Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Узкоколейная железная дорога системы Дековиля, согласно документам, появилась в городе не позднее сентября 1918 г. Начиналась она от Зеленого мыса и тянулась через Мурманск к району Морской базы. В общем объеме городских перевозок ей принадлежала главенствующая роль (подробнее можно прочитать здесь ).

 

Мурманская узкоколейка. 1933-1934 гг. ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 533.

Мурманская узкоколейка. 1933-1934 гг.

ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 533.

 

 

Проспект Ленина. В центре снимка – линия узкоколейки. 1929 г. ГАМО. Ф. П-102. Оп. 1. Д. 36. Л. 12.

Проспект Ленина. В центре снимка - линия узкоколейки. 1929 г.

ГАМО. Ф. П-102. Оп. 1. Д. 36. Л. 12.

 

С развитием города, появлением четких благоустроенных улиц на смену узкоколейке пришел автомобильный транспорт. Первый пассажирский автобус вышел на линию 18 ноября 1934 г. Перевозка людей осуществлялась тогда по маршруту: ул. Северная - ул. Максима Горького - ул. Шмидта - ул. Сталина - ул. Воровского - ул. Коминтерна - железнодорожный вокзал - ул. Профсоюзов - пр. Ленина - ул. Карла Либкнехта. Билет стоил 75 копеек. К 1955 г. на городских и пригородных маршрутах работало уже 76 автобусов различных марок.

 

Один и первых автобусов на проспекте Ленина. ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 5505.

Один из первых автобусов на проспекте Ленина.

ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 5505.

 

 

Автобус ЛиАЗ на проспекте Ленина. 11 сентября 1966 г. Фото И. Ушакова. ГАМО. Ф. Р-1355. Оп. 2. Д. 187.

Автобус ЛиАЗ на проспекте Ленина. 11 сентября 1966 г. Фото И. Ушакова.

ГАМО. Ф. Р-1355. Оп. 2. Д. 187.

 

Первая троллейбусная линия в Мурманске была запущена 11 февраля 1962 г. Маршрут начинался на ул. Карла Либкнехта, проходил по пр. Ленина, Кольскому шоссе и заканчивался у Больничного городка. В первый день работы троллейбусы перевезли 19985 человек.

 

Один из первых троллейбусов на проспекте Ленина. 1962 г. ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 246. Л. 5.

Один из первых троллейбусов на проспекте Ленина. 1962 г.

ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 246. Л. 5.

 

Первое такси (ГАЗ М-1) в Мурманске появилось в ноябре 1938 г. В послевоенное время на смену «Эмкам» пришли «Победы» с шашечками на боках. Позднее таксомоторный парк обновился, и перевозка пассажиров осуществлялась на автомобилях «Волга», модель которой неоднократно менялась. Глазу современного горожанина привычнее «ГАЗ-3110».

Автомобили такси «ГАЗ-3110». 17 мая 2004 г. Фото С. Лашко. ГАМО. Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 4392.

Автомобили такси «ГАЗ-3110». 17 мая 2004 г. Фото С. Лашко.

ГАМО. Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 4392.

View the embedded image gallery online at:
http://murmanarchiv.ru/index.php/100-/47/981#sigFreeId4d23cf75b5