Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

КИНОТЕАТРЫ

Каждый устоявшийся, признанный вид искусства имеет специальные, соответствующим образом под него приспособленные помещения. Литература - библиотеки, живопись - галереи, музыка - филармонии и концертные залы. Есть такие и у кино. Но появились они, в том числе и у нас на Мурмане, не сразу. Подробная информация о строительстве в послевоенный период в Мурманской области кинотеатров и их техническом оснащении содержится в документах фонда № Р-1114 Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис», хранящихся в Государственном архиве Мурманской области. Переписка областного управления кинофикации с органами исполнительной власти нашего региона, с Государственным комитетом по кинематографии РСФСР содержит зачастую уникальные данные о создании и функционировании кинотеатров по всему Кольскому полуострову. Многие из них ещё ждут своего вдумчивого исследователя, поскольку для написания этой, обзорной, статьи я ограничился использованием документов о кинотеатрах областного центра (ф. Р-1114, оп. 1, д. 29, л. 15, 16, 20; ф. Р-1114, оп. 1, д. 31, л. 9, 10, 16, 68; ф. Р-1114, оп. 1, д. 37, л. 8, 9; ф. Р-1114, оп. 1, д. 42, л. 5; ф. Р-1114, оп. 1, д. 54, л. 1; ф. Р-1114, оп. 1, д. 89, л. 20; ф. Р-1114, оп. 1, д. 141, л. 47). Своё повествование о кинотеатрах начну с самого начала, с дореволюционных времён.

Первые, коротенькие фильмы «Политый поливальщик», «Купание в море», «Прибытие поезда» были показаны братьями Огюстом и Луи Люмьером 28 декабря 1895 года в Париже, в  «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Первые киносеансы, состоявшиеся на Кольском полуострове в 1912 году, проходили в народных домах Попечительства о народной трезвости и на лесопильных заводах. Для демонстрации использовались аппараты «Кок» фирмы братьев Пате. Громоздкие и тяжёлые, они казались тогда чудом техники, открывающим окно в неизвестный, волшебный мир. Рекламный проспект той поры сообщал: «Кок» - безопасен в пожарном отношении... Сам вырабатывает свет... Не требует специальной установки... Весьма прост и прочен в своей конструкции... Портативен - весит около 30 фунтов... Нужен школам и земствам, как учебное и научное пособие... Обществам трезвости, войскам и тюрьмам необходим для целей воспитательных... Выгодное приобретение для разъездов и сеансов. Большой выбор лент».

В 1916 году в новооснованном Мурманске преуспевающий купец Пётр Скрябин построил бревенчатое здание, где и стал крутить фильмы. В описании председателя Центромура Валериана Бжезинского выглядело оно так: «Этот нашумевший в своё время дом Скрябина представлял из себя большой, деревянный, полуутеплённый, вернее уплотнённый от проникновения снега и дождя, сарай. Высота его превышала обычные Мурманские бараки. Скрябин был предприимчив и оборудовал свой дом в качестве кинотеатра, в котором на деревянных скамьях уплотнённо размещалось человек триста посетителей, а иногда и больше». Таков был первый мурманский кинематограф: не лучшим образом оснащённый, с «убийственной», по отзывам современников, акустикой, он притягивал людей лишь одним - там показывали кино. Впрочем, Скрябин не был монополистом. В газете «Мурманский Вестник» тех лет регулярно появлялись объявления, наподобие «Продаётся ручной кинематографический аппарат системы «Кок» с 6-ю лентами и экраном в полной исправности» или «Желаю купить кино-аппарат, новый или подержанный».

В феврале 1920 в Мурманске произошёл антибелогвардейский переворот. Скрябин, как один из активных сторонников прежней власти был схвачен и казнён, а его кинематограф закрыт. Началась эпоха, когда кино на Кольском полуострове мыкалось, не имея собственного, только ему отданного угла. Фильмы показывали в клубах им. Володарского, Водников, Местрана, ОГПУ, в школах и даже в старом, дощатом пожарном депо. «Было холодно, как на улице, - вспоминал эти «пожарные» сеансы гидробиолог Всеволод Васнецов, - ветер свистел в щелях, снежная пыль сверкала в луче кинопроектора. В поход на кинокартину снаряжались будто на полюс: надевали полушубки, тулупы, валенки, свитера - всё, что было тёплого из одежды, и сидели в «зале», опустив уши меховых шапок. И всё же... так промерзали, что, выскочив из сарая, отправлялись домой бегом, чтобы согреться». Иногда, примерно раз в три месяца, в Мурманск прибывал специальный поезд-синематограф для обслуживания рабочих-железнодорожников. Но и тут условия оставляли желать лучшего. Доктор исторических наук, профессор Алексей Алексеевич Киселёв в статье «Как начиналось кино», опубликованной 14 апреля 1982 года в «Полярной правде» приводит высказывание одного из ответственных работников Народного комиссариата путей сообщения, по мнению которого этот передвижной киноклуб вызывал «только раздражение посещающих, так как показывалась снова та же совершенно испорченная фильма, как жаловались рабочие, «рваная Америка».

О необходимости строительства в Мурманске своего кинотеатра задумывались ещё в двадцатых. В частности, на VII губернской партконференции осенью 1925 года обсуждался вопрос о том, чтобы построить в городе «скромный, но уютный кинематограф». Но скоро, как известно, только сказка сказывается. И первый специализированный кинотеатр для демонстрации звуковых фильмов появился в нашем крае уже в следующем десятилетии и отнюдь не в окружном центре. Его торжественно открыли 7 ноября 1932 года в Хибиногорске. Назывался он «Большевик» и был одним из крупнейших в стране - вмещал до 1200 зрителей. Мурманск же ограничился сдачей в тот же день, к 15-й годовщине Октября, в эксплуатацию первой очереди Дома культуры имени Кирова с отдельным кинозалом. И всё же ровно через год кинотеатр в Мурманске появился. Возвели его, согласно проекту застройки города, в новом районе южнее Варничного ручья. Назвали - «Северное сияние». Это было оригинальное, большое, деревянное здание, выполненное в стиле конструктивизма. Крылья его возвышались над центром, имевшим большие окна. Внутри находились вместительный зрительный зал на 800 мест и фойе. Отопление, поначалу, было печным, но уже в наказах городскому совету в 1936 году отмечено: «Установить в кинотеатре «Северное сияние» паровое отопление». О качестве строительства можно судить по описанию, сделанному всего пять лет спустя после ввода кинотеатра в строй. «Длинное приплюснутое здание барачного типа, - сообщала 24 апреля 1938 года корреспондент «Полярки» И. Розанова в статье «О кинотеатре «Северное сияние», - истлевшая крыша, зияющие трещины на стенах, смытая дождями, обвалившаяся штукатурка... Зал - вдоль грязных стен протянуты трубы, низкие стенные панели похожи на банные кабинки, на полу обширные лужи». Подобной критики на страницах газеты тех лет было немало. Как, впрочем, и доказательств тому, что «Северное сияние», несмотря ни на что, оставалось любимейшим местом отдыха мурманчан.

Война оставила руины не только от областного центра в целом, но и конкретно от единственного на весь город кинотеатра. В страшные дни июня 1942года, во время ожесточённых бомбёжек, «Северное сияние» сгорело. Из строя вышли все стационарные кинозалы города. Для демонстрации кинолент приспособили уцелевший от огня спортзал ДК Кирова. Показывали кино и в спортзале школы № 10 - нынешней второй гимназии. Работали кинопроекторы в госпиталях и бомбоубежищах. Крутили фильмы и на фронте - иногда в землянках, но чаще всего экран просто натягивался между двумя деревьями.

Ещё до войны, в 1939-м, в Мурманске начали сооружать второй кинотеатр - на пересечении Ленинградской и Профсоюзной улиц. Потом стало не до строительства, но после победы к стройке решили вернуться. Возвели два зала по 405 мест каждый, в просторном и светлом помещении аппаратной установили аппаратуру - теперь уже отечественную. 7 ноября 1948 года кинотеатр «Родина» открыл свои двери. Первые зрители увидели фильм «Поколение победителей». «Родина» не долго оставалась единственной на весь город. В 1956-м в Росте вошёл в строй кинотеатр «Аврора», а двумя годами позже на месте сгоревшего «Северного сияния» построили новый кинотеатр со старым названием. К началу шестидесятых Мурманская область была признана областью сплошной кинофикации. Не осталось на Кольской земле ни одного населённого пункта без кинотеатра или, хотя бы, киноустановки. Кинотеатры «Дружба» в Никеле, «Юность» в Заполярном, «Восход» в Полярных Зорях, «Юность» в Ковдоре, «Нива» в Кандалакше и многие другие десятилетиями знакомили людей с лучшими фильмами отечественного и зарубежного кинопроката, дарили людям радость и хорошее настроение.

Что касается Мурманска, четвёртый по счёту кинотеатр - «Мир» появился на севере города, в той его части, что именовалась прежде посёлком Бредова. Начальник областного управления кинофикации Н. Вакорин в самом начале 1965 года - сразу после новогодних праздников писал в Государственный комитет по кинематографии, что «завершается строительство кинотеатра на 500 мест в Мурманске. Все общестроительные работы по этому объекту закончены. Полностью смонтирована вся киноаппаратура. В настоящее время производится чистовая покраска помещений. Кинотеатр должен войти в эксплуатацию 29 января 1965 года - точно по плану». Однако далеко не всё и не всегда было так гладко. Тот же Вакорин спустя всего три года сообщал о следующем кинотеатре - «Утёсе», сооружавшемся в районе Больничного городка: «Сорвано по вине строительного треста «Мурманскжилстрой» строительство кинотеатра в г. Мурманске. Кинотеатр должен войти в эксплуатацию с 1 января 1968 года. Ему установлен... государственный план в сумме 80 тысяч рублей. Кинотеатр будет сдан... не раньше 1 июля 1968 года». «Утёсу», вмещавшему 400 зрителей вообще не везло. Изначально, решением исполкома горсовета, ему присвоили имя «Звезда рыбака». Эти слова, изготовленные из букв с газовой подсветкой, планировалось разместить на фасаде здания. Но управление кинофикации посчитав, что «название из двух слов будет выглядеть на фасаде мелко, невыразительно, содержание его в газосветном варианте будет обходиться очень дорого», настоятельно рекомендовало кинотеатр переименовать. В итоге, «Звезда рыбака» из 12 букв стала «Утёсом» из четырёх.

Помимо роста количественного, шёл и качественный. Новые кинотеатры строились широкоформатными и оснащались современной техникой, старые - переоборудовались. Вот фрагмент одного из отчётов конца 60-х: «В кинотеатре «Большевик» (Кировск) установлены в прошлом году новые кинопроекторы. В кинотеатре «Родина» в обеих залах установлена новая звуковоспроизводящая аппаратура. В зелёном зале кинотеатра «Северное сияние» установлены новые чехословацкие кинопроекторы. В кинотеатрах «Север» (Полярный), «Аврора» (Мурманск), «40 лет Октября» (Мончегорск) проекционная аппаратура переведена на новые источники света - ксеноновые лампы. На киноустановках пригородной зоны и в сёлах заменено 45 комплектов устаревшей аппаратуры новыми узкоплёночными аппаратами «Украина». Сегодня и эта техника кажется нам устаревшей, но тогда - она была почти на грани фантастики, особенно в сравнении с древними «агрегатами» фирмы братьев Пате.

Проектирование очередного мурманского кинотеатра на 800 мест началось ещё в 60-е годы, а ввели его в строй в 1973-м. Он получил при рождении имя города и стал, со временем, его главным киноцентром. Помню, как в конце восьмидесятых «Мурманск» поражал северных зрителей южной экзотикой: тропическими растениями и щебечущими на разные лады птицами в живом уголке, от которого было не оторвать зимой не только детей, но и взрослых, скучавших по солнцу и лету. Последним кинотеатром, появившемся в заполярной столице, стала «Атлантика», построенная возле Первомайского рынка и сданная в эксплуатацию досрочно в 1985 году.

Теперь, когда я думаю о мурманских кинотеатрах, вспоминаются не столько здания, сколько фильмы, которые там смотрел. И всё видится в радужном, романтическом свете. Хотя документы свидетельствуют о том, что и разного рода неурядиц тоже хватало, а порой и страсти кипели нешуточные. Вот докладная записка в обком КПСС, сообщающая о том, что 27 мая 1971 года во время вечернего сеанса в «Родине» возник пожар. Обгорели двери запасного выхода и стены лестничной клетки у «розового» зала. Зрителей, около четырёхсот человек, пришлось срочно эвакуировать. Прибывшими по вызову пожарными пламя было потушено.

Через 10 лет, 14 августа 1981 года, из-за аварийного состояния пришлось закрыть «Северное сияние». «Внутренние инженерные сети пришли в негодность, во многих местах протекает кровля, с потолков и стен отваливается штукатурка, - информировал облисполком начальник управления кинофикации Л.Н. Руселло. - Строители к ремонту в 1980 году не приступили, несмотря на наши обращения за помощью в Мурманский горисполком, отделы и управления облисполкома, областной комитет народного контроля... Со дня закрытия кинотеатра валовый сбор сократился на 60 тыс. рублей, ухудшилось кинообслуживание населения города. Работники кинотеатра (в основном женщины) потерявшие 50 процентов постоянного заработка выражают недовольство и обращаются с жалобами в партийные органы». В конце-концов, здание всё-таки отремонтировали.

Ещё почти десятилетие спустя, когда кризисные тенденции в стране нарастали, а криминогенная обстановка в области значительно ухудшилась, в кабинет директора «Родины» проникли воры. Это произошло 18 октября 1990 года. Из сейфа украли находившиеся там деньги, около 4 тысяч рублей - сумма по тем временам не маленькая. Нашли злоумышленников или нет - неизвестно - очень скоро начавшаяся круговерть всеобщего распада отодвинула случившееся на второй план. Ещё бы: развалилась страна, залихорадило экономику, а вместе с ней - систему проката и кинообслуживания населения. Кончилось это тем, что одни кинотеатры, к примеру «Утёс», были закрыты, другие перепрофилированы, как «Мир», ставший рынком или «Северное сияние», отданное Федеральному казначейству. В прежнем, «киношном» качестве сохранились немногие...

Сейчас киножизнь в регионе вроде бы потихоньку идёт на лад. В областном центре действует кинопредприятие «Мурманск», включающее в себя кинотеатры «Мурманск», «Родину», «Атлантику», «Аврору». И то, что совсем недавно казалось остатками былого величия, выглядит ныне началом нового подъёма. Во всяком случае - очень хочется в это верить.