрегата, о чем мы можем узнать из дел фонда № 959 Государственного архива Мурманской области. 15 смет было утверждено на восстановление и реконструкцию Нижнетуломской ГЭС.

Станция была построена с большим запасом прочности и надежности. Поэтому, когда в 1980-е годы началась капитальная реконструкция, без больших затрат удалось поднять мощность станции на 12%.

В 2015 в машинном отделении ГЭС открыт музей каскада Туломских и Серебрянских ГЭС.

На сегодняшний день Нижнетуломская ГЭС является основным источником питания центрального диспетчерского пульта, который обеспечивает связь и управление всей Кольской энергосистемой.

Публикацию подготовила С.А. Мазина

 

 

Здание станции Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши. Октябрь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1555.

Здание станции Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши.

Октябрь 1937 года.

ГАМО. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1555.

 

 

Мурмаши – поселок энергетиков. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1549.

Мурмаши – поселок энергетиков.

Январь 1937 года.

ГАМО. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1549.

 

 

Памятник С.М. Кирову. Мурманская область, пос. Мурмаши. Сентябрь 1980 г. Фото – В. Кононова. Ф. 1272. Оп. 5. Д. 186.

Памятник С.М. Кирову. Мурманская область, пос. Мурмаши.

Сентябрь 1980 г. Фото – В. Кононова.

ГАМО. Ф. 1272. Оп. 5. Д. 186.

 

 

Инженер Туломской ГЭС М.Ф. Браницкий. Пос. Мурмаши. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1572.

Инженер Туломской ГЭС М.Ф. Браницкий. Пос. Мурмаши.

Январь 1937 года.

Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1572.

 

 

Первая турбина Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши. Январь 1937 года. Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1547.

Первая турбина Туломской ГЭС. Пос. Мурмаши.

Январь 1937 года.

Ф. 1310. Оп. 1. Д. 1547.

 

 

 

 

 

 

БОРОДУЛИН ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

 

Исполняется 105 лет со дня рождения Георгия Михайловича Бородулина (1911-1991) - почетного гражданина города-героя Мурманска, фронтовика, ветерана рыбной промышленности, прошедшего долгий путь от механика тралового флота до основателя и начальника «Севрыбхолодфлота».

Родился Георгий Михайлович 8 декабря 1911 года в Санкт-Петербурге в семье служащего. В 1927 году успешно закончил школу-девятилетку. Работать начал береговым матросом, а затем стал мотористом по двигателям легкого топлива в Ленинградском торговом порту, получив профессию на двухгодичных электромеханических курсах при механическом техникуме.

За годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) Кольский полуостров стал крупным промышленным районом, увеличилась загрузка транспортных линий, динамично развивался промысел рыбы.

Как писал Г. М. Бородулин в своих воспоминаниях, хранящихся фондах Государственного архива Мурманской области, основная отрасль промышленности города Мурманска - рыбная -  развивалась «...за счет поступления с новостроя новых рыболовных траулеров и строительства обслуживающих флот, рыбоперерабатывающих и судоремонтных предприятий».

Для работы на новых промысловых судах Северному бассейну требовались квалифицированные технические кадры. Георгий Бородулин как моряк с опытом работы поступил слушателем на курсы по подготовке механиков-дизелистов. Завершив учебу, в 1932 году Георгий Михайлович отправился в Мурманск, где трудился по специальности на судах «Севтралтреста». До 1938 года работал на рыболовных траулерах РТ-56 «Белуга», РТ-51 «Лещ», и РТ-55 «Кета» третьим, вторым, старшим механиком.

В 1935 году Георгия Михайловича арестовали по обвинению в шпионаже, но вскоре он был освобожден из-за отсутствия каких-либо доказательств вины. В конце 1938 года Бородулина переводят старшим механиком на яхту Мурманского тралового флота «Жемчужина Севера», предназначенную для экспедиционных рейсов по рыбным предприятиям на побережье Баренцева и Белого морей (во время войны яхта была переименована в «ПС-1», до 1942 года относилась к Беломорской военной флотилии, позднее включена в состав Северного флота).

В апреле 1941 года Георгия Михайловича как моряка-резервиста направили на трехмесячную учебную переподготовку. Занятия проходили на базе бригады подводных лодок в Полярном. В сентябре 1941 года Бородулина призвали на военную службу. Он служил командиром БЧ-5 посыльного судна «ПС-1», экипаж которого выполнял поручения штаба флота связного характера. В годы войны на «ПС-1» часто выходил в море командующий Северным флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич.

В упомянутых воспоминаниях Георгий Михайлович писал не только о себе, но и о людях, с которыми его свела судьба.

Так, весной 1941 года на базе подводных лодок в Полярном он познакомился с командиром дивизиона Магомедом Гаджиевым. «Вызывало удивление и глубокое уважение, как этот уже в возрасте капитан второго ранга с искалеченными ревматизмом ногами от длительного плавания в полярных морях, все еще выходил в море. Хотя это уже была вторая половина мая, и было совсем тепло, как я обратил внимание, он был одет в валенки с галошами...», - писал об этой встрече Бородулин.

В Государственном архиве Мурманской области хранится рассказ Бородулина о А. Г. Головко, раскрывающий характер флотоводца с неожиданной стороны: «Как-то наше судно возвратилось из довольно длительного инспекторского похода по восточному побережью Мурмана. Почти вся команда отправилась в кино на какой-то новый нашумевший фильм. Совершенно неожиданно дежурный по судну получил распоряжение из штаба немедленно готовиться к выходу, так как командующему флотом необходимо было срочно быть на одном из флотских объектов в районе Мотовского залива. Уже потом, на переходе, командующий поинтересовался, как удалось так быстро подготовить судно к выходу. Командир доложил, что пришлось послать посыльного в кино, вызвать и собрать личный состав. Когда мы возвратились в Полярное, позвонил дежурный штаба флота и передал, что командующий приглашает свободных от вахты, желающих досмотреть прерванный кинофильм, в кинозал ЗКП Штаба».

Довелось Г. М. Бородулину стоять на вахте вместе с Николаем Луниным, ставшим впоследствии командиром легендарной подводной лодки «К-21». Вот как вспоминал Георгий Михайлович об этой встрече: «Во время моей короткой службы на бригаде подводных лодок возвратился в прошлом репрессированный командир лодки капитан-лейтенант Н. А. Лунин. Призван на флот он был из капитанов торгового флота и прошел в свое время переподготовку в военно-морском училище и на специальных офицерских курсах».

Еще раз они встретятся в мирное время в Главном управлении «Севрыбы», когда Н. А. Лунин, занимающий после войны скромную гражданскую должность, приедет в Мурманск решать производственные вопросы черноморской китобойной флотилии. Георгий Михайлович с горечью писал о Герое Советского Союза Николае Лунине, ушедшем из жизни в 1970 году: «...Ведь протяни вовремя руку помощи «товарищи из военно-морского флота» тому же Н. А. Лунину и, как знать, возможно, и жив был бы еще герой войны. Ан не хватило у них милосердия и заботы к судьбе этого неординарного, страдавшего тяжелым недугом человека, так много в свое время сделавшего для защиты Родины в тяжелую годину войны...».

Опыт и знания Георгия Михайловича понадобились для развития рыбохозяйственной отрасли в послевоенные годы. В 1946 году Бородулин получил назначение на должность главного инженера приемо-транспортной конторы кольского госрыбтреста. С начала пятидесятых годов он принимает непосредственное и активное участие в создании сельдяного флота. Сначала работал главным инженером, а с 1957 года занимал пост начальника управления «Мурмансельдь», впоследствии стал одним из организаторов круглогодичного океанического вылова сельди, руководил подготовкой судов для опытных сельдяных экспедиций к Исландии и Шпицбергену.

В конце 1964 года Бородулину поручают вести подготовку к созданию нового флота. С 1 января 1965 года начал работу «Севрыбхолодфлот», первым руководителем которого и стал Георгий Михайлович, человек не понаслышке знающий тонкости рыбацкого дела.

Имея техническое образование и богатый практический опыт механика на морских судах, Георгий Михайлович является автором нескольких изобретений, предназначенных для предотвращения столкновения в открытом море швартующихся судов. В архивном фонде бережно хранятся авторские свидетельства, расчеты экономической эффективности от внедрения изобретений и рацпредложений Г. М. Бородулина.

В 1973 году у берегов Новой Земли в Баренцевом море из-за ошибки штурмана произошла авария плавбазы «Полярная Звезда». Георгий Михайлович почти трое суток провел в радиоцентре, руководя работами по снятию судна с мели по радиотелефону. Перенесенные во время спасательной операции перегрузки и волнение сказались на его здоровье. После сильнейшего сердечного приступа, пройдя длительное лечение в стационаре, Георгий Михайлович принял решение отойти от дел.

В 1974 году Бородулин выходит на пенсию и переезжает на родину в Ленинград. Находясь на заслуженном отдыхе, он остался активным и неравнодушным человеком, часто приезжал в Мурманск, внимательно изучал местную прессу. В архиве можно ознакомиться с письмами Георгия Михайловича журналисту газеты «Рыбный Мурман» П. А. Быстроумову о подробностях гибели РТ-48, о работе на РТ-56 «Белуга», о прохождении учебных сборов в Полярном в 1941 году.

Как свидетельствуют сохранившиеся в архиве документы, Г. М. Бородулина глубоко волновали проблемы ведения рыбного промысла, вопросы аварийности промыслового флота, судьбы несправедливо забытых героев Великой Отечественной войны.

На страницах воспоминаний Георгий Михайлович высказал такую мысль: «...для связи времен и поколений городу-герою необходима подлинная история во всех ее проявлениях». В своих книгах «Неизменным курсом» и «Ничего, кроме правды», Г. М. Бородулин делится с читателями знаниями, опытом, рассказывает о событиях, свидетелем которых он стал за свою долгую жизнь.

Заслуги Г. М. Бородулина перед Родиной были высоко оценены как в военное, так и в мирное время. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За доблестный труд», бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Георгий Михайлович ушел из жизни в 1991 году, похоронен в Санкт-Петербурге.

Государственный архив Мурманской области бережно хранит фонд Г. М. Бородулина Р-1308, в котором представлены не только многочисленные фотографии, но и письма, воспоминания, почетные грамоты, адреса, документы о награждении.

 

Публикацию подготовила ведущий архивист ГОКУ ГАМО Ю.А. Пенькова

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи:

1. П. Болычев. Свирепый мужик: 100 лет назад родился Георгий Бородулин, почетный гражданин Мурманска. - Мурманский вестник. - 2011. - 8 декабря.

2.Имена нашего города: Почетные граждане города-героя Мурманска / Г.И. Лебедева, А. Бабкин, С. Гущин, А. Мусорина. - Мурманск: Кн. изд-во, 2008. - 254 с.

3. Ф. Р-1308. Оп 2. Д. 25 Л. 94, 141.

4. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 27. Л. 20, 22, 34, 38, 40.

5. Ф. Р-1308. Оп. 2. Д. 24. Л. 1, 2, 3, 34.

6. Ф. Р-1038. Оп. 1. Д. 53, 80.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

Празднование дня Военно-морского флота.
На снимке: Г. М. Бородулин (в центре), Н. Х. Шаповалов - начальник управления «Мурмансельди» (слева). 1966 г.

ГАМО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д. 53.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Выступление бывшего начальника управления «Севрыбхолодфлота» Г. М. Бородулина на торжественном собрании в честь 10-летия флота. Мурманск, Дворец культуры им. С. М. Кирова. 1975 г.

ГАМО. Ф.Р-1308. Оп. 1. Д. 80.

 

 

 

 

 

 

 

КОПЫТОВ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ

26 ноября исполняется 130 лет со дня рождения (1886 - 1971 гг.) прославленного капитана Мурманского тралового флота Степана Дмитриевича Копытова. Его имя навечно вписано в золотой фонд флота. Он - один из организаторов тралового промысла на Мурмане, первооткрыватель нескольких новых промысловых районов, капитан рыболовных траулеров «Камбала», «Треска», «Димитров», поискового РТ-17 «Ким», с 1939 года - заместитель начальника промысловой разведки объединения «Мурманрыба» - живой свидетель истории развития тралфлота.

В книге «Всего одна жизнь» Ефима Вайнбира читаем о Копытове: «Да, это был капитан-разведчик большого таланта. Именно таланта... Опыт опытом, мастерство мастерством, трудолюбие трудолюбием - всего этого было ему не занимать, но он был еще одарен удивительной способностью понимать жизнь моря. Он очень остро чувствовал то, что ученые именуют «экологическими связями». Нужно было видеть, как внимательно читал он утром, в самом начале рабочего дня, сводки и радиограммы; как вникал в смысл каждой фразы, каждой цифры рейсового отчета; как дотошно расспрашивал обо всем возвратившихся с моря капитанов-разведчиков. Ничто не могло ускользнуть от его внимания. Все для него было наполнено глубоким смыслом, все для него было важно. Он пропускал ежедневно через свой мозг огромный поток информации. Его обзорные выступления о промысловой обстановке были всегда исчерпывающе аргументированы, а предложения конкретны. Он мог предсказать, какими путями будет мигрировать рыба, когда и где будет накапливаться, долго ли там продержится, какие следует ожидать уловы. Ошибался редко, многими это воспринималось как некий дар предвидения». А вот как скромно отзывался о своей работе сам Степан Дмитриевич. Всего в трех предложениях рассказывает он об открытии под его руководством нового промыслового района (Северный склон Центрального района) в книге «Беседы старых капитанов»: «В июне 1924 года уловы в прибрежных районах Мурманского побережья очень упали. Надо было искать рыбу в других, более отдаленных районах. Вопрос обнаружения хороших косяков нужно было решать самостоятельно, и мы отправились искать «счастья». В результате кропотливой работы и знания своего дела был открыт новый промысловый район, отличающийся весьма благоприятными для траления условиями». Всего три предложения! А сколько труда, упорства и смекалки вложено в эту работу. Ведь в те годы траловый флот делал свои первые шаги: не было опытных специалистов лова, не существовало еще промысловой разведки, суда, осуществлявшие лов, не имели необходимого оборудования.

Передача опыта, наставничество в биографии Копытова были постоянно. Он всегда охотно делился с молодыми моряками багажом своих знаний. Был в его биографии и опыт написания учебных пособий. В соответствии с приказом начальника Управления тралового флота № 176 от 17 октября 1936 года опытных специалистов управления тралового флота привлекали к составлению и изданию стахановской библиотеки для рыбной промышленности. Опытные промысловики - капитаны, тралмейстеры, старшие механики, технологи и инженеры - сели за составление учебников. Степан Дмитриевич писал главу на тему: «Трал и техника работы с тралом».

А летом 1936 года Копытов снова доказывает, что звание одного из лучших капитанов закрепилось за ним не случайно. 27 июня газета «Полярная правда» публикует письмо команд передовых судов тралового флота наркому пищевой промышленности А.И. Микояну о стахановском движении на флоте: «Дорогой Анастас Иванович! Мы первыми досрочно, за пять с половиной месяцев, выполнили годовые государственные планы по добыче рыбы...» А в документах фонда управления тралфлота (Р-542), хранящегося в областном архиве, мы видим список 18 стахановских траулеров с отчетом по улову за 1936 год. Лучшим стал траулер РТ-82 «Димитров» под руководством капитана Копытова Степана Дмитриевича, показатель выполнения плана - 210 %. В ответ на траулер «Димитров» пришла телеграмма, адресованная капитану Копытову и помполиту Платонову: «Поздравляю с досрочным выполнением плана добычи рыбы. Приказываю выдать из директорского фонда премии каждому члену команды. Желаю вам быть первыми в борьбе за максимальное перевыполнение годового плана. Микоян». Как отмечено в личном деле Копытова, 30 августа 1936 года  за перевыполнение плана рыбодобычи и стахановскую работу  Степан Дмитриевич был награжден орденом «Знак Почета».

В апреле 1949 года был издан приказ по Министерству рыбной промышленности СССР

«Об утверждении Совета старейших капитанов при Управлении тралового флота». Как указывалось в Положении о Совете, создавался он  для обобщения и передачи опыта, а также для анализа работы рыболовных траулеров. Совет старейших капитанов при Управлении тралового флота объединения «Мурманрыба» состоял из 6 наиболее заслуженных капитанов, проплававших в траловом флоте не менее 15 лет. В их число входил и Копытов Степан Дмитриевич.

Одно из самых значимых открытий в трудовой биографии Степана Дмитриевича - новый промысловый район, названный в последствие  «Копытовской банкой». Обратимся снова к книге «Всего одна жизнь», где очень подробно описан этот эпизод из жизни капитана: «...Еще до войны крепко задумывался Копытов, рассматривал на карте один весьма обширный участок моря. Это было самое что ни на есть «белое пятно». Промысловые суда - ни наши, ни иностранные - никогда сюда не заглядывали. Одним словом - целина. Прикидывал и так и этак - по всем статьям, должна там быть рыба и, скорее всего, морской окунь. «Эх, сходить бы туда, сделать бы хоть одно траление», - мечтал Копытов, но не пришлось ему там побывать - лежал этот район где-то в стороне от главных рыбацких дорог, а потом началась война.

Прошло немало лет, кончилась война, а «белое пятно» на карте не давало покоя капитану. На всех промсоветах упорно предлагал послать туда поисковый траулер, но энтузиазма его предложение ни у кого не вызывало. Не хочется рассказывать, как «хитрил» Степан Дмитриевич, давая задания капитанам поисковых судов (был он тогда заместителем начальника Промразведки) «отклониться» от намеченного маршрута, чтобы «заглянуть» в район, который его интересовал. И весною 1952 года нашли, наконец, рыбу. Да еще какую! Это были мощные концентрации морского окуня. Нашли именно там, куда настойчиво звал Копытов. Весной 1952 года на одном из промысловых советов начальник Главмурманрыбпрома (Платон Васильевич Сапанадзе) сказал: «Мы открыли новый промысловый район. Главк предлагает назвать его районом Копытова в честь старейшего капитана тралового флота, проявившего большую инициативу и настойчивость в поиске и разработке этой промысловой банки». Возражений не последовало».

За свой труд Степан Дмитриевич в разные годы был награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд во время ВОВ», за 20-летнюю работу в траловом флоте - значком «Отличник рыбной промышленности». А 11 декабря 1950 года Родина отметила его вклад в работе тралового флота орденом Ленина.

До последних дней жизни, уже будучи на пенсии, старый капитан был вместе с флотом, душой болел за его успехи и неудачи. В книге «Беседы старых капитанов» Копытов пишет главу «Дорожите честью моряка», напутствуя молодых моряков призывом всегда быть дисциплинированным, исполнительным, являть пример отличного поведения!

Именем Степана Дмитриевича Копытова в 1972 году названа улица нашего города.

Публикацию подготовила Мазина С.А.

Список литературы и материалов, использованных при написании статьи.

1. «Всего одна жизнь» Вайнбир Е.А., Мурманское книжное издательство, 1976

2. «Беседы старых капитанов» Копытов С.Д. («Так рождался флот»),  Мурманское книжное издательство, 1961

3. «История Мурманского тралового флота» А.А. Киселев, А.И. Краснобаев, Мурманское книжное издательство, 1973

4. «Развитие рыбной промышленности Мурманской области» Сборник ГАМО, Мурманское книжное издательство, 1986

5. «Полярная правда» от 27.06.1936, статья «Свое слово - сдержим!»

6. Ф. П-1. Оп. 19. Д. 2941. - личное дело Копытова С.Д.

7. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 13. Л. 76.

8. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 92. Л. 59-72.

9. Ф. Р-534. Оп. 3. Д. 3. Л. 409.

10. Ф. Р-542. Оп. 1. Д. 280. Л. 72.

11. Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58. - скан документа.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

С. Д. Копытов - капитан Мурманского морского пароходства, ветеран тралового флота.

ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282.

 

 

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

Мурманский тралфлот. Копытов С. Д. (слева) и капитан флота Михов Ф. М. во время беседы.

ГАМО. Ф. Р-1272. Оп. 3. Д. 12.

 

 

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

Ходатайство начальника объединения «Мурманрыба» П. В. Сапанадзе о присвоении новому промысловому району названия «Район Копытова».

Ф. Р-534. Оп. 13. Д. 60. Л. 58.

 

 

 

 


Страница 1 из 6
100let
godkino
baner