ПУТЬ К ПРИЧАЛУ

ПУТЬ К ПРИЧАЛУ

В начале сентября 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобовом стекле «Путь к причалу».

- В Мурманске я побывал ещё в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурманским журналистам режиссёр-постановщик картины Георгий Данелия. - Мы знакомились с местами, где должны были вести съёмки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Всё это пригодилось при теперешних съёмках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезём для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.

Сценарий написал молодой, но уже известный литератор Виктор Конецкий, служивший, в своё время, на Северном флоте и прекрасно знавший реалии северной морской жизни. Главный герой фильма - старый, одинокий боцман Росомаха. Спасательный буксир тащит отслуживший своё корабль «Полоцк» в Мурманск, на слом. Шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того, чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от «Полоцка». На «Полоцке» четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. «Полоцк» налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. В картине присутствовало не только море, но и берег, порт. Съёмки продолжались в течение двух лет. Некоторые из происходивших в процессе работы над фильмом историй Данелия припомнил в опубликованной в 2003 году книге «Безбилетный пассажир».

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

«В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я попросил администратора Федорца, чтобы завтра на съёмку пригнали автобус - закрыть забор от камеры... Утром на следующий день приехали на съёмку - автобуса нет.

- Не дали, - объяснил Федорец...

Я попросил... позвонить Залбштейну. Директором фильма «Путь к причалу» был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом...

- Не снимайте! - завопил Залбштейн. - будет автобус.

Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы, один за другим. Всё прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять... а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна.

После звонка... Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул её и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома...

- Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!..

Пауза.

- В чём дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.

Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.

Все облегчённо вздохнули и заулыбались.

И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий военным округом на всякий случай прислал два бронетранспортёра, на одном из которых и приехал на съёмочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн».

Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценой проводов в море спасательного судна «Кола» и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мурманчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участвовавшие в некоторых эпизодах. Съёмки продолжились в Баренцевом море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транспортно-буксирного флота Мурманского рыбного порта «Стерегущий» и «Смелый». И вновь - вместе с профессиональными актёрами играли мурманские моряки - члены экипажа «Смелого»: боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чужмаров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

«Между прочим. Как мы ни старались держаться подальше от государственных секретов, всё равно никак не могли их избежать.

В тот день, когда Никита Сергеевич выступил с официальным заявлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул:

- Режиссёр! Я вернулся, когда сниматься будем?

Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька.

- Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить!

- Раньше не мог. Мы на Кубу ракеты возили!

А строжайшую государственную тайну - об испытании на острове Новая Земля атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва...

Когда в центральных газетах появились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска, на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: «Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятельствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну будущего года».

Главную роль, боцмана Зосиму Семёновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору актёров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Фёдоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена - боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола, ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублёра. Андреев запротестовал: «Никаких дублёров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин и актёр, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру, в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие замечательные мастера экрана - Георгий Вицин, Любовь Соколова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метёлкин, уже имевший, несмотря на молодость, солидный актёрский стаж - участвовавший в фильмах «Анна на шее» и «Военная тайна». Роль матроса Чапина досталась Валентину Никулину. Он же исполнил и звучавшую в картине песню, о которой у Данелии - рассказ особый.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ

«На фильм «Путь к причалу» музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина... порекомендовала пригласить молодого ленинградского композитора Андрея Петрова.

Он приехал - молодой, застенчивый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни...

Музыка была утверждена.

Написать слова я попросил поэта Григория Поженяна. Он написал: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна...» И т.д. В слове е-сли две ноты, а в мелодии три. Поженян потребовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Я сообщил об этом Петрову...

Телеграмма: «Москва. «Мосфильм». Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово!»

Поженян - задира, боксёр, бывший десантник, - узнав, что его назвали Жеженяном, пришёл в ярость и рвался в Ленинград, чтобы набить Петрову морду.

Конфликт уладили так: сказали Поженяну, что фамилию перепутало телеграфное агентство, а переделывать ничего не надо - ни слова, ни музыку. Споём безграмотно: «е-е-сли» - тремя нотами. Так и поёт её в фильме актёр Валентин Никулин.

Песню записали, она нам нравилась, но мелодию никто не мог запомнить - ни члены съёмочной группы, ни я сам. «Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение».

Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна...»

Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было».

Фильм вышел на экраны в конце 1962 года, а накануне официальной премьеры, согласно традиции тех лет, картину привезли в Мурманск. Так что жители областного центра стали первыми её зрителями. «Путь к причалу» понравился им сразу. Это была, буквально, любовь с первого взгляда. Впрочем, оценили его по достоинству не только жители областного центра. Маститый кинокритик Ростислав Юренев писал в журнале «Искусство кино»: «Молодые и одарённые люди делали фильм... В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не замечать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, человеческого. Фильм будоражит воспоминания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен».

Пожалуй, эпилогом к этой картине может послужить ещё один фрагмент из воспоминаний Данелии.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ

«Когда фильм «Путь к причалу» вышел на экраны, Конецкий позвонил и попросил меня срочно приехать в Ленинград.

- Зачем?

- Приедешь - узнаешь.

Он встретил меня и прямо с вокзала повёз в сберкассу. Снял с книжки деньги и протянул мне толстую пачку:

- Потиражные за сценарий. Здесь твоя доля - две тысячи триста сорок. Пятьдесят процентов.

Я в той или иной степени работал над всеми сценариями к моим фильмам. Но меньше всего - над этим.

- Я сценарий не писал и денег не возьму, - сказал я и вышел из сберкассы. Конецкий - за мной:

- Но ты много придумал.

- Это неважно. Я не написал ни строчки.

Тогда он положил деньги на перила мостика (мы шли по мостику через Мойку), сказал:

- Мне чужие деньги не нужны, - и пошёл.

И я сказал:

- И мне не нужны.

И тоже пошёл. А деньги лежали на перилах. Две тысячи триста пятьдесят. Машину можно купить, «Победу».

Фанаберии у нас хватило шагов на семь. Подул ветерок, мы развернулись и, как по команде, рванули назад.

Деньги эти мне очень пригодились, потому что следующий фильм я начал снимать только через год, а между фильмами режиссёрам зарплату не платят».

«Путь к причалу» - один из самых «мурманских» фильмов отечественного кинематографа. И один из самых любимых. Таким, надеюсь, останется он для наших детей и внуков. Недавно его снова показывали. И глядя на телеэкран я поймал себя на том, что берёт за сердце, трогает душу не только великолепная игра актёров, но и сам, показанный в фильме, Мурманск прошлого. Город ставший самостоятельным и полноправным персонажем этой замечательной ленты.
 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx