Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Цикл статей "Мурманское кино"


МУРМАНСКАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Развалины разрушенного бомбёжкой дома - обугленные брёвна, чуть припорошенные снегом. А рядом многоэтажные «высотки». Остов врезавшегося в землю и будто ещё дымящегося немецкого самолёта. А поодаль - знаменитая лестница от музучилища к первой школе. Люди во фронтовых шинелях и гимнастёрках. А в стороне - вполне «мирные», одетые по моде, далёкой от того грозного времени, спешащие по своим делам мурманчане. На дорогу выходит колонна солдат, впереди неё движутся две машины с пушками на прицепе. Операторы снимают с нескольких точек. Им приходится трудно. С одной стороны, колесо обозрения, которое ни в коем случае не должно попасть в кадр, с другой - недавно построенная девятиэтажка - ей тоже не место на плёнке. В обгоревших развалинах что-то ищут женщина и ребёнок - собирают остатки своих, и без того небогатых, пожитков. У деревянного дома напротив стоит на костылях инвалид, ещё совсем молодой парень. Ему больно смотреть на проходящих мимо солдат. Война оставила его без ноги. Война, война...

Подробнее...
 

ПУТЬ К ПРИЧАЛУ

В начале сентября 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобовом стекле «Путь к причалу».

- В Мурманске я побывал ещё в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурманским журналистам режиссёр-постановщик картины Георгий Данелия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съёмки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Всё это пригодилось при теперешних съёмках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезём для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.

Подробнее...
 

АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

Вот вам, для начала, одна из неразгаданных пока мной загадок. В кадре - человек с ножом, явно представитель какой-то северной народности. Нож занесён для удара по-другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с поклажей. Фотоснимок с кадра опубликовала 18 декабря 1939 года «Полярная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина называлась «Гость». «Часть съёмок этого фильма, - сообщала газета, - производилась в Кировске». Однако, в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от друга. Но - о чём была картина, кто в ней снимался, каковы были обстоятельства съёмок остаётся пока только догадываться...

Подробнее...
 

От автора цикла статей "Мурманское кино"

Когда я перелистываю документы Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», бережно хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области или смотрю фильмы - документальные и художественные, повествующие о прошлом нашего края, из того же фонда Р-1114, - мне то и дело приходит на ум слово «уникальные». Уникальные не по архивному грифу, а по неизвестной нам или прочно забытой информации, в них содержащейся. Взять хотя бы рекламные фотографии к старым кинокартинам, снимавшимся когда-то в Мурманской области: к фильмам «Открытие» или «Факты минувшего дня», о которых пойдёт речь ниже - ну где их теперь раздобудешь. А тут - вот они - лежат, ждут заинтересованного человека. Или отчёты, планы, справки, приказы, переписка Мурманского областного управления кинофикации. Ведь это живой, беспристрастный рассказ о развитии кинодела на Кольском полуострове. Или, поступавшие в наш регион циркуляры «Главкинопроката». По ним можно проследить всю репертуарную политику СССР в самые сложные годы - с 1940 по 1956. В них, в частности, имеются сведения о фильмах никому ныне не известного, но когда-то блиставшего режиссёра Герберта Раппопорта. Конечно и эти материалы требуют дополнения. Чтобы получить полную картину по темам, о которых вы вскоре прочтёте, мне пришлось использовать и статьи из «Полярной правды» и «Кировского рабочего» 20-х 30-х годов минувшего века, и материалы фондов П-1 и П-2 Мурманского окружкома и Мурманского обкома ВКП(б), изучать дополнительную литературу из Научно-справочной библиотеки ГАМО, работать в Интернете. Всё это вместе взятое и позволило, в итоге, написать новый цикл статей, посвящённых истории мурманского кино. Его и предлагаю сейчас вашему вниманию.

 

 

 

 

ДОЛГОСЪЁМ

ДОЛГОСЪЁМ

 

В самый канун нового, 1983 года в только что отремонтированном тогда здании Совета Министров РСФСР, в наградном зале, вручали Государственные премии России за 1982 год. Режиссёр Владимир Басов, артист Андрей Мартынов, сценарист Юрий Скоп и кинооператор Илья Миньковецкий получали их за фильм «Факты минувшего дня». Басов, вернувшись на своё место с дипломом и лауреатской медалью в кумачовой коробке, шёпотом попросил Скопа:

- Милок, подмогни прицепить награду.

Когда медаль оказалась на положенном месте, Владимир Павлович покосился сверху вниз на лацкан своего элегантного пиджака, улыбнулся и весело зашептал:

- Тут ведь никто не знает, что одного из этих братишек, - он показал пальцем на медаль с вычеканенными профилями братьев Васильевых, - я в своё время на руках выносил. Погуляли маленько... А теперь вот буду носить на груди. Понимаешь?..

Так, по свидетельству очевидца и участника описанного события, закончилась история, начавшаяся больше чем за десять лет до этого, торжественного и праздничного, момента.

 

Подробнее...
 


Страница 2 из 4