ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

По дороге, натужно рыча моторами, двигалась колонна фашистских автомобилей. У деревянного настила, переброшенного через безвестную речушку, она замешкалась, притормозила. Вдруг из леса грянули выстрелы. Гитлеровцы стали выскакивать из машин, отстреливаясь на ходу, и тут... И тут на солнце надвинулась туча, начался снежный заряд, съёмки прекратились. Сцену нападения партизан на немецкую автоколонну возле специально построенного в окрестностях Мончегорска моста-декорации пришлось снимать заново...

Когда-то давно, ещё только начиная работать в журналистике, я готовил радиопередачу к 22 июня - дню начала войны. Разговаривал с людьми, расспрашивал и стариков, и молодёжь. Одна из моих собеседниц, женщина средних лет, рассказала про свою маму - банковского работника в каком-то приграничном городе на западе страны. О том, что ей пришлось под бомбёжкой, с риском для жизни, вывозить государственные ценности. В конце интервью добавила:

- Получилось почти как в «Золоте». Ну, фильм был такой, у нас его снимали. Там ещё Наташа Варлей по вражеским тылам шла. Помните?

Я не помнил, но, заинтересовавшись, стал искать. Постепенно выяснилось, что существует множество фильмов, название которых начинается со слова «золото». «Золото дураков», «Золото фараонов», «Золото партии», «Золото Трои», «Золото проклятого прииска» - и так далее, и тому подобное. Так уж сложилось - всё, что касается материальных ценностей, волнует человечество, а значит, отчасти гарантирует успех связанных с ними кинокартин. Вот в этом-то длинном перечне посвящённых жёлтому металлу лент и стоят рядом, выпущенные в 1969 году, тоесть почти одновременно, голливудское «Золото Маккены» и «Золото» мосфильмовской выплавки. Первое стало одной из самых кассовых, самых успешных картин в истории кинематографа. Второе особых лавров не снискало. Первое и ныне у всех на слуху, о втором, кроме людей старшего поколения, знают немногие. Но, право слово, если бы мне привелось выбирать, между легендарным вестерном с суперзвёздами Грегори Пеком и Омаром Шарифом и советской лентой - непритязательной, малобюджетной, даже не цветной, я без колебаний выбрал бы именно её...

Было это в апреле 1969-го. Режиссёр-постановщик Дамир Вятич-Бережных, к тому моменту являвшийся автором сверхпопулярной картины «По тонкому льду» и прочно заслуживший репутацию мастера остросюжетных, военных лент, рассказывал на страницах газеты «Мончегорский рабочий»:

- Советскому читателю хорошо известен роман Бориса Полевого «Золото». Книга написана семнадцать лет назад, а сейчас получает своё второе рождение на экране. Я не случайно обращаюсь к творчеству Полевого. В его произведениях меня, прежде всего, привлекает большая любовь к советскому человеку. Своих героев писатель берёт непосредственно из жизни. И главная героиня романа «Золото» тоже не вымышлена - она сейчас живёт и работает в Киеве.

Действительно, в основе книги известного литератора лежала реальная история, произошедшая в Калинине. В 1941-м сотрудники местного отделения госбанка часть находившегося там золота вынесли и сохранили для страны на себе, под видом беженцев. В романе, конечно, всё слегка по-другому. В начале войны, перед самым приходом немцев, в банк небольшого прибалтийского городка поступают огромные ценности. Чтобы сберечь драгоценный груз, старик-кассир и молодая машинистка решают сами доставить его через линию фронта. Им удаётся исполнить задуманное, лишь преодолев множество трудностей, проявив лучшие человеческие качества.

В творческом багаже Вятича-Бережных «Золото» стало третьим фильмом по произведениям Полевого после картин «Доктор Вера» и «Я - «Берёза». Для съёмок требовалась богатая зимняя натура. Вот, к примеру, один из пейзажей романа: «Кругом причудливо громоздились сугробы. Метели одевали лес снегом так щедро, что ветви клонились вниз. Снежный груз сгибал тонкие берёзы до самой земли, и то там, то здесь виднелись опушённые белыми подушками арки. Когда холодное солнце пряталось за облака, и гасла сверкающая белизна, они походили на солдат в маскхалатах, рассыпавшихся по лесным полянам. Когда же солнце сияло в льдистом зеленоватом небе и возле деревьев на снегу лежали густо-синие тени, мелколесье, покрытое снегом, походило на сборище фантастических фигур, и усталый глаз Муси ясно видел то свернувшегося медведя, сосущего лапу, то острый профиль Митрофана Ильича, то оленью голову, то флажок комсомольского значка, то арифмометр». Где найти похожее? Режиссёр, он же и сценарист, решил отправиться на Кольский полуостров. И - не прогадал.

- В Мончегорск мы приехали за снегом, чтобы успеть снять зимнюю природу, - пояснял Дамир Алексеевич. - Суровая и скупая природа Заполярья как нельзя лучше даёт возможность передать атмосферу военного времени.

Потянулись съёмочные будни. Каждый день вереница машин отправлялась к месту съёмки - то в лес у трассы Мурманск - Ленинград, то к посёлку Верхний Нюд. Начинались технические приготовления. От маленькой электростанции на колёсах, чёрной змейкой тянулся кабель. Тщательно устанавливали кинокамеру. Около аппарата располагался «главный штаб» съёмок - Вятич-Бережных и оператор Пётр Сатуновский. «Рабочее место», в зависимости от того, какая сцена снималась, занимали артисты. Но сама съёмка пока не начиналась. Оператор со своими помощниками пытался найти наиболее удачный ракурс. Устанавливали освещение. Режиссёр, тем временем, репетировал с актёрами нужный эпизод. Ассистент Нина Сенчагова вносила завершающие штрихи в грим, посыпая костюмы снегом. Перед объективом камеры появлялась чёрная дощечка с надписью «Золото», словно последний барьер, отделявший настоящую жизнь от её киноварианта. Но вот барьер убирали, и звучала команда: «Мотор!»

...Прислонившись к стволу дерева, полулежит девушка в полушубке. Рядом, обхватив руками автомат, спит на снегу мальчишка-подросток. Девушка просыпается, глядит на паренька и ей, внезапно, кажется, что он замёрз во сне. Она хватает его за плечи, трясёт. Паренёк с трудом открывает глаза:

- Ты чего?

- Я думала...

В этот момент раздаётся голос режиссёра:

- Стоп! Делаем ещё дубль.

«Описанный эпизод займёт на экране не более минуты, - сообщал читателям корреспондент «Полярной правды». - А снимали его три часа. Три часа, актёры лежали в снегу, почти не меняя позы». К этому можно добавить, что перед каждым новым дублем, те, кто находился «в кадре», принимали на себя, для достоверности, очередную порцию снега. Неудивительно, что «Мончегорский рабочий» отметил в репортаже со съёмок, что «ждать» - слово очень популярное среди работников кино. Порой целый день актёр в гриме и костюме ждёт минуты съёмки. А иногда и не дожидается».

Фильмы о Великой Отечественной всегда по-особому трогают душу. И самое ценное в них, конечно, не стрельба, не взрывы - характеры и судьбы тех, кто соприкоснулся с народной трагедией, с общей бедой, которая и теперь, десятилетия спустя, всё ещё ранит, обжигает. Вот и в «Золоте» важнее любых боёв, любых приключений были люди. Да и название ленты адресовано, в первую очередь, не семнадцати килограммам драгметалла, а дружбе, любви, верности, мужеству, патриотизму, свойственным её героям. Безусловно, это понимали артисты Александр Январёв и Виктор Перевалов, игравшие персонажей-мужчин, и Наталья Варлей, исполнившая в картине главную женскую роль. Актриса, ставшая, после «Кавказской пленницы» и «Вия», знаменитостью всесоюзного масштаба, утверждала:

- Передо мной трудная задача - создать образ девушки военного времени. Передать мысли, стремления людей того поколения, их чистоту, их оптимизм. И буду очень рада, если зрители поверят моей героине, полюбят её.

Впрочем, одно другому не мешает, - приключений и трюковых съёмок в фильме тоже хватало. Один из таких эпизодов описан в романе Полевого следующим образом: «Треск мотора нарастал. По его нервному тембру было ясно, что это мотоцикл. Николай почти механически вскинул автомат, спустил предохранитель, перевёл бой на беспрерывную стрельбу. То же успел сделать и Толя. Как раз в тот самый миг, когда мотоцикл с коляской, рокоча, как ракета, мелькнул перед ними, две красноватые точки вспыхнули в кустах сердитыми, дрожащими огнями. Прежде чем мягкое зимнее эхо успело пронестись по лесу, мотоцикл, пролетев по инерции метров двадцать, сорвался в кювет. Две чёрные фигуры мелькнули в воздухе и исчезли в туче снежной пыли. Толя первым бросился к ним, держа автомат наизготовку и крича что есть мочи: «Хенде Хох!» Но руки поднимать было некому. Водитель, в замасленном меховом комбинезоне, лежал неподвижно ничком у подножия сосны. Чёрное пятно расплывалось вокруг его вмятой в снег головы. Пассажир, валявшийся чуть подальше, по-видимому, без сознания, легонько стонал». Снимали эту сцену недалеко от посёлка Верхний Нюд. На обочине дороги разместили декорации: перевёрнутую кабину сожжённого автомобиля, обгоревшие ящики. Вдали, за деревьями, вырос столб чёрного дыма - работа пиротехников. Оператор командовал:

- Дым не попадает в кадр, зажгите правее.

Дымовую шашку зажгли правее. Но опять:

- Виден источник огня. Спрячьте за сугроб.

И так несколько раз. Наконец режиссёр дал зелёную ракету - сигнал к началу съёмок. «Из-за поворота появляется мотоцикл. Стремительно приближается, - делился впечатлениями с читателями мончегорской газеты журналист Анатолий Бовыкин. - И вдруг он резко сворачивает, врезается в сугроб. Двое сидевших в нём вылетают в разные стороны. Перевёрнутый мотоцикл вытаскивают на дорогу. Режиссёр беседует с «потерпевшими». Этот трюковый номер выполняют московские мотогонщики - кандидат в мастера спорта Александр Семов и Владимир Бажинов.

- Мокрая дорога, - сетуют спортсмены. - Нужную скорость не разовьёшь. Попробуем ещё раз.

И вновь столбы дыма. Зелёная ракета».

Так, от кадра к кадру, от эпизода к эпизоду, шли съёмки. В Мончегорске кинематографисты пробыли до начала мая. Потом работа над лентой продолжилась в Вильнюсе, в Средней полосе России, в павильонах «Мосфильма». В конце 1969 года картина вышла на экраны. Довольно тепло принятая критиками, шумного успеха она, тем не менее, не имела. Однако отсутствие премий и наград с лихвой искупается любовью зрителей. А её «Золоту» хватило с избытком на многие годы. Иной раз и ныне доводится читать в Интернете слова признательности в адрес, как создателей фильма, так и самой ленты. Допустим, такие: «Хороший фильм, интересный, хотя и чёрно-белый. И актёры там все узнаваемые, любимые. Фильм о войне, о подвиге, мужестве простых людей, фильм на все времена. Очень полезно посмотреть, оценить прошлое наше, подумать...»

Возможно, в сравнении с упомянутым в начале статьи голливудским вестерном наше «Золото» кому-то покажется самоварным, лишённым блеска. Возможно, с точки зрения дня сегодняшнего, картина, местами, выглядит наивной, простоватой, не лишённой разного рода идеологических клише. Всё это так, но всё это не отменяет главного. Когда видишь, как в конце фильма Варлей замерзает в снегу и ей снится, что исполнилась её заветная мечта, что она выступает на большой сцене с песней «И больше не будет войны», - на глаза невольно наворачиваются слёзы, и достигает пика ощущение личной сопричастности, сопереживания героям ленты. Ощущение, искупающее любые недостатки режиссёрской, операторской и актёрской работы. Чувство, которого не может подарить пусть самый зрелищный, но чужой фильм. То, что дороже любого золота.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx